Файл: 1 Понятие и признаки государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начинает складываться иерархическая система подчинения. Используя свое положение, они приобретают авторитет, и благодаря этому авторитету они подчиняют свою волю воле других людей. Авторитет возраста трансформируется в авторитет, основанный на признании населением лидеров на основе их лидерских качеств. Новая форма власти начинает действовать как фактор убеждения и утверждения легитимности власти.

Второй этап - осознание людьми выбора категории власть имущих, необходимости лидерства и принятия роли лидера для определенного круга людей. На этом этапе появляется понятие условного соглашения о том, кто возьмет власть, кто ее займет9.

Цель этого условного соглашения - разграничить права и обязанности власть имущих и подчиненных. На данном этапе существует четкая связь между властью и народом. Правительство обязано прислушиваться к мнению людей, управлять в их интересах, а люди, подчиняющиеся этим условиям, обязаны подчиняться.

Третий этап развития - это узурпация власти нынешним руководством или насильственный захват власти другими. Этот процесс происходит из-за того, что для любого правительства естественно стремиться максимизировать свое положение за счет интересов народа, чтобы получить максимальную выгоду для себя и гарантировать отсутствие её потери и приходу к власти других субъектов.

Если мы проанализируем мировую историю, то увидим, что, например, в древней Индии должность Раджи изначально была избирательной. Но со временем действующие раджи хотели обеспечить будущее своих детей, и положение стало наследственным. Правительство набралось сил, чтобы разорвать договор с народом. Люди, у которых нет ресурсов для сопротивления, вынуждены мириться с нарушением их прав.

Четвертый этап - усиление угнетения, борьба за власть с соперничающими силами, завоевание других племен с целью укрепления ресурсной базы власти.

Это потому, что правительство пытается взять под контроль как можно больше ресурсов, чтобы увеличить свое влияние и устранить конкурирующие силы.

Власть сохраняет неравенство как источник своей власти, полагаясь на привилегированный класс и стремясь угнетать остальную часть населения, чтобы сделать ее безмолвным источником ресурсов и доходов от них.

Таким образом, изучение происхождения государства и права является не только чисто информативным, но также политическим и практическим. Это позволяет глубже понять социальный характер государства и права, их свойства и характеристики; позволяет проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет более четко определить основные направления своей деятельности.


Выводы по 1 главе

Государство понимается по-разному, нет общепринятого определения и понятия состояния и его сущности. Существует множество подходов к понятию и определению государства, в основе которых лежат различные философские и социологические подходы. Были предприняты попытки разработать «чисто» правовой подход к определению государства.

Согласно Большому юридическому словарю, под государством в дисциплине «Теория государства и права» понимается «определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения».

Таким образом, изучив концепцию государства, теории многих ученых и исторические сведения, следует попытаться приблизиться к истине в области решения этого сложного, но интересного вопроса. Несомненно, исследования по этой теме имеют большое практическое значение для изучения государства и права.

Глава 2. Практический обзор теорий происхождения государства
2.1.Общие теории происхождения государства и их характерные черты

Для теории государства и права характерна периодизация - это особая методологическая ценность, основанная на новых данных археологии и подчеркивая как один из главных границ развития первобытного общества «неолитическая революция».

Эта концепция была введена английским археологом Г. Чайлдом в середине 20-го века, характеризующим революцию, которая произошла во всех сферах человеческой жизни во время перехода в неолитический период от присваивающего к производящему хозяйству.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что для удовлетворения своих потребностей люди переходили от инструментов к трудовой работе. Были созданы различные теории, которые по-разному реагируют на такие вопросы10.

Множество этих теорий объясняется различиями в исторических и социальных условиях, в которых жили их авторы, и разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.11

Одной из древнейших является теологическая теория. Она получила высокую степень развития в творчестве Фомы Аквинского, Жака Маритена, Жозефа де Местра.

Согласно теологической теории, государство возникло и существует вечно по Божественной воле, поэтому каждый должен подчиняться воле государства как силе Божией.



В трудах некоторых мыслителей, например, это положение дополняется идеей подчинения самого государства религиозным организациям (Католической Церкви), которые обладают монополией на установление истинной Божественной воли.

В контексте средневекового европейского общества, в котором Католическая Церковь являлась важнейшим социальным, политическим, экономическим Статутом, появление таких взглядов было закономерным.12

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме.

Её основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.). Смысл этой теории состоит в том, что государство возникает из семьи, расширяющейся из поколения в поколение. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Поэтому его власть является продолжением его отца, и монарх является отцом всех его подданных. Из патриархальной теории (как и теологической) естественно следует вывод о том, что всем людям необходимо подчиняться государственной власти и ее законам. Основные принципы патриархальной теории убедительно опровергнуты современной наукой.

Не существует ни одного исторического свидетельства такого пути возникновения государства. Напротив, было установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Кроме того, в обществе, в котором существует такая семья, семейные связи быстро теряются. Однако эта теория привлекает внимание к семье. Семья является самой маленькой частицей общества, и ее само существование, его форма влияет на развитие общества, создает определенные предпосылки для возникновения государства.

