ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
К первому следует отнести оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц. Его суть заключается в использовании «приманок» («ловушек») - специально подготовленных и взятых под контроль объектов, аналогичных тем, на которые обычно покушаются преступники. Приманки помещаются или направляются в места наиболее частого совершения преступлений. Так, для выявления лиц, совершающих кражи автотранспорта, в качестве приманки используется «автомобиль-ловушка», который ставится на неохраняемую стоянку.
В исключительных случаях для выявления лиц, совершающих уличные разбои и грабежи, преступления, посягающие на половую неприкосновенность, в качестве приманки могут использоваться экипированные соответствующим образом сотрудники органов внутренних дел, которые направляются в места наиболее частого совершения аналогичных нападений. При проведении этого вида эксперимента важное значение имеет обеспечение негласного контроля за объектами-приманками, в качестве которых выступают люди. В таких случаях на первый план должны ставиться безопасность жизни и здоровья участников эксперимента, а поэтому при наличии сомнения в обеспечении их полной безопасности, от проведения такого оперативного эксперимента следует отказаться.
Второй вид оперативного эксперимента имеет своей целью документирование преступных действий, задержание с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, т.е. он проводится в отношении конкретных лиц. Чаще всего этот вид эксперимента применяется для разоблачения взяточников. В качестве взяткодателя-приманки могут выступать как оперативные работники, легендирующие свою личность, так и лица, у которых взятка вымогается подозреваемым.
Такой эксперимент может проводиться и в отношении лиц, обоснованно
подозреваемых в незаконном сбыте наркотиков, оружия и других предметов, изъятых из гражданского оборота. В качестве покупателя-приманки могут выступать оперативные работники под соответствующей легендой либо негласные сотрудники. Целью оперативного эксперимента является обнаружение у продавца запрещенных предметов и их изъятие.
Для обеспечения законности при проведении оперативного эксперимента необходимо соблюдать следующие требования:
Для того чтобы исключить возможность провокации при проведении оперативного эксперимента в отношении конкретных лиц, рекомендуется соблюдать ряд дополнительных условий, вытекающих из опыта деятельности правоохранительных органов:
первое - прежде чем принять решение о проведении оперативного эксперимента, необходимо получить абсолютно достоверную и, желательно, из разных источников информацию о совершении лицом противоправных деяний (например, при проведении эксперимента в отношении взяткополучателя целесообразно иметь показания не менее двух человек, у которых взятка вымогалась);
второе - инициатива в замысле и подготовке преступления должна исходить от заподозренного субъекта (например, лицо должно само высказать намерение приобрести оружие или наркотики, имея при этом необходимые средства);
третье - желание заподозренного субъекта совершить противозаконную сделку должно быть зафиксировано с помощью материальных носителей информации, которые могут использоваться в процессе доказывания.
Оперативный эксперимент, несмотря на некоторое сходство, имеет ряд принципиальных отличий от следственного эксперимента. Во-первых, различны цели проведения этих мероприятий: следственный эксперимент, как известно, направлен на проверку собранных и получение новых доказательств, а оперативный - на обнаружение преступных проявлений.
Во-вторых, они отличаются по своим временным характеристикам: если следственный эксперимент направлен на проверку событий, имевших место в прошлом, то оперативный - на настоящие и будущие действия преступников. Отсюда следует, что если выбор времени проведения следственного эксперимента не имеет принципиального значения, то оперативный должен проводиться именно в то время, когда вероятность проявления преступных намерений максимальна.
В-третьих, следственный эксперимент не порождает новых уголовноправовых отношений, а оперативный - направлен на их возникновение.
Оперативный эксперимент имеет некоторое сходство с оперативной комбинацией, определенной в теории ОРД как способ решения оперативнотактических задач путем искусственного создания условий для наступления прогнозируемых событий. Однако следует иметь в виду, что понятие оперативной комбинации шире, т.к. круг решаемых ею задач характеризуется значительным разнообразием, и, более того, оперативный эксперимент может выступать в качестве структурного элемента оперативной комбинации
, т.е. быть ее составной частью.
В соответствии с законом оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел. Перед его осуществлением составляется план, в котором указываются основания проведения, содержание, время, место, используемые силы и средства, тактические приемы и методы.
Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом оперативного сотрудника, а в случае выявления и задержания лиц, совершивших преступление, - актом. К акту должны приобщаться физические носители информации, полученные в результате применения специальных технических средств.
Результаты оперативного эксперимента в случае совершения проверяемым лицом действий, содержащих признаки преступления, могут служить основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае акт оперативного эксперимента с объяснениями и рапортами участвующих в нем лиц, а также постановление о его проведении должны передаваться следователю для использования в процессе доказывания.
Вывод по вопросу: Таким образом, ОРМ данного вида должны проводиться на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. В их число входят четыре оперативно-розыскных мероприятия: проверочная закупка, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент.
