ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Городская реформа
Городская реформа 1870 года — одна из либеральных реформ императора Александра II, изменившая принципы городского самоуправления и повысившая возможности населения контролировать и развивать своё городское хозяйство.
Реформа проводилась в 509 городах европейской части России (исключение территории Финляндии и Польши), создавая местные всесословные и выборные органы самоуправления. Это была одна из либеральных реформ Александра 2, но воспринята населением она была неоднозначно. Причина в том, что права и свободы местного самоуправления были чисто иллюзорными.
Причины реформы:
1. Отмена крепостного права.
2. Развитие капиталистических отношений.
3. Рост и усложнение их социальной структуры.
4. Жалованная грамота городам 1785г. уже не соответствовала глубоким социальным переменам, происходившим в городской жизни.
5. Введение городского самоуправления согласно « Городовому положению» от 16 июня 1870г., в компетенцию которого входили вопросы: благоустройство городов; устройство рынков, базаров; попечение о местной торговле и промышленности; здравоохранение и народное образование; принятие санитарных и противопожарных мер; установление местных сборов.
Подготовка к реформе
Подготовкой городской реформы занимался Министр внутренних дел России П.Валуев, которому соответствующее поручение дал Александр 2 в июле 1862 года. В общей сложности на создание «Городового положения» ушло 8 лет.
Уже в 1862 году в более чем 500 крупнейших городах европейской части России начали работу специальные комиссии. Зада каждой комиссии заключалась в создании материалов, которые бы описывали возможности изменения системы управления городов. Все эти материалы были объединены в «Городовое положение», проект которого был передан Александру 2 уже в 1864 году. Император утвердил проект реформы, после чего проект прошел проверку Кодификационной комиссии, а в 1866 году Государственный Совет Российской Империи начал изучение проекта реформы. Здесь документ рассматривали без малого 4 года. Только 16 июня 1870 года император подписал «Городовое положение», тем самым запустив городскую реформу.
Суть реформы и основные преобразования
Городская реформа 1870 года создавала в каждом городе 2 формально независимые инстанции:
Городская дума - распорядительный орган.
Городская управа - исполнительный орган.
Если же рассматривать общую концепцию городского управления по реформе Александра 2 выглядит следующим образом.
Избирательская система.
Городская дума избиралась на 4 года путем проведения выборов по трем куриям, которые формировались по объемам уплачиваемых налогов горожанином. Первая курия - крупные, 2 курия - средние, 3 курия - мелкие налогоплательщики. Каждая курия избирала «гласных» (аналог современных депутатов), которые формировали Городскую Думу. Причем количество «гласных» для каждой курии было равным. Неравным было только количество избирателей. Например, при проведении выборов в Петербурге в первую курию попали 275 избирателей, а во вторую - 850.
Кто имел право голоса
Правом голоса по реформе наделялись горожане, которые:
Были старше 25 лет
Были подданными Российской Империи
Не имели задолженностей по налоговым платежам
Имели в собственности недвижимость в городе
Положительные итоги
-
Значительное улучшение благоустройства городов.
Улучшение системы здравоохранения и народного образования.
Создание сети попечительских заведений.
Отрицательные итоги:
1.Органы городского самоуправления были лишены значительной доли самостоятельности.
2. Преобладание торгово –промышленной буржуазии в органах городского самоуправления.
3. Надзор со стороны губернатора и градоначальника.
4. Рабочие, служащие, интеллигенция, составлявшие основную массу населения города, были отстранены от участия в городском самоуправлении как неплательщики городских налогов.
5. Городские средства использовались главным образом в интересах имущих слоев
Вывод:
Изучая работу городских дум и управ более глубоко, важно отметить, что у них не было никакой самостоятельности и действительной власти. Вся самостоятельность ограничивалась принятием незначительных, даже для города, решений. Для масштабных изменений и дел у Думы не было ресурсов и власти. Например, для реализации своих решений часто им приходилось обращаться к полиции, сборщикам налогов и других лицам, которые находились в подчинении государства и губернаторов. Поэтому реформа 1870 года дала иллюзорность наличия власти у органов местного самоуправления. Реальная же власть во всех городах по-прежнему находилась в руках губернатора и государства.