Файл: Контрольная работа по теме Базы данных в Excel 72 IV. Макросы в ms excel 78 Макросы для автоматизации работ 78.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 758
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 5.4.
Данные о продажах
№ | Информация | Тип данных |
1 | Номер продажи | числовой |
2 | Дата продажи | дата |
3 | Код товара | числовой |
4 | Наименование товара | строковый |
5 | Цена (розничная) | числовой |
6 | Количество | числовой |
Перечисленные группы данных организованы в виде таблиц, хранение и заполнение которых производится в бумажном варианте.
Первые две таблицы относительно небольшие и информация в них меняется сравнительно редко. Такого рода таблицы, содержащие условно-постоянную информацию, обычно называются справочными.
Две других таблицы очень обширны и постоянно дополняются новыми записями, поскольку процессы поставок и продаж идут постоянно.
Независимой информацией в этих таблицах является только дата поставки/продажи, поставленное/проданное количество товара и его код.
Остальная информация (наименование товара и цена) определяется по коду товара из справочных таблиц.
Таким образом все таблицы связаны между собой в следующую схему данных – рис. 5.1.
Рис. 5.1. Взаимосвязь между данными учетной деятельности магазина сувениров.
Данные, находящиеся в таблицах «Поставки» и «Продажи», используются затем для оценки параметров хозяйственной деятельности магазина.
Это прежде всего:
-
Суммы продаж. Необходимы для расчета выручки от продаж. Расчет ведется по следующей схеме.
Для каждого факта продажи сначала рассчитывается сумма продажи:
Vi = ki*Ci, (5.1)
где Vi – выручка в i-ой продаже;
ki – количество товара в i-ой продаже;
Ci – розничная цена товара в i-ой продаже.
Розничная цена рассчитывается по формуле;
Cr = Copt*(1+N), (5.2)
где Copt – оптовая цена товара;
N – величина наценки на данный товар.
Общая сумма выручки определяется как сумма всех продаж за отчетный период времени:
V0 = ∑Vi (5.3)
-
Суммы поставок. Необходимы для расчета сумм оплаты поставщикам. Расчет ведется по следующей схеме.
Для каждого факта поставки сначала рассчитывается сумма поставки:
Si=ki*Ci, (5.4)
где Si – сумма i-ой поставки;
ki – количество товара в i-ой поставке;
Ci – оптовая цена товара в i-ой поставке.
Общая сумма поставок определяется как сумма всех поставок за отчетный период времени:
S0 = ∑Si (5.5)
-
Прибыль за отчетный период. Рассчитывается исходя из первых двух показателей по формуле:
P = V0 – S0 (5.6)
5.2.2. Разработка проекта
5.2.2.1. Проектирование базы данных
Исходя из разработанной информационной модели магазина база данных должна состоять из четырех взаимосвязанных таблиц – рис. 5.1.
Однако исходя из требований получения отчетности эти таблицы должны быть расширены:
– в таблице «Продажи» необходимо добавить поле «Сумма продажи», которое рассчитывается по формуле (5.1).
– в таблице «Поставки» необходимо добавить поле «Сумма поставки», которое рассчитывается по формуле (5.4).
Кроме того, система должна обеспечивать типовые операции при работе с базой данных:
– ввод новых данных;
– удаление ненужных данных;
– редактировать имеющиеся данные;
– производить сортировку данных по заданным критериям;
– производить поиск необходимой информации.
– формировать необходимые отчеты. Например, отчеты о доходах и расходах.
5.2.2.2.Проектирование общей архитектуры
Под архитектурой понимается общая структура ИС. Она тесно связана с интерфейсом и дизайном системы. Продуманность указанных аспектов должна обеспечить удобство работы конечных пользователей и, в конечном счете, определяет коммерческий успех ИС.
В отличие от программирования создание интерфейса процесс очень творческий и потому плохо формализуемый. Здесь все зависит от опыта разработчика с подобными системами, знания объекта автоматизации (предметной области) и знания возможностей среды разработки.
В данном случае можно предложить следующую архитектуру.
1. При запуске ИС должна появиться заставка;
2. После щелчка по ней мышью система должна перейти к главному меню
;
3. Главное меню должно обеспечивать доступ к следующим функциям системы:
– сведения о товарах;
– сведения о продажах;
– сведения о поставщиках;
– сведения о поставках;
– отчеты;
– выход.
4. При выборе соответствующего пункта меню система должна переходить на нужную форму (применительно к Excel произойдет переход на соответствующий лист), где реализованы необходимые операции.
5. На каждом листе должна находиться кнопка возврата к главному меню.
Спроектированная архитектура в виде схемы представлена на рис.5.2.