Заключение
Осуществление сложных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с задействованием усилий нескольких подразделений или органов, длительной подготовкой, организацией взаимодействия с рядом российских и иностранных государственных органов или проведение которых связано с опасностью для жизни лиц, участвующих в их реализации, либо с риском наступления общественно опасных последствий, осуществляются, как правило, в рамках специальной операции, т.е. совокупности проводимых различными субъектами действий, согласованных по месту, времени, кругу лиц и иным обстоятельствам. Такие оперативно-розыскные мероприятия проводятся, как правило, по плану, который санкционируется соответствующими руководителями.
Сведения об организации, тактике проведения оперативно-розыскного мероприятия и ряде других его компонентах составляют государственную тайну. Организация и тактика определяется межведомственными или ведомственными нормативными актами государственных органов, уполномоченных на проведение таких мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, проводятся на основании судебного решения и только при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД.
Острые оперативно-розыскные мероприятия (внедрение, контролируемая поставка веществ и предметов, оборот которых запрещен или ограничен, оперативный эксперимент) осуществляются на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей определяется приказами руководителей ведомств, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-служебные документы о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях систематизируются в делах оперативного учета с соблюдением требований секретного делопроизводства.
Список используемой литературы:
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон Российской Федерации от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ с изм. и доп. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России»
3. Алексеев В.В. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.В. Алексеев и др. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 175 с.
4. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые и теоретические основы : учебник и практикум для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 343 с.
5. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 342 с.
6. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (для иностранных слушателей) : учебное пособие : Особенная часть. - Белгород : Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2021. - 146 с.
7. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 795 с. - (Высшее образование: Бакалавриат ).
8. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность : учебное пособие. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. - 203 с.
9. Шаров В.И. Оперативно-разыскная деятельность и интернет: монография / В.И. Шаров. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2021. - 116 с.
10. Шляхтин Е.П., Гараев М.И., Ненароков С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : учебно-методическоепособие / авт. - сост. Е.П. Шляхтин, М.И. Гараев, С.В. Ненароков. – Казань : КЮИ МВД России, 2017. - 273 с.
К первому следует отнести оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц. Его суть заключается в использовании «приманок» («ловушек») - специально подготовленных и взятых под контроль объектов, аналогичных тем, на которые обычно покушаются преступники. Приманки помещаются или направляются в места наиболее частого совершения преступлений. Так, для выявления лиц, совершающих кражи автотранспорта, в качестве приманки используется «автомобиль-ловушка», который ставится на неохраняемую стоянку.
В исключительных случаях для выявления лиц, совершающих уличные разбои и грабежи, преступления, посягающие на половую неприкосновенность, в качестве приманки могут использоваться экипированные соответствующим образом сотрудники органов внутренних дел, которые направляются в места наиболее частого совершения аналогичных нападений. При проведении этого вида эксперимента важное значение имеет обеспечение негласного контроля за объектами-приманками, в качестве которых выступают люди. В таких случаях на первый план должны ставиться безопасность жизни и здоровья участников эксперимента, а поэтому при наличии сомнения в обеспечении их полной безопасности, от проведения такого оперативного эксперимента следует отказаться.
Второй вид оперативного эксперимента имеет своей целью документирование преступных действий, задержание с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, т.е. он проводится в отношении конкретных лиц. Чаще всего этот вид эксперимента применяется для разоблачения взяточников. В качестве взяткодателя-приманки могут выступать как оперативные работники, легендирующие свою личность, так и лица, у которых взятка вымогается подозреваемым.
Такой эксперимент может проводиться и в отношении лиц, обоснованно
подозреваемых в незаконном сбыте наркотиков, оружия и других предметов, изъятых из гражданского оборота. В качестве покупателя-приманки могут выступать оперативные работники под соответствующей легендой либо негласные сотрудники. Целью оперативного эксперимента является обнаружение у продавца запрещенных предметов и их изъятие.
Для обеспечения законности при проведении оперативного эксперимента необходимо соблюдать следующие требования:
-
условия и объекты для проявления преступных намерений, воспроизводимые в ходе эксперимента, должны обеспечивать возможность выбора того или иного варианта поведения заподозренных лиц; -
в процессе эксперимента должны, как правило, использоваться методы пассивного наблюдения (например, при проведении операции с автомашинами- ловушками) или выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, размера незаконного вознаграждения (например, при выявлении взяточников); -
при проведении эксперимента запрещается провоцировать или принуждать лицо к совершению противоправных действий; ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами.
