Файл: Отчет по производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности во ввгу, г. Находка.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНОБРНАУКИ РОССИИ
Владивостокский государственный университет
ФИЛИАЛ В Г. НАХОДКЕ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ОТЧЕТ
по производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
во ВВГУ, г. Находка
Студент
гр. Н/БУП-19 _______________________ Чжан Цзылян
Руководитель
практики _______________________ В.В. Куликова
Руководитель
практики от предприятия _______________________ В.В. Куликова
Находка 2023
С одержание
Введение 3
1 Общая характеристика организации 4
1.1 Общие сведения о предприятии 4
1.2 Локальные нормативные акты 7
1.3 Анализ рабочих мест 9
2 Анализ стратегии и кадровой политики организации 10
2.1 Концепция управления персоналом и вид кадровой политики 10
2.2 Анализ кадрового потенциала 11
2.3 Влияние трудовых ресурсов на текущую деятельность предприятия 14
3 Исследование технологий управления персоналом 17
3.1 Анализ подбора и отбора персонала 17
3.2 Анализ системы адаптации 20
3.3 Анализ организации деятельности по профессиональному развитию персонала.. .23
3.4 Организация процесса аттестации 24
3.5 Анализ системы мотивации и дисциплинарных взысканий 25
4 Разработка мероприятий по управлению коммуникациями в организации 27
Заключение 29
Список использованных источников 30
Введение
Производственная практика является важной частью образовательного процесса в ВВГУ, г. Находка, предоставляющей студентам возможность получить профессиональные умения и опыт, необходимые для успешной профессиональной деятельности. В рамках данной практики студенты имеют возможность познакомиться с реальной рабочей средой и применить полученные теоретические знания на практике.
Цель данного отчета заключается в представлении результатов производственной практики, проведенной во ВВГУ, г. Находка. Отчет охватывает анализ различных аспектов организации, включая общую характеристику предприятия, стратегию и кадровую политику, а также технологии управления персоналом. Кроме того, в отчете представлены разработанные мероприятия по повышению аттестации сотрудников.
Проведенный анализ и исследования помогли получить глубокое понимание работы организации и ее персонала, а также выявить ключевые проблемы и потенциальные области для улучшения. Полученные результаты послужат основой для разработки рекомендаций и предложений, направленных на дальнейшее развитие организации.
Важно отметить, что данная производственная практика представляет собой не только возможность для студентов приобрести практические навыки, но и взаимовыгодное сотрудничество между учебным заведением и предприятием. Она способствует обмену знаниями и опытом, а также укреплению партнерских связей между ВВГУ и предприятием.
В заключение, данное введение является отправной точкой для дальнейшего изложения результатов исследования и анализа производственной практики, проведенной во ВВГУ, г. Находка. Результаты данного отчета предоставят ценную информацию и рекомендации для улучшения работы организации и развития ее персонала.
1 Общая характеристика организации
1.1 Общие сведения о предприятии
Филиал ФГБОУ ВО «ВВГУ» в городе Находке является ведущим центром развития образования, культуры и науки на юго-востоке Приморского края. Он стремится обеспечить высокое качество подготовки кадров для реального сектора экономики и способствовать решению социально-экономических и ресурсных проблем, связанных с развитием Находкинского городского округа и Дальнего Востока. В филиале созданы все условия для полного раскрытия делового, творческого, духовного и нравственного потенциала студентов [1].
Филиал был основан 2 августа 1996 года и находится по адресу: улица Озерная, 2, город Находка, Приморский край.
В деятельности филиала запланирована реализация нескольких образовательных направлений [1]:
- Высшее образование бакалавриата в очной и заочной форме обучения:
1) Экономика;
2) Управление персоналом;
3) Государственное и муниципальное управление;
4) Туризм;
5) Дизайн.
- Среднее профессиональное образование по следующим программам:
1) Организация перевозок и управление в транспорте;
2) Право и организация социального обеспечения;
3) Физическая культура;
4) Земельно-имущественные отношения;
5) Туризм;
6) Информационные системы и программирование.
Филиал является одним из самых привлекательных мест в городе Находке для работы, учебы, воспитания детей и отдыха. Он предлагает сотрудникам, студентам и горожанам обширные возможности для самореализации и развития творческого потенциала, включая лучшие карьерные перспективы для талантливых, образованных и амбициозных людей. В филиале установлены высокие стандарты и созданы благоприятные условия для учебы и работы, включая качественное образование, передовые информационные технологии, развитую материально-техническую инфраструктуру и высокий уровень материального и социального обеспечения.
