Файл: Министерство общего и молодежной политики свердловской области.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Свердловской Области
«Свердловский Областной Педагогический Колледж»
Кафедра физическая культура
Лёгкая атлетика (барьерный бег)
Домашняя работа
Маслова Е. В
Специальность: 49.02.01
«Физическая культура»
Группа 27ф
Преподаватель:
Пелипенко С. С.
Екатеринбург
2020
Лёгкая атлетика
Барьерный бег или бег с барьерами
Бег с барьерами (барьерный бег)
— легкоатлетическая дисциплина, в которой спортсмены соревнуются в спринтерских видах бега, преодолевая барьеры.
ИСТОРИЯ
Первые упоминания об официальных стартах в барьерном беге относят к 1837 году — речь идёт о соревнованиях в английском колледже Итон.
Первый зафиксированный рекорд (в 1864 году) в беге на 120 ярдов (109,92 м) принадлежит А. Даниэлю (17,75 с).
В 1885 году Крум из университета Оксфорда продемонстрировал технику преодоления барьеров, близкую к современной.
Поиски рациональной техники привели к атаке барьера прямой ногой и увеличению наклона туловища при преодолении препятствия. Такую технику впервые продемонстрировал англичанин А. Круз в 1886 году, показав результат 16,4 с.
Олимпийский дебют на дистанции 110 м с барьерами состоялся в 1896 году (победил американец Т. Кёртис).
Американец А. Крейнцлейн в 1900 году на Олимпиаде продемонстрировал технику «перебегания через барьеры».
Дальнейшее улучшение техники преодоления барьера принадлежит американцу Ф. Смитсону. Оно состояло в задержанном выносе толчковой ноги, что позволило избежать поворота туловища и сохранить равновесие на сходе с барьера. Ф. Смитсон стал победителем Олимпийских игр 1908 года на дистанции 110 м с барьерами с выдающимся для того времени результатом 15,0 с.
С 1920х годов барьерным спринтом начали заниматься и женщины.
В 1935 году T-образные барьеры были заменены менее травмоопасными L-образными.
Почти 70 лет понадобилось спортсменам, чтобы улучшить результат Ф. Смитсона на 2 с: только в1975 году француз Ги Дрю показал результат 13,0с. С тех пор мировые рекорды фиксируют только электронным хронометражем. Первым рекордсменом стал кубинский барьерист А. Касаньянс — 13,21 с.
Бег на 400 м с барьерами был включён в программу Олимпийских игр в 1900 году (победитель— американец У. Тьюксбери).
Барьерный бег у женщин впервые был включён в программу Олимпийских игр 1932 года — на дистанции 80 м с барьерами первенствовала американка М. Дидриксен.
С 1968 года в барьерном беге для женщин установили новую дистанцию — 100 м.
Рекорды России в барьерном беге на 110 м официально начали фиксировать с 1900 года. Тогда минимальное время составляло 20,6 с. К 1904 году оно уменьшилось до 17,0 с, продержавшись вплоть до 1928го.
РАЗНОВИДНОСТИ
Зимний сезон: 50 м, 60 м.
Летний сезон: 100 м (женщины), 110 м (мужчины), 400 м.
ПРАВИЛА И СУДЕЙСТВО
Правила барьерного бега соответствуют правилам легкоатлетического спринта. Атлеты на дистанции бегут каждый по своей дорожке. L-образные (если смотреть сбоку) барьеры расположены через равные интервалы так, чтобы ножки барьера смотрели в направлении старта (чтобы барьер, задетый бегуном, падал вперёд, а не травмировал спортсмена). Для опрокидывания барьера должна быть приложена сила не менее 3,6 кг.
Запрещено:
проносить ногу сбоку барьера;
намеренно сбивать барьер ногой или рукой.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ
Если в подавляющем большинстве видов лёгкой атлетики новичка можно сразу проверить в том упражнении, к которому он отбирается, то в барьерном беге этого сделать нельзя, так как юные спортсмены начинают участвовать в этом виде соревнований спустя 1–2 года после начала регулярных тренировок, а в соревнованиях в беге с барьерами максимальной высоты — через 4–5 лет. Этот факт значительно затрудняет возможность отбирать талантливых барьеристов и прогнозировать их способности.
При отборе барьеристов необходимо учитывать антропометрические данные (рост, массу, ростовесовой индекс), уровень развития ведущих физических качеств (скоростных, скоростносиловых, силовых, подвижности в суставах), способность к овладению техническими компонентами, а также способность к освоению и стабильному повторению ритмической структуры.
Специальная физическая подготовленность является ведущим компонентом в комплексе модельных характеристик барьеристов. По
мнению большинства специалистов, главными для бегунов на 100 и 110 м с барьерами являются скоростные качества. Не случайно сильнейшие барьеристы мира пробегают стометровку за 10,2–10,3 с, а барьеристки — за 11,2–11,4 с.
В беге с барьерами, как и в гладком спринтерском беге, быстрота движений проявляется в трёх малозависимых друг от друга компонентах. Если для спринтеров одинаково важное значение при отборе имеют все три компонента, то для барьеристов важнее способность к ускорению (максимально быстрому началу движений) и способность выполнять движения с максимальной скоростью.
С этой целью при отборе целесообразно использовать такие тесты, как бег на 10, 20 и 30 м с низкого старта и на тех же отрезках — с ходу.
Необходимо учитывать, что для 10–11летних детей, а нередко и для 12–13летних подростков результат в беге на 30 м с низкого старта и с ходу зачастую не является отражением их истинных скоростных возможностей, так как при преодолении этого отрезка с максимальной скоростью они уже должны обладать значительной скоростной выносливостью.
