Файл: Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине Основы теории коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
менее эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.

 

11. Типология коммуникаций по количеству реципиентов.

Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми. Обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны. К — Р

Групповая коммуникация осуществляется между Коммуникатором и несколькими Реципиентами, количество реципиентов должно поддаваться подсчету, реципиенты должны быть в зоне доступа.                    — Р

                                                   К — Р

                                                       — Р

Межгрупповая коммуникация - это взаимодействие 2 групп.

Массовая коммуникация - это вариант, когда количество Реципиентов не поддается подсчету. К — бесконечность  

 

12. Типология коммуникаций по наличию обратной связи и иерархии коммуникатора и реципиента.

Существует односторонняя и двусторонняя коммуникация.

Односторонняя коммуникация не предполагает наличие обратной связи. Это такой тип, при котором  Коммуникатор не может понять правильность интерпретации Реципиента.

Двусторонняя коммуникация подразделяется на асимметричную (субъектно-объектную) и симметрическую (межсубъектную).

Асимметричная модель имеет формальную обратную связь, то есть Коммуникатору не важно мнение Реципиента. Задача К - навязать Р свое мнение.

Симметричная модель - лучший тип коммуникации. Идет раны процесс обмена информацией.

 

13. Модели коммуникаций: исторические и качественные аспекты.

Модель - это схематическое описание принципиального функционирования некоторого процесса.

1. Линейная (классическая) модель коммуникации Г.Лассуэла (1948)
 задает определенный формат описания коммуникации: «Кто и что говорит, по какому каналу, кому и с какими эффектами?».

Данная модель включает 5 основных элементов коммуникативного процесса:

- кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор;

- что? (передаётся) – сообщение;

- как? (осуществляется передача) – канал;

- кому? (направлено сообщение) – аудитории;

- с каким эффектом? (эффективность сообщения) – результат.

Исследователь считал, что предотвращения пропаганды нужно одинаково информировать «политика, эксперта и гражданина. Но в итоге сама модель превратилась в пропаганду, так как исследователь считал, что государство лучше всех знает, как и что рассказывать. Такое мнение взялось из армейских взаимоотношений (модель составлялась посте Второй Мировой войны), реципиент считался пассивным получателем информации.

«+» разбил коммуникацию на составляющие

«-» не предусмотрел обратной связи (реципиентов не спрашивали, только следили за изменениями в их поведении)

2. Интернационалистская (консенсусная) модель коммуникации Т.Ньюкома (1952), двусторонняя асимметричная

К и Р вообще не имеют сходных интересов (точки зрения, стереотипы, установки, ожидания, отношения друг к другу мешают им). Чтобы сделать коммуникацию между ними возможной подключается Модератор. М по идее должен быть непредвзятым, но проблема модели в том, что М все-таки адаптирует точки зрения К и Р под свою собственную. Да, это приводит к консенсусу (консенсус не обязательно требует действий после себя, это всего лишь некая развязка), но опять получается пропаганда.

3. Диалогическая модель Т.М.Дридзе (1970-е - 2000-е), двусторонняя симметричная

Диалог - это смысловой контакт, возникающий из способности и стремления субъектов к адекватному истолкованию коммуникативных намерений друг друга.

! Впервые говорится о понимании смысла.

Диалогическая модель исключает любые формы воздействия или влияния, поскольку ориентирована на взаимопонимание. При этом речь идет не о согласии с позицией автора – только о понимании этой позиции.

Именно по степени понимания коммуникантом авторской интенции и составляется представление о том, состоялось или нет взаимопонимание, и, далее, вывод об успешности (диалогичности) коммуникации.



«Эффект смысловых ножниц» - полное непонимание; неверная интерпретация сказанного, коммуникативный сбой.

«Псевдокоммуникация» - «попытка диалога, не увенчавшаяся адекватными интерпретациями коммуникативных интенций»,. «Квазикоммуникация» – «ритуальное „действо“, подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию».

Если модель коммуникации, предложенная Г. Д. Лассуэллом, имеет линейный характер и графически может быть представлена также линейно (коммуникативный акт структурируется по отдельным характеристикам: Кто – Что говорит – По какому каналу – Кому – С каким эффектом), а модель Т. Ньюкомба графически имеет форму треугольника (отправитель– приемник– согласие между ними), то диалогическую модель можно представить как отпечаток, «след»: с одной стороны, продуцируемая автором интенциональность, овеществленная в тексте, с другой – особенности преломления этой интенциональности в сознании воспринимающего человека.

 

14. Модель диалогической коммуникации и её основные понятия.

Диалогическая модель (Т. М. Дридзе). Неудовлетворенность линейным подходом в разработке моделей СК привело к тому, что в работах исследователей коммуникации все чаще стали появляться термины «диалог», «диалогическая коммуникация». Традиционно диалог связывают с вопросно-ответной формой общения. Диалогическая модель социальной коммуникации основана на понимании связи диалога с взаимопониманием между общающимися сторонами, а эффективность общения – со степенью достижения искомого взаимопонимания.

В противоположность другим формам и способам коммуникации, диалогическая модель исключает любые формы воздействия или влияния, поскольку ориентирована на взаимопонимание. При этом речь идет не о согласии с позицией автора – только о понимании этой позиции.

Ключевым в данной модели является понятие коммуникативной интенции, которая, по определению Т. М. Дридзе, является «равнодействующей мотива и цели ( результата) деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром». Именно по степени понимания коммуникантом авторской интенции и составляется представление о том, состоялось или нет взаимопонимание, и, далее, вывод об успешности (диалогичности) коммуникации. В зависимости от того, достигается или нет желаемый «смысловой контакт», когда совмещаются «смысловые фокусы (коммуникативные доминанты) порождаемого и интерпретируемого текста», наряду с понятием
«коммуникация» (диалог) используются понятия«псевдокоммуникация», т. е. «попытка диалога, не увенчавшаяся адекватными интерпретациями коммуникативных интенций», и«квазикоммуникация» – «ритуальное „действо“, подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию». Во втором и третьем вариантах общения отправитель и получатель информации остаются на разных полюсах информационного канала. Такие случаи носят название«коммуникативных сбоев», или «ножниц восприятия». При этом возникает неожиданный или нежелательный для коммуникатора результат общения.

 

15. Коммуникативная интенция, её составляющие.

Коммуникативное намерение (интенция) – это желание (что-то сказать или написать), заряженное эмоцией и волевым настроем ритора. Интенция = смысл. Мы общаемся интенциями.

Составляющие интенции:

• Содержание текста (главные мысли, передаваемые через тезисы и аргументы);

• Цель автора (с какой целью? Для чего? говорим);

• Мотив автора (по какой причине создан текст?).

 

16. Текст как универсальный носитель смыслов.

Для обозначения материального носителя коммуникативного акта используется универсальный термин – текст, который “...представляет собой особым образом организованную содержательно-смысловую целостность”.

Коммуникативный акт формально может быть реализован любыми знаковыми системами, посредством которых “овеществляются” коммуникативные намерения (интенцио- нальность) человека, вступающего в общение. Это может быть слово написанноеизображение (кино, фото, видео, живопись и т.д.); речь звучащаямузыка; звуки, шумы и т.д. (а также их сочетания в любом “наборе”), которые определенным образом организованы и взаимодействуют между собой.

По определению Т.М. Дридзе, текст – это “знак высшего поряд- ка”, в котором оказывается запечатленными направленность и состояние сознания человека, его личностные логические оценки и эмоциональные реакции по отношению к предмету (теме), а также особенности его ви
дения партнера по общению.

Любой текст – это целостное объединение неравнозначных, но одинаково ценных для донесения интенции коммуникативных единиц, или структурных элементов. Он представляет собой “иерархию коммуникативно-познавательных программ”, ориентированных на общую цель (мотив) общения.
17.Мотивационно-целевой анализ текста как центральный метод диалогической модели коммуникаций




  1. Заготовки (разделяем текст по цвету)



2.Читаем текст полностью.

3.Формулируем описание социокультурного фона, на котором написан текст и выделяем проблемную ситуацию.

4.Выделяем в тексте мотивационно-смысловые уровни.

5.Формулируем интенцию.
Эксперимент для диалогической модели коммуникации - анкета для анализа, в неё могут быть включены следующие задания и просьбы:

• пересказать при помощи двух-трех фраз, о чем шла речь;

• постараться определить цели и мотивы общения с аудиторией (зачем? почему? для чего?); например, если это материал СМК, то предлагается вспомнить основные проблемы, точки зрения автора и других героев, выявить их позиции по отношению к поднимаемым в тексте проблемам и т. д.;

• попытаться определить назначение (адресность) текста;

• назвать главные достоинства текста;

• указать основные недостатки текста;

• попробовать охарактеризовать особенности, стиль общения коммуникатора со своим партнером (аудиторией).
18. Феномен социоментальных групп и возможности его применения в социальных и управленческих ситуациях.

Феномен групп сознания принципиален для понимания социокультурных процессов: это неразличимые на первый взгляд, но объективно существующие, принимающие решения и действующие " условные " совокупности людей, которые в зависимости от их ментальности, т.е. от интеллектуального и социокультурного потенциала, интенциональности (направленности сознания), атенционных способностей ( свойств их индивидуального внимания ), ценностных ориентаций, волевых и нравственных качеств, интересов, сложившейся у них оценки их жизненной ситуации и т.п., по-разному интерпретируют не только информацию, но и реально наблюдаемые ими события и явления.