Для того чтобы исключить возможность провокации при проведении оперативного эксперимента в отношении конкретных лиц, рекомендуется соблюдать ряд дополнительных условий, вытекающих из опыта деятельности правоохранительных органов:
первое - прежде чем принять решение о проведении оперативного эксперимента, необходимо получить абсолютно достоверную и, желательно, из разных источников информацию о совершении лицом противоправных деяний (например, при проведении эксперимента в отношении взяткополучателя целесообразно иметь показания не менее двух человек, у которых взятка вымогалась);
второе - инициатива в замысле и подготовке преступления должна исходить от заподозренного субъекта (например, лицо должно само высказать намерение приобрести оружие или наркотики, имея при этом необходимые средства);
третье - желание заподозренного субъекта совершить противозаконную сделку должно быть зафиксировано с помощью материальных носителей информации, которые могут использоваться в процессе доказывания.
Оперативный эксперимент, несмотря на некоторое сходство, имеет ряд принципиальных отличий от следственного эксперимента. Во-первых, различны цели проведения этих мероприятий: следственный эксперимент, как известно, направлен на проверку собранных и получение новых доказательств, а оперативный - на обнаружение преступных проявлений.
Во-вторых, они отличаются по своим временным характеристикам: если следственный эксперимент направлен на проверку событий, имевших место в прошлом, то оперативный - на настоящие и будущие действия преступников. Отсюда следует, что если выбор времени проведения следственного эксперимента не имеет принципиального значения, то оперативный должен проводиться именно в то время, когда вероятность проявления преступных намерений максимальна.
В-третьих, следственный эксперимент не порождает новых уголовноправовых отношений, а оперативный - направлен на их возникновение.
Оперативный эксперимент имеет некоторое сходство с оперативной комбинацией, определенной в теории ОРД как способ решения оперативнотактических задач путем искусственного создания условий для наступления прогнозируемых событий. Однако следует иметь в виду, что понятие оперативной комбинации шире, т.к. круг решаемых ею задач характеризуется значительным разнообразием, и, более того, оперативный эксперимент может выступать в качестве структурного элемента оперативной комбинации
, т.е. быть ее составной частью.
В соответствии с законом оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел. Перед его осуществлением составляется план, в котором указываются основания проведения, содержание, время, место, используемые силы и средства, тактические приемы и методы.
Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом оперативного сотрудника, а в случае выявления и задержания лиц, совершивших преступление, - актом. К акту должны приобщаться физические носители информации, полученные в результате применения специальных технических средств.
Результаты оперативного эксперимента в случае совершения проверяемым лицом действий, содержащих признаки преступления, могут служить основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае акт оперативного эксперимента с объяснениями и рапортами участвующих в нем лиц, а также постановление о его проведении должны передаваться следователю для использования в процессе доказывания.
Вывод по вопросу: Таким образом, ОРМ данного вида должны проводиться на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. В их число входят четыре оперативно-розыскных мероприятия: проверочная закупка, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент.
Заключение
Осуществление сложных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с задействованием усилий нескольких подразделений или органов, длительной подготовкой, организацией взаимодействия с рядом российских и иностранных государственных органов или проведение которых связано с опасностью для жизни лиц, участвующих в их реализации, либо с риском наступления общественно опасных последствий, осуществляются, как правило, в рамках специальной операции, т.е. совокупности проводимых различными субъектами действий, согласованных по месту, времени, кругу лиц и иным обстоятельствам. Такие оперативно-розыскные мероприятия проводятся, как правило, по плану, который санкционируется соответствующими руководителями.
Сведения об организации, тактике проведения оперативно-розыскного мероприятия и ряде других его компонентах составляют государственную тайну. Организация и тактика определяется межведомственными или ведомственными нормативными актами государственных органов, уполномоченных на проведение таких мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, проводятся на основании судебного решения и только при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД.
Острые оперативно-розыскные мероприятия (внедрение, контролируемая поставка веществ и предметов, оборот которых запрещен или ограничен, оперативный эксперимент) осуществляются на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей определяется приказами руководителей ведомств, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-служебные документы о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях систематизируются в делах оперативного учета с соблюдением требований секретного делопроизводства.
Список используемой литературы:
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон Российской Федерации от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ с изм. и доп. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России»
3. Алексеев В.В. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.В. Алексеев и др. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 175 с.
4. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые и теоретические основы : учебник и практикум для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 343 с.
5. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 342 с.
6. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (для иностранных слушателей) : учебное пособие : Особенная часть. - Белгород : Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2021. - 146 с.
7. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 795 с. - (Высшее образование: Бакалавриат ).
8. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность : учебное пособие. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. - 203 с.
9. Шаров В.И. Оперативно-разыскная деятельность и интернет: монография / В.И. Шаров. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2021. - 116 с.
10. Шляхтин Е.П., Гараев М.И., Ненароков С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : учебно-методическоепособие / авт. - сост. Е.П. Шляхтин, М.И. Гараев, С.В. Ненароков. – Казань : КЮИ МВД России, 2017. - 273 с.