Теория договорного происхождения государства также возникла в Древней Греции. Сторонники этой теории (Б. Спиноза, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Н. Радищев) исходили из того, что до появления государства общество находилось в естественном состоянии, которые они характеризовали по-разному («золотой век» Руссо, «война всех против всех» Гоббса). В состоянии природы каждый человек имеет личную свободу и другие неотъемлемые естественные права.

Это, в конечном счете, приводит к противоречиям между людьми и желанию их решения. Следствием этого является заключение договора о создании государства, которому люди передают часть своих прав. Но государство обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность.


Договорная теория наряду с теорией естественного права, народного суверенитета и некоторыми другими понятиями в условиях зарождающегося капитализма была идеологическим оправданием претензий третьего класса на политическую власть. Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы о том, где, когда и как состоялся социальный договор, кто был его участником или свидетелем13.

Нет, кажется, и исторические доказательства, которые дали бы им ответ. Тем не менее, это на самом деле первый социальный и политический институт, созданный людьми, который оказывает и оказывает огромное влияние на жизнь людей, групп, классов, всего общества. Он может систематически улучшаться, трансформироваться, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Если добавить к вышесказанному, что договорная теория заложила основу для доктрины суверенитета, управляемости, подотчетности перед людьми всех органов государственной власти, их оборота, тогда становится ясно, что это актуально сегодня.

Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 – начале 20 вв. Сторонники этой теории (Л. Гумплович, К. Каутский, Э. Дюринг) считали основной причиной появления государства как войны между людьми, завоеваний и порабощения, столь же сильными для слабых. Чтобы консолидировать власть победителя над завоеванными людьми, для его эксплуатации создается государство14.

В любом случае такое завоевание приводит к делению на классы, но не в результате деления сообщества на разные деления, а в результате объединения двух сообществ в один, один из которых становится доминирующим и угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный аппарат, создаваемый победителями, превращается в состояние».

Теория насилия правильно отражает тот факт, что в новообразованных государствах административный аппарат часто формировался у победителей. Кроме того, эта теория носит печать революционной, воинственной эры конца XVIII - второй половины XIX века.

Психологическая теория. Представителями этой теории были Г. Тарде, Л.И. Петражицкий. Они объясняли возникновение государства и права проявлением свойств человеческой психики: необходимости подчиняться, подражать сознанию зависимости от элиты первобытного общества, осознанию обоснованности определенных вариантов действий и связи. Естественно, социальные законы реализуются через поведение человека. Свойства психики человека оказывают определенное влияние на реализацию этих законов.


Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой, сама психика человека формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и других внешних условий. Поэтому именно эти условия следует учитывать в первую очередь.15

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью. Государство возникает в результате классового антагонизма, как орудия подавления эксплуататорским классом класса эксплуатируемых, бедных. Поскольку государство возникло из-за необходимости держать под контролем противоположность классов; так как он в то же время возникал в столкновениях самих этих классов, он обычно является состоянием самого мощного, экономически доминирующего класса, который с помощью государства также становится политически доминирующим классом и, таким образом, приобретает новые средства для подавления и эксплуатируя угнетенный класс. Теория классов справедливо указывает на самую важную роль в жизни людей материальных условий, дифференциацию в соответствии с их собственностью. Это также отражает классовую борьбу, которая выросла в условиях XIX века.

Итак, стоит сделать вывод, что договорная теория носит демократический характер, поскольку она исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны друг другу, и каждый из них ценен для общества. Теория договора основывалась на достоверных исторических фактах. Преимущество патриархальной теории состоит в том, что она легла в основу заботы государства о своих гражданах в случае неблагоприятной ситуации. Эта теория далека от всеобщей и не может объяснить процесс формирования государства во всех регионах Земли. И именно марксистская теория имеет строго научную основу. «Как и в разных исторических условиях, как классовые антагонизмы, так и необходимость решать общие проблемы, улучшать управление обществом и специализироваться на этом управлении как форме разделения труда, могут стать решающими как причины возникновения государства».

Таблица 1 – Теории происхождения государства


Теория происхождения государства и права

Представители

Содержание

Договорная

Г. Гроцкий, Г. Гоббс, Д. Лонк, Б. Спиноза, Ж-Ж Руссо

Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Патриархальная

Основатель – Аристотель(III век до н.э.), Фильмер, Михайловский и др.

Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства- монархом. Его власть – это продолжение власти отца, монарх же отец всех своих подданных.

Теологическая

Многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский ХIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви

Теория отстаивает идеи незыблемости вечности государства, необходимости подчинения государственной воле, как власти от Бога, но вместе с тем, и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Насилия

К.Каутский, Е.Дюринг, А. Гумппович

Возникновение государства рассматривается, как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Психологическая

Г.Гард, Л.И. Петражицкий

Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр.

Естественно-правовая

Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах

Суть данной теории состоит в том, что, кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом.


Нормативизм

К. Бергбом - в Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии,

Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека.

Социологическая

Эрлих, С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич.

Социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни.