Файл: 22 28 оперативнорозыскные мероприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Негласное обследование проводят специальные оперативно-технические подразделения органов внутренних дел с участием инициатора запроса. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного осмотра объектов производится в исключительных случаях и только с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении этого мероприятия.

Во время этого вида обследования обстановка не нарушается и соответствующим образом фиксируется (составляются планы схемы, производится фотографирование, видеосъемка, документа копируются). При необходимости создаются условия для следообразования (расставляются химические ловушки, объекты, притягивающие микрочастицы или реагирующие на появление в зоне их действия человека, и пр.).

К участию во всех видах обследования целесообразно приглашать специалиста, обладающего навыками отыскания соответствующих следов, фиксации обстановки, установки химических ловушек, технических средств аудио-, видеоконтроля и т.п. Результаты деятельности специалиста подробно фиксируются в справках, актах, составляемых по окончании обследования, с точным указанием технических характеристик примененных и внедренных технических средств фиксации информации.

Результаты негласного обследования оформляются актом сотрудника оперативного подразделения, его осуществлявшего, с приложением соответствующих планов - схем и изъятых предметов. Эти акты к материалам уголовного дела не приобщаются, а хранятся в материалах оперативно-розыскного производства.

В заключении необходимо отметить, что законодательство предусматривает следующие оперативно-розыскные мероприятия не требующие судебного и ведомственного санкционирования: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Каждое из вышеперечисленных мероприятий имеет важное значение в оперативно розыскной деятельности. Особое внимание нужно уделить наведению справок, необходимо учитывать, что законодательство ограничивает доступ к информации, относящейся к частной жизни граждан, к сведениям, составляющим профессиональную тайну (коммерческую, банковскую, тайну денежных вкладов, нотариальную, врачебную и журналистскую), предоставление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами. А так же наблюдение, поскольку - мероприятие ограниченного характера, то простая (физическая) форма его осуществления используется по решению руководителя оперативного аппарата УМВД области (края), как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Квалифицированная (электронная) форма наблюдения проводится только на основании решения суда, поскольку предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища.


Данные оперативно розыскные мероприятия направлены на поиск и добывание информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, и проводимые должностными лицами государственных органов, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Вывод по вопросу: ОРМ - это общественно значимое, умышленно проводимое уполномоченными на то лицами, на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, в целях добывания фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности.

К оперативно-розыскным мероприятиям, не требующие ведомственного разрешения относятся:

  1. опрос;

  2. наведение справок;

  3. сбор образцов для сравнительного исследования;

  4. исследование предметов и документов;

  5. наблюдение;

  6. отождествление личности;

  7. обследование помещений, зданий, сооружений, участком местности и транспортных средств.


Вопрос № 3. Оперативно-розыскные мероприятия, требующие ведомственного разрешения

К данной группе относятся оперативно-розыскные мероприятия, которые, согласно ФЗ об ОРД, должны проводиться на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. В их число входят четыре оперативно-розыскных мероприятия: проверочная закупка, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент.

Проверочная закупка - это совершение мнимой сделки купли-продажи с лицом, заподозренным в противоправной деятельности (обмане потребителей, торговле предметами, изъятыми из гражданского оборота, мошенничестве и т.д.), с целью установления фактов и способов противоправной деятельности, их участников и других обстоятельств для использования информации в ходе решения задач ОРД.

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и предметы, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.д.).



Проверочная закупка обычных предметов и вещей осуществляется на основании рапорта сотрудника оперативного аппарата с обоснованием необходимости ее проведения и предполагаемых затрат. Так же для проведения проверочной закупки предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, необходимо вынести постановление, требующее утверждения руководителя органа внутренних дел.

Проверочная закупка может быть проведена сотрудником оперативного аппарата или любым другим лицом, действующим по его поручению, в т.ч. оказывающим конфиденциальное содействие.

В зависимости от целей и организационно-тактических форм проведения этого оперативно-розыскного мероприятия можно выделить три основных вида проверочной закупки: легендированная, гласная и негласная.

Легендированная проверочная закупка проводится оперативным сотрудником, легендирующим свою принадлежность к органам внутренних дел, либо по его поручению другими лицами с целью выявления фактов незаконной торговли, владения запрещенными предметами, сбыта похищенного имущества, мошенничества и других противоправных действий проверяемых лиц.

Результат проверочной закупки в случае обнаружения признаков правонарушения, как правило, легализуется немедленно и может служить основанием для привлечения лица к уголовной либо административной ответственности. Факт совершенной сделки купли-продажи оформляется актом проверочной закупки, в котором указываются время, место, обстоятельства совершения сделки, участвующие в ней лица, а также вид, размер, вес и особенности приобретенного товара. Купленный товар должен быть упакован и опечатан для дальнейшего направления его на исследование или экспертизу. Если факт продажи товара содержит в себе состав престу­пления или административного правонарушения, то продавец может быть за­держан и доставлен в помещение ОВД.

Гласная проверочная закупка проводится на предприятиях торговли и общественного питания с целью предупреждения и выявления фактов обмана потребителей. Ее отличительной особенностью является то, что она, во-первых, давно и широко используется в деятельности не только подразделений по борьбе с экономической преступностью, но и других контролирующих органов, не являющихся субъектами ОРД; во-вторых, в большей степени имеет профилактическую направленность; в-третьих, для гласных закупок могут использоваться не только мнимые, но и действительные сделки купли-продажи, осуществляемые обычными покупателями.


Гласная закупка легализуется немедленно после завершения сделки купли-продажи. Получив товар, лицо, проводящее закупку, объявляет продавцу о цели своих действий с предъявлением документов, удостоверяющих должностное положение, и в присутствии понятых производит контрольное взвешивание. Результаты контрольной закупки оформляются актом с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами.

Негласная проверочная закупка, в отличие от предыдущих, имеет своей главной целью выявление и документирование преступных действий разрабатываемых лиц. Ее результаты оформляются справкой оперативного работника, при необходимости объяснениями привлеченных к ее проведению граждан, а также сообщениями лиц, оказывающих конфиденциальное со­действие. К письменным документам должны приобщаться приобретенные образцы товара.

В отличие от предыдущих видов проверочных закупок, негласная закупка не предусматривает немедленную легализацию и реализацию ее результатов. Полученные в ходе негласной проверочной закупки материалы анализируются и приобщаются к материалам дел оперативного учета для последующего использования.

Предметы, приобретенные в процессе проверочной закупки, могут использоваться в качестве доказательств по уголовному делу; оприходоваться для решения других задач ОРД; реализовываться для возмещения понесенных затрат, либо уничтожаться по акту в случае невозможности их дальнейшего использования.

Оперативное внедрение - это комплекс целенаправленных действий по легендированному вводу сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в группу лиц (конкретному лицу), криминогенную среду или объекты, участки местности в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

В силу своей сложности оперативное внедрение представляет собой тактическую операцию, требующую тщательного планирования как подготовительных действий, так и мер обеспечивающего и защитного характера. В постановлении на его проведение должны обосновываться необходимость, имеющиеся возможности для осуществления, решаемые задачи, сроки внедрения, линия поведения внедряемого лица, пределы активности при имитации преступной деятельности, варианты действий в экстремальных ситуациях. Оперативное внедрение штатных сотрудников органов внутренних дел осуществляется, как правило, по имеющимся в производстве делам оперативного учета, а при их отсутствии по разрешению федерального министра или его заместителей.