Файл: Тема Предмет Теории и методики физической культуры, как научной и учебной дисциплины.pdf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Предмет Теории и методики физической культуры, как научной и учебной дис-
циплины
Цель курса - освоить систему научно-практических знаний в области теории физиче- ской культуры и подготовиться к разносторонней профессиональной деятельности по специ- альности.
ТиФК является основным общепрофилирующим предметом профессионального обра- зования специалистов по физической культуре и спорту. Даёт возможность будущему спе- циалисту целостно осмыслить суть профессиональной деятельности во всей сфере физиче- ской культуры, расширяет его кругозор за рамки узкой специальности и этим содействует формированию широкого профессионального мировоззрения.
ТиМФК позволяет правильно ориентироваться в многообразии явлений физкультур- ной практики и понять их смысл.
ТиМФК как научная и учебная дисциплина, есть интегративная система научных зна- ний о сущности физической культуры и общих закономерностях функционирования, на- правленного использования и дальнейшего развития средств физической культуры, исполь- зуемых в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимально- го развития жизненных сил человека.
Учебная дисциплина служит для профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту. В содержание включает четыре крупных раздела:
1. Основы теории физической культуры.
2. Теория физического воспитания (изучает общие закономерности физического вос- питания, как педагогического процесса. Эти закономерности относятся в равной степени к физическому воспитанию всех слоёв населения).
3. Методика физического воспитания (изучает и устанавливает частные закономерно- сти физического воспитания, которые имеют конкретную направленность на возраст зани- мающихся, на профессиональную деятельность, на спортивную специализацию).
4. Основы спортивной подготовки.
Задача теории физической культуры заключается в разработке единой научно- методической концепции в раскрытии содержания различных форм и видов физической культуры.
Предмет ТиМФК включает в своё содержание знания, составляющие теоретический фундамент профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Предмет ТиМФК тесно взаимосвязан с целым комплексом гуманитарных и естест- венных наук, т.к. специальные научные дисциплины глубоко проникают в суть явления фи- зической культуры, всесторонне раскрывая его закономерности.
Дисциплины гуманитарного характера: социология, история и организация физиче- ской культуры, общая теория и методика физического воспитания, теория и методика спорта
(общие основы и частные дисциплины по видам спорта, а также специализированные отрас- ли психолого-педагогического цикла) и некоторые другие.
Они направлены на познание социальных закономерностей развития физической культуры, её истории и организации в обществе, содержания и формы построения в целом, или анализирующие процесс физического воспитания и его воздействия на человека в от- дельных социально-педагогических и психолого-педагогических аспектах.
Биологические и смежные естественно-научные дисциплины: специальные отрасли морфологии, физиологии, биофизики, биомеханики, медицины и гигиены, в частности дина- мическая анатомия, физиология и биомеханика физических упражнений. Врачебно- физкультурный и физкультурно-прикладная гигиена.
Они отражают те же закономерности функционирования и развития организма в ус- ловиях физического воспитания, которые устанавливают естественнонаучные, медицинские и гигиенические предпосылки его рационального развития.
Большинство из этих наук раскрывает отдельные стороны закономерности и условия физического воспитания. Т и МФК призвана обеспечить целостное отражение.
Источники Т и МФК:
1. Практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготов- ленных людях рождала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе построить систему управления физическим совершенствованием человека.
2. Практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоре- тические положения. Могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и ме- тодику Ф.В. к разработке новых положений.
3. Прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных стран и эпох.
4. Постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической куль- туры в стране.
5. Результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.
Этапы становления теории и методики физической культуры:
1-вый этап. Период первобытно-общинного строя и его переходных форм (человече- ством накапливался и осмысливался значительный опыт о влиянии двигательных действий на организм; осознание «эффекта упражняемости» и способов передачи опыта послужили возникновению физических упражнений и физического воспитания).
2-ой этап. Относится к периоду за несколько веков до н.э.. в Древней Греции и др. рабовладельческих государствах некоторые философы, врачи и педагоги делали обобщённые выводы о влиянии физических упражнений на организм человека.
Это период создания первых систем по физическому воспитанию и появления в сред- ние века отдельных методических пособий по гимнастике. Плаванию, верховой езде, фехто- ванию.
3-ий этап. Период с эпохи Возрождения и длится до конца 19 века. Этап интенсивно- го накопления философских, педагогических и медицинских сведений о сущности физиче- ского воспитания и создании специальных систем занятия физической культурой, а также материальной базы в виде специальных приспособлений и оборудования, спортивных со- оружений.
Большой вклад в развитие теории физической культуры внесли педагоги-гуманисты
(Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк), социалисты–утописты (Ж. Фурье, Р. Оуэн), педагог–демократ И.Г.
Песталоцци.
4-ый этап. Период с конца 19 до Октябрьской революции в России. Интенсивное раз- витие науки о физическом воспитании и влияния физической культуры на многие области общественной жизни.
Большой теоретический вклад внёс в развитие физической культуры П.Ф. Лесгафт
(1837-1909). Он является основоположником современной теории и методики физического воспитания. Он разработал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе. Его труды по истории, анатомии, биологии, педагогике, антрополо- гии, теории и методике физического воспитания являлись наиболее прогрессивными, а по- этому легли в основу современной теории и методики физического воспитания как само- стоятельной научной и учебной дисциплины. (Система П.Ф. Лесгафта предусматривала три ступени обучения. Сначала ребёнок или подросток должен научиться правильным движени- ям. Затем владеть этими движениями – научиться достигать наибольших результатов (как можно быстрее бегать, дальше и выше прыгать, дальше метать) в разных условиях и различ- ной обстановке. Наконец он должен правильно соизмерять свои усилия во времени и про- странстве, т.е. пробегать дистанцию с заданной скоростью, метать точно в цель и т.п.).
5-ый этап. После революционный период до 1991 года. Этот этап характеризуется интенсивным развитием науки о физической культуре. Проблемы физической культуры ре- шаются комплексно целыми коллективами учёных, специализированными научными и учеб- ными учреждениями.
6-ой этап. Период с 1991 г. (распад СССР) по настоящее время. Изменения в этот пе- риод коснулись в основном органов управления, уточнения их функций в работе по физиче- ской культуре и спорту. В этот период обозначается новое научное направление – непрерыв-
ное физкультурное образование. Характерной чертой является возрождение народных форм и национальных видов физических упражнений. В общеобразовательной школе сейчас поя- вилась возможность для включения в практику ф.в. средств регионального, национального характера, т.к. в программу с 1992 г. включена вариативная часть учебного материала.