Барьерист должен ускоряться при подбегании к очередному барьеру. Последний шаг перед барьером должен быть короче и быстрее, чем предыдущие. Положение тела должно быть выпрямленным, бедро атакующей ноги — в высоком положении. В высоких барьерах быстрое движение маховой ноги инициирует, соответственно, быстрое отталкивание, при этом толчковая нога выпрямляется полностью.
Низкие барьеры требуют меньшего наклона вперёд (по сравнению с высокими барьерами). Толчковая нога в этом случае может проноситься ниже, чем в высоких барьерах, что позволяет спортсмену приземляться в нормальной спринтерской позиции.
Длина бегового шага у спортсмена, преодолевающего интервал за 13 шагов, составляет 2,45 м, в то время как в высоких барьерах — 2,05 м. Длина барьерного шага в высоких и низких барьерах примерно одинакова и составляет 3,50 м.
Поскольку параболическая траектория движения общего центра тяжести в барьерном беге не отличается от спринтерского бега, в беге на 400 м с барьерами спортсмен не должен так активно опускать маховую ногу вниз и наклонять столь активно туловище вниз при нахождении над барьером. Активное приземление маховой ноги позволяет выполнять последующие действия в спринтерском стиле.
Величина барьерного шага — хороший индикатор технической подготовленности. Более квалифицированные спортсмены демонстрируют более короткий барьерный шаг по сравнению с новичками. Барьерист должен отклонить туловище назад, сохраняя баланс соответствующими действиями рук. Проблемы вращения должны компенсироваться действиями рук, помогающими выполнять движения наиболее эффективно.
При обучении спортсменов технике барьерного бега с низкими барьерами необходимо обращать внимание на то, чтобы спортсмены преодолевали барьер максимально быстро и приземлялись в положении, близком к положению в спринтерском беге.
Для достижения этой цели необходимо:
поднять центр тяжести, насколько это необходимо для преодоления барьера;
наклонить туловище примерно так же, как в спринте;
обеспечить компенсаторику движений маховой ноги и соответствующей руки для оптимального приземления;
начинать момент инерции у маховой ноги с действий колена;
направить взгляд на следующий барьер.
Спринтерская скорость зависит от длины и частоты шагов, барьерная — от эффективной техники преодоления барьера. Угол отталкивания на барьер определяется соотношением горизонтальной и вертикальной скоростей, определяющим подъём центра тяжести; высокие барьеристы имеют преимущества благодаря высокому положению общего центра массы тела.
1-я задача. Кратко характеризовать барьерный бег
Ознакомить с историей развития и современным состоянием этого вида лёгкой атлетики. Создать правильное представление о рациональной технике барьерного бега.
Средства:
рассказ об особенностях бега;
демонстрация видеофрагментов целостного бега.
Методические указания: обратить внимание на высокую скорость и динамичность бега между барьерами, слитность преодоления барьера, общую координацию движений.
2-я задача. Обучить технике преодоления барьера
Средства:
стоя лицом к стенке на расстоянии 1,1–1,5 м, имитировать работу рук с одновременным подниманием бедра маховой ноги и последующим выбрасыванием голени пяткой вперёд;
стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии 0,9–1,2 м сбоку барьера, держаться за жердь на уровне груди, переносить толчковую ногу через барьер;
переход барьера или нескольких барьеров, поставленных на небольшом (2–3 м) расстоянии друг от друга;
то же в медленном беге с высоким подниманием бедра и незначительным продвижением вперёд; yпреодоление учебных барьеров в медленном темпе.
Методические указания: следить за синхронностью действий маховой и толчковой ноги, за активным продвижением таза вперёд. Высоту барьеров и расстояние между ними надо увеличивать постепенно. Движению рук обучать в процессе выполнения перечисленных упражнений.
3-я задача. Обучить бегу между барьерами с преодолением препятствий
Средства:
те же, что и при решении 2й задачи, но с увеличением расстояния и высоты барьеров;
бег сбоку барьеров в три шага;
бег с барьерами в три шага при их сближенной расстановке.
Методические указания: следить за тем, чтобы спортсмены не отталкивались близко к барьеру и не прыгали высоко через него. Необходимо своевременно изменять расстояние между барьерами, постепенно увеличивать длину и частоту шагов, последовательно обращать внимание на основные моменты техники (активный вход на барьер, непрерывность перехода в беге после схода с барьера, отсутствие прыжкообразного бега между барьерами).
4-я задача. Научить технике высокого старта и стартового разгона с последующим преодолением барьеров
Средства:
специальные упражнения барьериста;
бег с высокого старта за восемь шагов до барьера, поставленного на укороченном расстоянии;
барьер преодолевается сбоку;
бег с высокого старта с преодолением 2–4 барьеров.
Методические указания: обучить ритму восьми беговых шагов, делать акцент на длине первых 4–5шагов и набегании на барьер с выпрямлением туловища на остальных 3–4 шагах.
5-я задача. Научить технике бега с низкого старта
Средства:
специальные упражнения барьериста;
бег с низкого старта сбоку от барьера;
бег с низкого старта с преодолением 1–3 барьеров;
пробегание полной соревновательной дистанции.
Методические указания: специальные упражнения должны быть подобраны индивидуально, их многократное повторение должно сочетаться с пробеганием барьерной дистанции. Следует использовать учебные барьеры пониженной высоты. Обучение бегу на 400 м с барьерами происходит после овладения техникой бега на короткие дистанции. Поэтому главной задачей будет нахождение оптимального ритма бега между барьерами в соответствии с естественным шагом в гладком беге, а также овладение техникой преодоления барьеров на повороте