Файл: Человек всегда должен быть целью и никогда средством (И. Кант).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Философ был убежден, что этика является важной частью философии, в которой главным предметом изучения является человек как феномен. Существенным измерением человеческого бытия выступает нравственность.

Этическое учение Канта развило специфику морали. Это подразумевает, что царство свободы отличается от царства природы. Ему предшествовала философия натурализма, против которой и выступал философ. Он был сторонником стоицизма, который проповедовал негативное отношение к телесному миру и к силе духа, к воле. Философ отрицал стремление стать человеком, игнорируя окружающие обстоятельства и мораль общества. Согласно учению Канта, этика – определение моральных качеств человека, которому следует ответственно исполнять свой долг перед собой и обществом. Сохраняя свое достоинство, наградой индивиду за это будет осознание личной доброй воли. Этика Канта включала в себя мысли о свободе воли, о бессмертной душе, о существовании Бога. Эти идеи, согласно теории ученого, теоретически чистый разум не мог разрешить.

Основным постулатом в философии Канта был таковой о свободе воли. Он заключается в том, что свобода воли является условием для существования морали и это неоспоримый факт. Этическое учение Иммануила Канта заключало в себе большое открытие. Философ доказал, что если у человека есть мораль, то он сам является законодателем, его поступки будут моральными и он будет иметь право выступать от имени человечества. Что такое этика Канта? Это высоконравственная теория о проблемах свободы, где огромная роль отводится человеческой личности. Данная идея пронизывает всю этику Канта и, несомненно, оказала большое влияние на развитие всей западноевропейской философии в дальнейшем.

3. Значение этических идей Канта для современности



Этику часто называют «практической философией» и трактуют как область фило­софского знания, в которой изучаются проблемы морали и нравственности, поведения и образа жизни человека, как он должен жить, что должен делать, принципы, определяющие поведение человека. В конечном счете, следует понять, что движет человеком, по­буждает его к деятельности в определенном направлении или к бездеятельности, или, иначе, в чем смысл его жизни? И что такое мораль и нравственность — это одно и то же или разные вещи? В чем их истоки, каково происхождение, генезис?


В этике выделяют два рода проблем и направлений иссле­дования: теоретические (философско-религиозные и научные) и практические. Последние образуют так называемую «норма­тивную этику» — кодекс или свод правил, норм поведения, установлений морали, которым должен подчиняться индивид.

Этика говорит на языке разума, т.е. строит определенные теоретические конструкции, систему логически аргументированных рассуждений. И это сближает этику с наукой. Но если исходить из традиционного, сложившегося в Новое время понимания науки как способа познания, направленного на выработку объективно истинного знания, опирающегося на эмпирические факты, то этика, строго говоря, наукой не является. По характеру постановки проблемы и своей жизненной направленности этика является отраслью философии. Иными словами, этика – это философская дисциплина.

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. В различных философских системах прошлого и настоящего акцент делается в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных) на те или иные отрасли философии. В целом ряде философских школ акцент делается именно на нравственную философию, которая, как считалось, венчает собой жизненную мудрость.

Этика как философская дисциплина в той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания. Для того, чтобы ответить на жизненные вопросы, необходимо выйти на основополагающие представления об устройстве мироздания, на представления онтологического порядка.

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека. Теоретическая глубина этики позволяет ей делать убедительные рекомендации для человеческой личности.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Она задает целостную нацеленную основу человеческой деятельности, определяет, на что в конечном счете эта деятельность должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство (добродетельность).

Нормативный характер этики проявляется, прежде всего, в том, что этика изучает не просто происходящее, а должное.

Значение этического учения Канта раскрывается не только в контекс­те духовной и мыслительной эволюции Нового времени, но и в наши дни.



Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума, область воли. Ввиду того, что мы должны быть нравственными существами, воля предписывает нам постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе, как, например, нашу свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для последнего только мыслимо. В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны (максимы, волевые мнения индивидуума), или объективно-действительны (обязательные предписания, императивы).

Среди последних своей несокрушимой требовательностью выделяется категорический императив, повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не вследствие счастливой склонности своей натуры, а исключительно из соображений долга; истинная нравственность скорее побеждает склонности, нежели идет с ними рука об руку, и в числе стимулов добродетельного поступка не должно быть природной склонности к таким поступкам.

