Файл: 1 Понятие и признаки государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, стоит сделать вывод, что изучение происхождения государства и права носит не только чисто информативный, но и политико-практический характер. Это позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их характеристики и особенности; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет более четко определить основные направления их деятельности. Идентификация и анализ повторяющихся, т. е. естественных отношений, определяющих ход развития государства, позволяют нам видеть настоящее и смотреть в будущее этого явления.


2.2.Современная трактовка общеизвестных теорий возникновения

государства

Рассматривая несколько последних веков, мы без труда можем определить условия возникновения государства, потому что сохранены множество исторических источников. Даже всего лишь 30 лет назад люди стали свидетелями образования нескольких отдельных суверенных государств, путём распада Советского Союза16.

Но если такие примеры не вызывают затруднений для понимания, то условия возникновения самых первых государств в мире до сих пор остаются неизвестны человечеству и почти единственное, что остаётся – это на основе малочисленных исторических событий и явлений выстраивать собственные теории возникновения государства, формулировать мнение и доказывать его.

А поскольку очевидных и явных ответов на вопросы о зарождении государственности не существует, люди и по сегодняшний день высказывают бесчисленное количество своих теорий, которые невозможно охватить для проведения анализа17.

Вследствие этого зачастую выделяют примерно 6 основных теорий возникновения государства. Для объективности стоит отметить также, что почти у всех теорий существует общее начало, о трактовках которого активных споров не ведётся – изначальное человек занимался только присваиванием, но постепенно, при эволюционном развитии, он перешёл к развитой трудовой деятельности, что стало толчком к разделению труда и дальнейшему объединению людей, созданию государства. А вот сами причины и условия создания уже разняться у мыслителей и учёных.

Оценивая теологическую теорию, можно выделить факт, что государственность возникла одновременно с монорелигией, ведь данная теория заключается в религиозном сознании людей, которое было самым важным в тот период времени.

Теория объясняла действительные реалии того времени, ведь первые государства были теократическими, и правителя освещали при вступлении на трон, это придавало ему особый авторитет. Как и все теории, теологическую нельзя доказать, но и нельзя опровергнуть. В неё можно только поверить.

Конечно, семья и государство взаимосвязанные понятия, ведь правитель должен быть в качестве отца для своих людей. Патриархальная теория способствует реализации порядка в обществе, ведь все должны подчиняться воли отца. Также патриархальная теория поддерживает веру общества в нерушимость мира, ведь это большая семья. Однако у этой теории существуют и свои минусы, например, если государство – это большая семья, то почему все люди воюют между собой. Разве так постоянно ведут себя люди в семье? И невозможно данной теорией объяснить возникновение государства во всех частях мира



Можно выделить несколько положительных аспектов теории происхождения договорного характера, например, авторы этой теории отметили такую черту человеческого характера, как присущии человеку страх и инстинкт самосохранения18.

Эти характеристики и толкают его к объединению, способствуют появлению желания уступить, но главное, чувствовать себя уверенным и защищённым.

Эта теория включает в себя демократический характер, так как сам человек важен, а его права и свободы тем более. Самое главное достоинство теории заключается в том, что она опирается на общественную практику, а не на разум людской. Например, в истории всегда существовали договоры, которые заключались между населением и князьями, которых приглашали строить власть над обществом. В этих договорах обсуждалось их материальное обеспечение за управление и защиту определённой территории.

Далее это положение расширилось и стало неким подтверждением теории. Можно взять в пример появление конституций, которые представляли собой договор между государственной властью и населением.

Теория насилия основана на многих исторических фактах. Завоевание одного народа другим всегда находило отражение на каких-либо сторонах жизни возникшего общества. Но теория не универсальна, ведь она не может объяснить процесс образования государства во всех регионах. Например, государства в Египте и Китае возникли без вмешательства военных событий.

Даже если рассматривать регионы, где существовали завоевания, они имели вторичный характер процесса создания государственности. Но эта теория имеет право на своё существование, ведь в истории можно найти много примеров поглощения победителей побеждённого народа.

Анализируя психологическую теорию, очень явным становится схожесть с некоторыми ранее рассмотренными теориями, но схожесть не идейная, а схожесть в плане стремления объяснить возникновение государства, уходя в крайность. Крайность в этом случае – это сведение всего к свойствам психики человека и одному лишь психологическому взаимодействию людей.

