Файл: Наблюдение за ребенком в свободной деятельности (М. М. Семаго, Т. Б. Баряева) детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наблюдение за ребенком в свободной деятельности
(М.М. Семаго, Т.Б. Баряева)
детей дошкольного возраста.
1. Характер деятельности.
Оцениваются возможности целенаправленной деятельности ребенка, сосредоточения его на конкретном задании (игре). Отмечается импульсивность в выполнении заданий или, наоборот инертность.
2. Сопровождение деятельности речью.
Оценивается речевая активность (отсутствие, слабая, адекватная, чрезмерная), объем активного и пассивного словаря, сформированность диалогической речи, степень развернутости ответов, эмоциональность высказываний.
3. Контакты со взрослыми.
Оценивается умение ребенка вступать в контакт, отмечается, является ли ребенок инициатором общения, продолжительность контакта, эмоциональность.
4. Контакты со сверстниками.
Умение вступать в контакт с детьми, вместе действовать, наличие конфликтных ситуаций.
5. Участие в подвижных играх.
Оценивается заинтересованность детей в подвижных играх , умение принимать и выполнять правила.
6. Эмоциональная реакция.
Отмечаются признаки аффективной расторможенности, негативизма, заинтересованность ребенка в выполнении заданий, его реакция на успех или неудачу.
7. Моторика.
Оценивается наличие и выраженность парезов (парапарезы, гемипарезы, тетрапарезы), параличей, тремор, общая моторика (способность делать ритмические и координированные движения) и мелкая моторика (скоординированность движений пальцев, манипуляции с мелкими предметами, моторные навыки, умение делать точные движения на бытовом уровне, отмечается каким способом захвата оперирует ребенок: ладонный захват, захват щепотью или захват» пинцетом»).
Наблюдение за ребенком в учебной деятельности (М.М. Семаго)
1. Поведение ребенка в процессе занятия (отмечается):
- контактность (умение вступать в контакт с педагогом: легко вступает в контакт, вступает в контакт при наличии дополнительных средств (например, игрушка), не вступает в контакт, проявление элементов негативного отношения к совместным действиям со взрослым или только к самостоятельной работе и т.д);
- ориентированность на выполнение заданий (понимание инструкции);
- наличие элементов критичности к результатам выполнения того или иного задания;
- заинтересованность в правильном выполнении заданий;
- принимает или не принимает помощь со стороны педагога.
2. Работоспособность (отмечается):
- время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать;
- появление усталости и изменение характера и стиля деятельности на фоне утомления;
-изменения эмоционального фона (появление плаксивости, неадекватного смеха, негативизма – как результата утомления).
3. особенности внимания (отмечается):
- устойчивость внимания на различных этапах занятия (урока);
- приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости;
- случаи отвлечения внимания и причины;
- соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
4. Особенности моторики (отмечается):
- способность делать ритмические и координированные движения (бег на месте, прыжки, умение бросать и ловить мяч и т.д.);
- скоординированность движений пальцев (умение выполнять мелкие точнее движения).
5. особенности речи (отмечается):
- речевая активность(отсуствует, слабая, адекватная, чрезмерная);
- объем пассивного и активного словаря;
- степень развернутости речевого высказывания;
- сформированность диалогической речи в режиме «вопрос - ответ»;
- эмоциональность высказываний.