Согласно идеям этики Канта, закон нравственности ни по своему происхождению, ни по своей сущности не зависит от опыта; он априорен и поэтому выражается только в виде формулы без всякого эмпирического содержания. Он гласит: «поступай так, чтобы принцип твоей воли всегда мог быть и принципом всеобщего законодательства». Этот категорический императив, не внушенный ни волей Бога, ни стремлением к счастью, а извлекаемый практическим разумом из своих собственных глубин, возможен только при предположении свободы и автономии нашей воля, и неопровержимый факт его существования дает человеку право смотреть на себя, как на свободного и самостоятельного деятеля; правда, свобода – идея, и реальность её не может быть доказана, но, во всяком случае, ее необходимо постулировать, в нее необходимо верить тому, кто хочет исполнить свой этический долг.

Учение Канта, прежде всего его этика, послужили источником для появления теории ценностей. Если кантовские идеи действительно имеют перспективную значимость, то они должны помогать в решении фундаментальных проблем современного понимания ценностей. Проблема обоснования ценностей является аспектом более общей и широко обсуждающейся сейчас проб­лемы обоснования морали.


Отказавшись от каких-либо догматов и «объективных всеобщих зако­нов разума», мы оказываемся в таком пространстве свободы, от которого захватывает дух. Но эта свобода без точки опоры всегда грозит обернуться пустотой. Состояние духа, когда «все дозволено», весе­лило и пьянило Ницше, но более чуткому к движению истории и  человеческим страданиям Достоевскому внушало справедливые опасения. [1, с. 174]

Искомую точку опоры должны составлять такие принципы, которые, по крайней мере, не давали бы моральной санкции явному злу. Но как определить это зло и требуемые принципы, ценности, если признана культурная специфика и историчность морали, в том числе всех ее принципов и всех ценностей?

Здесь на помощь приходит кантовское различение обусловленных и абсолютных ценностей, его знаменитый априоризм. Большинство ценностей обу­словлено наличием соответствующих склонностей и потребностей человека, но есть такие, для которых наличие или отсутствие склонностей не имеет значения. Это ценности, осуществление (ненарушение) которых объективно необходимо для того, чтобы человек мог обдумывать, выбирать и осуществлять  любые  ценности.

Hо каков должен быть масштаб рассмотрения: народ, страна, сообщество цивилизованных стран? В данном случае твердая философская позиция Канта представляется безупречной: речь может идти только о всех разумных существах, а нам пока известны только люди. Значит, масштабом должен быть человеческий род. На этом уровне также есть ценности, связанные с выживанием, жизнеобеспечением, культурой, ­политико-правовым обеспечением прав и свобод личности.

Универсальный философский масштаб мышления Канта, говорящего о всех разумных существах и развитии человеческого рода в целом, получает особую значимость в современную эпоху действительной мировой интеграции, настоятельно требующую новых глобальных ценностных ориентиров.

Учтем также, что огромная часть мирового населения ежедневно голодает, гибнет от скученности и антисанитарии, неграмотна, не имеет реальной гражданской и экономической свободы. Относиться к каждому из этих людей «как к цели, а не только как к средству», — пожалуй, верная, но уж очень отвлеченная и ни к чему не обязывающая задача. Зато применение в этой ситуации системы общезначимых ценностей, которые могут быть установлены с помощью кантовской априорной логики, может дать ясные и ответственные практические ориентиры.

Кантовское учение всегда будет одной из важнейших вех в развитии этики. Но его априорная логика, смысловое пространство целей (значимостей, ценностей) и общечеловеческий универсализм выходят за пределы конкретного историко-философского значения. Они составляют мыслительный фундамент и нравственную перспективу дальнейшего развития человеческой цивилизации.


Заключение



Таким образом, этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности.

Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы - вопросы теоретического. Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В.Гумбольдты, А.Шопенгауэр, Ф.Шеллинг и др.).

Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики.

Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической этики. Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения.

Список использованной литературы



1. Асмус В. Ф., Философия И.Канта: научная литература / В.Ф. Асмус, М., «Наука», 1973 г. – 531 с.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.

3. Большаков А. В., Грехнев В. С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: «Знание», 1997.

4. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. – М.ПЕР СЭ, 2001. – 447 с.

5. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Указ. соч. – с.138-155.

6. История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, В.С. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997. - 464 с.

7. Жить не по лжи. Споры вокруг этики И. Канта // Человек. – 2008. - № 4.