Но психологическая теория уже близка для понимания, ведь за основу приняты вполне обыденные категории – психологическое единение людей, коллективное сознание, влечение человека к человеку19.

Таким образом, теория является преувеличением, потому что нельзя свести всю общественную жизнь к законам психологии и объяснить ими же создание государства.


Энгельс очень чётко подметил, что определяющая роль в формировании государства находится у разделения труда, объединении людей в целях ведения хозяйства и быта – обобщённо можно сказать, что Энгельс, как кажется, верно заметил значимость экономической деятельности.

Но одновременно с вполне логическими заключениями существовали в теории и ошибочные. Например, считалось, что первичной в возникновении государства была ступень рабовладельческих форм и вся Европа через это прошла. Однако это опровергается историей нашей страны, потому что в чистом виде рабовладьчества в России никогда не существовало.

Государство в этой теории рассматривалось в качестве насильственной и репрессивной машины для управления людьми. А в целом со своими позитивными сторонами материалистическая теория использовалась из-за исторических событий всё же в качестве инструмента политической борьбы, пропаганды. Сейчас сторонников теории автоматически определяют сторонниками Ленина и Сталина, что крайне неверно. Пожалуй, в наше время необходимо обратить больше внимания на данную теорию и под изучение взять тезисы, являющиеся убедительными (в первую очередь экономической направленности).

Суть органической теории заключается в представлении государства как единого организма, процесс развития которого происходит по естественным законам природы. Кроме того, государство, по мнению сторонников органической теории, обладает независимой волей и сознанием, отличными от воли и сознания людей, которые в него входят. Государство - это организм, между частями которого существуют постоянные отношения, во многом аналогичные постоянным отношениям между частями живого существа.

Таким образом, государство, являясь своего рода биологическим организмом, имеет свой мозг-управитель и подчиненные ему органы-субъекты, которые служат средством выполнения решений «мозгового центра». С точки зрения положений органической теории власть государства есть выражение господства всего организма над его составными частями.

Государство, согласно идеям органической теории, является продуктом социальной эволюции, которая является лишь одной из разновидностей биологической эволюции.

Это утверждение подтверждается правильно функционирующей биологической закономерностью - благодаря естественному отбору выживают наиболее приспособленные, отсюда формирование определенных состояний, улучшение структуры управления и другие изменения в «социальных организмах» - особый «естественный отбор», который происходит в форма войн и конфликтов.
20

Согласно учению О. Конта, государство представляет собой органическое целое, изучением строения и эволюции которого должна заниматься социология, опирающиеся в процессе исследования на закономерности, выведенные биологией. О. Конт в своем труде «Дух позитивной философии» связывал развитие государства с тремя «состояниями человеческого ума» -теологическим, метафизическим и позитивным (научным) 21.

Необходимо согласиться с авторами теории о том, что государство - это не явление, навязанное обществу извне, это результат постепенного и эволюционного развития общества. Впервые органическая теория рассматривает государство не как продукт чьей-то воли, будь то Бог или заключившее договор общество, а как достижение естественного развития человечества в естественных условиях. Основная ценность органической теории состоит в том, что она во многом исправила недостатки более ранних теорий происхождения государства и права.

Таким образом, стоит сделать вывод, что государство - важное многогранное явление. Теории происхождения государства, рассматриваемые по-разному, объясняют причины возникновения государства. Попытка обобщить и понять их в рамках универсальной теории вряд ли возможна, хотя многие пытались это сделать. Каждая из этих теорий раскрывает один из возможных аспектов процесса возникновения государства.

Теоретически было установлено, что выявление и анализ повторяющихся, то есть регулярных отношений, определяющих ход развития государства, позволяют как увидеть настоящее, так и заглянуть в будущее развитие государства.

Выводы по 2 главе

  Государство беспокоит умы великих мыслителей и философов. Некоторые раскрывают государство через политическую призму, в то время как другие рассматривают государство как юридическое объединение. Состояния бесподобны и неповторимы. Теории происхождения государства объединяет один рефрен - отсутствие общепринятой концепции государства. Государство и закон не могут существовать независимо друг от друга.

Трудно представить, как государство становится заметным, не имея основных правил - общеобязательной процедуры жизненного поведения - и как есть право, которое не поддерживается государственной опекой. Указывается на необходимость раскрытия явных человеческих связей, предшествующих юридическим связям.