Рис. 5.2. Общая архитектура ИС
5.2.3. Создание ИС
5.2.3.1. Создание общей архитектуры
Работа по созданию ИС начинается с создания ее компонентов.
Основные методы использования возможностей Excel при разработке приложений описаны в [7].
Поэтому создадим новый документ Excel и, в соответствии с проектом, создадим эти компоненты. Очевидно, что исходя из возможностей Excel, запланированные компоненты будут находиться на отдельных листах.
По умолчанию в Excel уже имеются три листа.
Поэтому командой Вставка > Лист создаем нужное количество листов.
Переименуем листы в соответствии с проектом:
Лист1 –> Заставка
Лист2 –> Меню
Лист3 –> Товары
Лист4 –> Продажи
Лист5 – > Поставщики
Лист6 – > Поставки
Лист7 – > Отчеты
5.2.3.2. Организация переходов между объектами
Начнем с оформления заставки:
– переходим на лист «Заставка»;
– вызываем объект WordArt и оформляем его нужным образом (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Пример оформления заставки
Естественно, что оформление заставки дело также очень творческое и здесь можно использовать все средства компьютерной графики.
Например:
– убрать сетку листа, заголовки строк и столбцов (командой Сервис > Параметры > Снять галочки с параметра «Сетка» и «Заголовки строк и столбцов»);
– командой Формат > Лист > Подложка
выбрать фоновый рисунок.
В функциональном плане от заставки требуется только вывести на экран название системы и по щелчку мыши перейти на лист меню.
При работе в Excel переход между листами обычно производится путем выбора ярлычков нужного листа.
Но наличие ярлычков характерно только для Excel. В прикладных же программах переходы осуществляются с использованием Windows или Web–интерфейса. Все эти возможности несложно реализовать и в Excel.
В данном случае переход к меню естественнее всего организовать с помощью гиперссылки.
Поэтому:
– выделяем надпись на титульном листе и выполним команды:
Вставка > Гиперссылка > Место в документе > Меню > Ok;
– проверьте действие гиперссылки. При щелчке по надписи система должна перейти на пока еще пустой лист «Меню».
По аналогичной технологии можно было бы сделать и главное меню системы на листе «Меню».
Однако для этой цели имеются и более профессиональные средства – это, прежде всего, макросы.
В общем случае макросы представляют собой встроенные в документ Excel программы на Visual Basic. Они применяются в тех случаях, когда встроенных средств Excel не достаточно. По назначению их можно весьма условно разделить на следующие группы:
1. Макросы, обеспечивающие автоматизацию операций по обеспечению работы в Excel;
2. Макросы вычислительного характера;
3. Макросы, обеспечивающие необходимый интерфейс для вычислений.
В настоящем разделе покажем использование макросов для создания интерфейса.
На рис.5.4 приведен вариант интерфейса, который мы хотим создать в нашей системе.
Рис. 5.4. Внешний вид главного меню ИС
5.2.3.3. Этапы создания интерфейса
Создание макросов для кнопок
Согласно плану проекта созданные кнопки должны обеспечить выполнение следующих команд – табл.5.5.
Таблица 5.5.
Назначение кнопок
N | Кнопка | Назначение |
1 | «Товары» | Переход на лист «Товары» |
2 | «Продажи» | Переход на лист «Продажи» |
3 | «Поставщики» | Переход на лист «Поставщики» |
4 | «Поставки» | Переход на лист «Поставки» |
5 | «Отчеты» | Переход на лист «Отчеты» |
6 | «Выход» | Выход из Excel |
7 | «Меню» на расчетных листах | Переход на лист «Меню» |
Все макросы, выполняющие указанные команды, создаются практически одинаково.
1. Перейти на Лист1.
2. Выполнить команды – Сервис > Макрос > Начать запись.
3. На запрос о параметрах макроса необходимо только указать осмысленное имя макроса. Например, Товары и затем «Ok». При вводе имени макроса нельзя использовать пробелы.
4. Система перейдет в режим записи макроса. Но в Excel, в отличие от Word, нет внешних признаков того, что система находится в режиме записи. Поэтому здесь необходимо очень аккуратно выполнить только необходимые команды и тут же остановить запись.
5. Применительно к рассматриваемой задаче – щелкнуть по ярлычку «Товары» и затем Сервис > Макрос > Остановить запись.
Точно также можно создать макросы перехода – «Продажи», «Расчет з/п», «Отчеты» и т.д.
Но удобнее (и быстрее) остальные макросы создать следующим образом:
-
После создания первого макроса («База данных») перейти в редактор Visual Basic – Сервис > Макрос > Макросы > Выбрать только что созданный > Изменить. -
Система перейдет в редактор Visual Basic, в котором мы увидим, как выглядит наш макрос в виде команд Бейсика. Если все было сделано правильно, то там должно быть примерно следующее: