Файл: Наблюдение за ребенком в свободной деятельности (М. М. Семаго, Т. Б. Баряева) детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наблюдение за ребенком в свободной деятельности

(М.М. Семаго, Т.Б. Баряева)

детей дошкольного возраста.
1. Характер деятельности.

Оцениваются возможности целенаправленной деятельности ребенка, сосредоточения его на конкретном задании (игре). Отмечается импульсивность в выполнении заданий или, наоборот инертность.

2. Сопровождение деятельности речью.

Оценивается речевая активность (отсутствие, слабая, адекватная, чрезмерная), объем активного и пассивного словаря, сформированность диалогической речи, степень развернутости ответов, эмоциональность высказываний.

3. Контакты со взрослыми.

Оценивается умение ребенка вступать в контакт, отмечается, является ли ребенок инициатором общения, продолжительность контакта, эмоциональность.

4. Контакты со сверстниками.

Умение вступать в контакт с детьми, вместе действовать, наличие конфликтных ситуаций.

5. Участие в подвижных играх.

Оценивается заинтересованность детей в подвижных играх , умение принимать и выполнять правила.

6. Эмоциональная реакция.

Отмечаются признаки аффективной расторможенности, негативизма, заинтересованность ребенка в выполнении заданий, его реакция на успех или неудачу.

7. Моторика.

Оценивается наличие и выраженность парезов (парапарезы, гемипарезы, тетрапарезы), параличей, тремор, общая моторика (способность делать ритмические и координированные движения) и мелкая моторика (скоординированность движений пальцев, манипуляции с мелкими предметами, моторные навыки, умение делать точные движения на бытовом уровне, отмечается каким способом захвата оперирует ребенок: ладонный захват, захват щепотью или захват» пинцетом»).

Наблюдение за ребенком в учебной деятельности (М.М. Семаго)

1. Поведение ребенка в процессе занятия (отмечается):

- контактность (умение вступать в контакт с педагогом: легко вступает в контакт, вступает в контакт при наличии дополнительных средств (например, игрушка), не вступает в контакт, проявление элементов негативного отношения к совместным действиям со взрослым или только к самостоятельной работе и т.д);


- ориентированность на выполнение заданий (понимание инструкции);

- наличие элементов критичности к результатам выполнения того или иного задания;

- заинтересованность в правильном выполнении заданий;

- принимает или не принимает помощь со стороны педагога.

2. Работоспособность (отмечается):

- время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать;

- появление усталости и изменение характера и стиля деятельности на фоне утомления;

-изменения эмоционального фона (появление плаксивости, неадекватного смеха, негативизма – как результата утомления).

3. особенности внимания (отмечается):

- устойчивость внимания на различных этапах занятия (урока);

- приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости;

- случаи отвлечения внимания и причины;

- соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

4. Особенности моторики (отмечается):

- способность делать ритмические и координированные движения (бег на месте, прыжки, умение бросать и ловить мяч и т.д.);

- скоординированность движений пальцев (умение выполнять мелкие точнее движения).

5. особенности речи (отмечается):

- речевая активность(отсуствует, слабая, адекватная, чрезмерная);

- объем пассивного и активного словаря;

- степень развернутости речевого высказывания;

- сформированность диалогической речи в режиме «вопрос - ответ»;

- эмоциональность высказываний.