Для осуществления своей миссии филиал ФГБОУ ВО «ВВГУ» в городе Находке стремится к следующим целям:
- Активно участвовать в политическом, социально-экономическом и культурном развитии города Находки и юго-востока Приморья.
- Установить партнерские отношения с региональными сообществами в области образования, науки и культуры.
- Стать источником гордости для жителей города Находки и юго-востока Приморского края, предоставляя знания, навыки, ресурсы и ценности.
- Развивать научное сообщество, создавать динамичную научную среду, творческие экспериментальные площадки и проектно-ориентированные технологии прикладных исследований для предприятий малого и среднего бизнеса.
- Создавать сообщество студентов и сотрудников, которые разделяют ответственность за выполнение миссии филиала и получают признание за свой вклад в его развитие.
Расширение бизнес-портфеля образовательного учреждения путем введения новых направлений является необходимым условием для успешного развития в современных экономических условиях. Филиал оперативно реагирует на потребности рынка труда и стремится предложить актуальные программы обучения.
Одной из основных задач учебной администрации филиала является создание и реализация комплекса условий, обеспечивающих высокое качество обслуживания клиентов и обучающихся. Они также стремятся сохранить и привлечь новых студентов, продвигать дополнительные программы и услуги. Администрация филиала активно управляет составом студентов, следит за их успеваемостью и создает банк данных об образовательных программах и услугах для клиентов. Кроме того, они осуществляют информационную поддержку клиентов и обучающихся, предоставляя им необходимую информацию.
Все эти меры направлены на уверенное движение вперед и успешное функционирование филиала в современных условиях. Расширение бизнес-портфеля и реагирование на потребности рынка труда помогают филиалу оставаться актуальным и конкурентоспособным, а учебная администрация играет ключевую роль в достижении этих целей.
В филиале ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке реализуются образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительного образования. Обучение студентов по этим программам проводится профессорско-преподавательским составом филиала и головного вуза, а также опытными практиками, работающими на предприятиях города и края.
Организационная структура ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура в ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке
Научные исследования являются важной составной частью деятельности филиала и способствуют развитию его интеллектуального, кадрового и материального потенциала. Уровень научных исследований и научная подготовка кадров непосредственно влияют на качество образования и уровень авторитета вуза в Находкинском городском округе.
Филиал активно поддерживает научные исследования, проводит научные конференции, семинары и другие мероприятия, способствующие обмену знаниями и опытом. Такие исследования позволяют филиалу быть в курсе последних научных достижений и применять их в образовательном процессе. Они также способствуют развитию региональных ресурсов и решению социально-экономических проблем в Находкинском городском округе.
В целом, образовательные программы и научные исследования в филиале ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке тесно связаны и способствуют обеспечению высокого качества образования, а также повышению авторитета учебного заведения в регионе.
Администрация филиала ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке имеет ряд основных задач, направленных на обеспечение качества обслуживания клиентов и обучающихся, сохранение стабильного контингента, продвижение дополнительных программ и услуг, а также эффективное управление студенческим составом. Вот основные задачи администрации:
1. Создание и реализация комплекса условий: Администрация филиала стремится создать и обеспечить необходимые условия, которые гарантируют высокое качество обслуживания клиентов и обучающихся. Это включает в себя создание благоприятной образовательной среды, обеспечение доступности образовательных ресурсов, а также поддержку технической инфраструктуры для эффективного обучения.
2. Управление студенческим составом: Администрация филиала осуществляет управление студенческим составом, включая прием и набор студентов, организацию учебных групп, распределение нагрузки по преподавателям и обеспечение соответствующих условий для успешного обучения студентов.
3. Контроль за успеваемостью студентов: Администрация следит за академической успеваемостью студентов и принимает меры для поддержки студентов, стимулирования их учебной активности. Это может включать проведение консультаций, организацию дополнительных занятий или предоставление других форм поддержки.
4. Создание банка данных: Администрация филиала формирует и поддерживает банк данных об образовательных программах и услугах, предоставляемых филиалом. Это помогает клиентам и обучающимся получать информацию о доступных образовательных возможностях и услугах, а также позволяет более эффективно планировать и организовывать учебный процесс.
5. Информирование клиентов и обучающихся: Администрация филиала активно осуществляет информационную работу, направленную на информирование клиентов и обучающихся о новых программах, услугах, событиях и изменениях в учебном процессе. Это может включать организацию информационных мрекламных кампаний, использование средств массовой информации, создание информационных ресурсов, проведение информационных мероприятий и консультаций.
