Файл: Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине Основы теории коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) Электронная коммуникация связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Электронные СМИ решали ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объему передаваемой на большие расстояния информации.
5. Особенности развития социальных коммуникаций в XX и XXI веке.

Время четвёртой коммуникативной революции. Появление новых средств коммуникации — телеграфа, телефонной связи, радио. Резко возросли объемы передаваемой информации, на порядки сократилось время ее трансляции, расстояние между коммуникантами перестало играть сколько-нибудь значимую роль, а сообщение стало возможным адресовать аудитории, в разы большей, чем та, которая была у создателей печатной продукции.

В связи с этим необходимо сказать о двух, на первый взгляд, противоположных, но тесно связанных между собой социальных процессах, характеризующих современное устройство общества:




  1. массовизации (усреднение поведения и духовных запросов человека);


2. атомизации (возрастание относительной независимости отдельной личности от других).

Появляется такой феномен, как общественное мнение, возникает, и стремление на это мнение воздействовать, управлять массами с помощью убеждения и внушения. Закономерно, что в конце XIX в. начинают исследоваться психология толпы и способы коммуникации с ней. Работы Г. Ле Бона, первым начавшего изучать данные проблемы, оказали большое влияние на многих социальных психологов, социологов и политиков XX в.

При этом средства коммуникации продолжали и продолжают совершенствоваться. Стираются границы между устным и письменным общением, между межличностной и публичной, контактной и дистантной коммуникацией, в появлении совершенно новых речевых жанров (блог, смс-сообщение и др). Это ведет к глубокой перестройке человеческого сознания и человеческого общества, принято называть мозаичностью или клиповостъю сознания, которые активно культивируются и телевидением (даже выпуск новостей представляет собой набор достаточно хаотических разрозненных фрагментов), и — в еще большей степени — всемирной сетью Интернет.

6. Информационное общество и коммуникации. Социокультурная динамика информационного общества.

Бурное развитие информационных технологий привело к тому, что со второй половины 1970-х гг. они начинают играть качественно новую роль в экономической и социальной жизни индустриально развитых стран. Все более очевидным становится преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами, информация и знания становятся основным продуктом производства и потребления. Возникает понятие информационного общества, которое используется для описания нового общественного строя со своими отличительными технологическими, социальными, экономическими, политическими и культурными характеристиками.

Три главные характеристики информационного общества: информация используется как экономический ресурс; информация становится предметом массового потребления у населения; происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет быстрее, чем остальные отрасли.

Социальную значимость новых информационных технологий переоценить трудно, они сыграли роль в уменьшении стоимости и увеличении скорости коммуникаций, в индустриализации услуг, в усилении конкуренции за счет более интенсивного обмена информацией и тд. Развитие новых информационных технологий создало новую реальность массовых коммуникаций, характеризующуюся: глобализацией информационного пространства на основе Интернета; ростом доступности двустороннего и многостороннего обмена информацией через Интернет; быстрым ростом спектра новых СМИ и их возможностей и тд.

Особенности Интернет как нового средства массовой коммуникации мультимедийность, персонализация, интерактивность, отсутствие посредников..

Интернет вынуждает переосмысливать классические определения и категории коммуникации. Так, согласно традиционным представлениям коммуникация - процесс передачи информации от адресанта (отправителя информации) к адресату (получателю информации). Но в интернете с традиционной схемой «источник - сообщение - получатель», могут происходить метаморфозы: 

источником сообщения может быть как один человек, если это касается, к примеру, электронных писем, так и целая социальная группа; получатель (или аудитория) данного послания также может варьироваться от одного человека до нескольких миллионов.

Интернет порождает множество различных форм коммуникации:

1) асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма);

2) асинхронная коммуникация «многих со многими» (сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);

3) синхронная коммуникация «один на один», «один И несколько», «один С несколькими», строящаяся вокруг какой-либо конкретной темы (ролевые игры, чаты);

4) асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и где можно встретить коммуникацию «многие И один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).

7. Понятие коммуникативного процесса и его составляющие.

Коммуникация — это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

В структуру коммуникации вхо­дят элементы:




  1. Источник (или отправитель) - это создатель сообщения, лицо, кото­рое сообщает информацию и передает ее. Источником может быть:


•   организация;

•   индивид;

•   группа индивидов.




  1. Сообщение - это информация, которую источник передает получателю.


  2. Канал - это средство, с помощью которого сооб­щение передается от источника к получателю. Обще­известные каналы — передача речи и письменных ма­териалов, электронная почта, видеоленты и т.д.


  3. Получатель - лицо, которому предназначена инфор­мация. Ради получателя и происходит коммуникация. Получатель декодирует сообщение.


  4. Обратная связь - это реакция получателя на сообщение источника. Обратная связь делает ком­муникацию динамическим двусторонним процессом.


Коммуникационный процесс можно разложить на составляющие его взаимосвязанные этапы:

1.  Зарождение идеи.

2.  Кодирование и выбор канала.

3.  Передача.

4.  Декодирование.
8. Метаданные и контекст как составляющие коммуникативного процесса.

Метаданные - ) - важная составляющая коммуникации, которая состоит из жестов, мимики, интонации и контекст, которые дополняют текст сообщения, сопровождают его.

Контекст — физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.




  • Физический контекст — местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.


  • Социальный контекст— назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.


  • Исторический контекст — связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.


  • Психологический контекст — настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.


  • Культурный контекст — убеждения, ценности, отношения, социальная иерархия, религия, роли групп и понятие о времени.




9. Понимание и интерпретация как составляющие коммуникативного процесса

Коммуникация - это процесс обмена информацией и смыслами между элементами системы (людьми, организациями, государствами, машинами, …).

Коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

Существует 2 основные стороны процесса коммуникации - Коммуникатор и Реципиент.

Процесс состоит из следующих этапов:

1. Генерирование идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование.

На этапе декодирования могут возникнуть проблемы с интерпретацией и пониманием.

Важно обратить внимание на метаданные и контекст.

Метаданные (теги, геоданные, описания) - это то, что способствует удобному поиску при межличностной коммуникации. Например, жесты, мимика. Из-за их нехватки мы можем неправильно понять посыл.

Контекст - это условия коммуникации (информацию можно трактовать по разному в зависимости от условий ее передачи).

Интерпретация сообщения также связана с восприятием. 90% ошибок и коммуникативных сбоев происходят именно на этом уровне.

Искажение информации на каком-то этапе коммуникации - шум.

Чтобы коммуникативный процесс проходил продуктивно, важно понимать посыл, согласие с позицией не обязательно.

 

10. Обратная связь как фактор эффективности коммуникативного процесса.

Коммуникативный процесс может состояться без обратной связи, но тогда он будет не очень эффективным.

Точность понимания получателем смысла высказывания станет очевидной для отправителя только тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей и получатель превратится в отправителя и своими высказываниями даст знать о том, как он понял смысл принятой информации.

Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не