Файл: Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине Основы теории коммуникации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине «Основы теории коммуникации»:
-
Коммуникация и общество. ТК как наука и дисциплина. Предмет и задачи теории коммуникации.
Термин «коммуникация» происходит от латинского «соmmunico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь».
Коммуникация - это форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
(Вариант 2) Коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени
Общество — не столько совокупность индивидов сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом.
Теория коммуникации — одна из наиболее перспективных отраслей современного научного знания. Коммуникация — явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественно-научного и технического циклов. Это вызывает необходимость создания теории, интегрирующей и обобщающей достигнутые результаты научных исследований в данной области. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения. Однако каждый новый исследователь, столкнувшийся с ними, обнаруживал, что коммуникативная проблематика оказывается едва ли не самой запутанной.
Цель данного курса состоит в том, чтобы дать основы коммуникативного знания всем, кто ясно понимает, что условием успешности их профессиональной и общественной деятельности является умение правильно общаться и взаимодействовать с людьми.
Теория коммуникации — сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие. Все большая востребованность коммуникативных знаний и навыков, которую ощутила отечественная наука, как и общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», привела к тому, что о проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания.
Особенно заметный рост исследовательского интереса к проблемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине XX в. Вызван он был в первую очередь бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных электронных систем связи. С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других термины «коммуникация», «информация», «информационный обмен» получили широкое распространение в самых разных отраслях науки
2. Основные понятия и законы теории коммуникации.
Коммуникация - это процесс обмена информацией и смыслами между элементами системы (людьми, организациями и тл).
Социальная коммуникация – деятельность, имеющая цель, предполагающая двух или более участников и заключающаяся в обмене информацией в виде сообщений, которые отправляются и принимаются по различным каналам, могут искажаться под воздействием шума, существуют в некотором контексте, оказывает определенный эффект на адресата и оставляет возможность для обратной связи.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Проблема соотношения понятий коммуникация и общение:
1 подход: эти понятия можно отождествлять (Т. Парсонс, К. Черри, Выготский, Курбатов, Леонтьев)
2 подход: (М. С. Коган) общение – субъект – субъектная связь, при которой нет отправителя и получателя сообщений.
Коммуникация – субъект – объектный характер. Она монологична.
3 подход: Андреева
Коммуникация – один из этапов общения
Общение делится на 3 стадии:
•взаимное изучение и оценка намерений
•передача информации
•воздействие общающихся друг на друга
4 подход: Соколов
Общение – одна из форм коммуникационной деятельности
Формы коммуникации:
1. Субъект - субъектные отношения
2. Субъект - объектные
3. Объект – субъектные
Отправитель - получатель
Источник - реципиент
Адресант - адресат
Коммуникатор - коммуникант, приемник.
Информация - Сведение об объектах и явлениях окр. среды , их свойствах, параметрах и состоянии, которые воспринимают биологическую социальную систему в процессе жизнедеятельности.
Коммуникационное пространство – система многообразных коммуникационных связей, возникающих между разными агентами коммуникации. Включается 2 параметра : плотность и протяженность.
Коммуникационное время - длительность и последовательность коммуникационных актов.
Специфика законов, формулируемых теорией коммуникации, во многом определяется ее предметом и характеризуется особенностями сложившихся информационных связей в природе и обществе:
• носят объективный характер;
• выражают всеобщий характер информационного обмена и отражают взаимосвязи в обществе;
-
разделяются на динамические - отражают жестко детерминированную связь явлений; и статистические - отражают нелинейные зависимости явлений (основаны на статистических фактах); -
действуют в совокупности с другими социальными и природными законами;
Законы:
1. Всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон – участников коммуникативного взаимодействия: источник и получатель, коммуникатор и коммуникант, оратор и слушатель и т. п.
2. Всякая коммуникация основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта (закон обратной связи).
3. Всякая коммуникация имеет знаковый характер. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы.
4. Закон минимального основания: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и получателя основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации.
5. Закон гетерогенности коммуникативных систем – коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними (в реальности такого совпадения потенциалов не бывает).
3. Антропосоциогенезис и социальная коммуникация. Письменность. Книгопечатание.
Антропогенез - процесс формирования человека разумного как биологического вида. Этот процесс завершился приблизительно 40 тыс. лет назад, после чего дальнейшая эволюция человека стала носить социальный характер. Возникновение «человека разумного» означало, что и формы его коллективного существования постепенно стали обретать черты, характерные для сложившейся общественной организации. В процессе социогенеза - становления и развития человеческого общества — эти черты получали все большее развитие и конкретное наполнение, свойственное каждой последующей стадии в эволюции социума.
Письменность. Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э.
Самыми ранними формами письма были предметное письмо, средствами передачи смысла служили предметы (например, стрела или меч - объявление войны, а зеленая ветвь - предложение мира), а также узелковое письмо, получившее распространение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где количество узелков соответствовало количеству животных.
Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое (рисуночное) и иероглифическое письмо. Они до сих пор используются некоторыми народами. В пиктографии простые изобразительные знаки, иногда способные вызывать зрительные ассоциации, обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каждый отдельный знак обозначает слово или словосочетание.
Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором символом обозначался каждый отдельный звук. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита.
Примечательно, что, борясь с избыточностью знаков в письме, некоторые народы пользовались только согласными звуками. Так, финикийцы (которые, предположительно, были первыми, кто использовал фонетическое письмо еще в конце 2-го тысячелетия до н.э.) записывали только согласные звуки, обозначавшиеся 22 знаками. Сложился классический латинский алфавит, насчитывающий 23 буквы. Классическая латиница легла в основу письменности романо-германских народов, а также балтийских и некоторых славянских.
Книгопечатание 1445 г. Иоанн Гуттенберг разработал методы точной отливки металлических литер — символов букв и типографской печати, и в течение второй половины XV века эта технология быстро распространилась по всей Европе. Первая напечатанная книга - Библия. Церковь активно поддерживала развитие печатного дела. Первые типографии создавались при монастырях.
4. «Коммуникативные революции» в антропосоциогенезисе.
Революция - процесс быстрого и качественного изменения субъектов.
Выделяется четыре коммуникативные революции, которые происходили благодаря совершенствованиям средств передачи сообщений.
О 1) Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад. Знак и означаемое, появляется связь между понятиями.
2) Письменность. Ранними формами письма были предметное и узелковое письмо. Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое и иероглифическое письмо. Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозначался каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо. С помощью письменности люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации.
3) Книгопечатание («эра Гуттенберга») изобретение печатного станка. Книгопечатание значительно увеличило размах коммуникаций. Наборная печать была открыта в Германии Иоганном Гуттенбергом в 1445 году. С точки зрения коммуникации книга оказалась надежным средством – хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных контактов как между современниками, так и между поколениями и представителями различных культур.