Администрация филиала ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке прилагает все усилия для обеспечения качественного образования, удовлетворения потребностей клиентов и обучающихся, а также развития дополнительных образовательных программ и услуг. Через создание и реализацию комплекса условий, управление студенческим составом, контроль успеваемости студентов, формирование банка данных и информационную работу, администрация стремится обеспечить оптимальные условия для успешного обучения и саморазвития всех заинтересованных сторон.
1.2 Локальные нормативные акты
Локальный нормативный акт (ЛНА) представляет собой внутренний документ организации, который устанавливает правила и порядок регулирования трудовой деятельности конкретного работодателя. В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса РФ [2] , регулирование трудовых отношений и связанных с ними отношений осуществляется через трудовое законодательство, нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Таким образом, локальные нормативные акты в области трудовых отношений являются неотъемлемой частью системы трудового законодательства.
Давайте рассмотрим классификацию локальных актов, разделяя их на обязательные и необязательные документы.
Все документы данного класса можно разделить на две группы: обязательные и необязательные.
1. Обязательные акты: их наличие требуется в соответствии с разделами законодательства Российской Федерации. Эти акты содержат нормы, которые обязательны для выполнения в организации. В Филиале ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке имеются следующие обязательные документы:3
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Порядок приема и увольнения сотрудников;
- Режим труда и отдыха;
- Положение по оплате труда;
- График отпусков и штатное расписание;
- Порядок обработки персональных данных.
2. Необязательные акты: это документы, утверждаемые организацией по ее собственному усмотрению, но при полном согласии с действующими правительственными постановлениями. К таким актам могут относиться:
- Графики смен.
Таким образом, обязательные локальные акты в Филиале ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке определяются требованиями законодательства Российской Федерации, а необязательные акты могут быть утверждены организацией при соблюдении правительственных постановлений.
Принципы кадровой политики при приеме на работу и расстановке кадров в филиале Владивостокского государственного университета следующие:
1. Принцип максимизации интересов сотрудников:
При разработке и реализации плана переселения сотрудников необходимо полностью учитывать их различные требования и идеи, а также учитывать их интересы в рамках установленных политик и правил. Основной акцент делается на максимальном удовлетворении интересов сотрудников.
2. Принципы открытости, справедливости и беспристрастности:
Процесс трудоустройства сотрудников должен быть открытым и осуществляться в соответствии с установленными процедурами. Все решения и действия должны быть прозрачными, справедливыми и непредвзятыми. Это обеспечивает равные возможности для всех сотрудников и создает доверие в коллективе.
-
Принцип осуществимости:
При расстановке кадров необходимо тщательно анализировать реальные возможности каждого сотрудника, выбирать эффективные методы работы и обеспечивать открытую коммуникацию с персоналом. План переселения и расстановки должен быть реалистичным и соответствовать условиям для его успешной реализации.
Таким образом, во филиале Владивостокского государственного университета придерживаются принципов максимизации интересов сотрудников, открытости, справедливости и беспристрастности, а также осуществимости при формировании кадровой политики.
1.3 Анализ рабочих мест
Рабочее место является ключевым средством для выполнения трудовых функций, и современно оборудованное рабочее место играет важную роль в повышении производительности. В связи с этим, рабочее место всегда является актуальным аспектом трудовой деятельности и остается таким и в настоящее время [4].
Проектирование рабочего места и улучшение качества производственной среды и условий труда играют важную роль в анализе рабочего места.
Каждое рабочее место на предприятии должно быть оптимально организовано, чтобы обеспечить эффективное выполнение основных и вспомогательных задач с минимальными трудозатратами.
Недостаточное изучение вопросов организации рабочих мест в современных условиях может привести к недостаточному удовлетворению потребностей предприятий в использовании человеческих ресурсов, что снижает эффективность их работы [5].
2 Анализ стратегии и кадровой политики организации
2.1 Концепция управления персоналом и вид кадровой политики
Управление персоналом, также известное как управление человеческими ресурсами, включает в себя ряд управленческих мероприятий, направленных на отбор, использование, обучение, оценку, поощрение и наказание сотрудников с целью достижения определенных организационных целей. Оно основано на применении научных методов, правильных принципов занятости и разумных систем управления для эффективного использования человеческих ресурсов.
Концепция управления персоналом определяет ряд аспектов, включая принципы подбора персонала, систему стимулирования трудовой деятельности, оценку и планирование карьеры сотрудников, методы обучения персонала, принципы поощрения и наказания, управление трудовыми отношениями и стратегическое планирование.
Кадровая политика является сущностным выражением основных принципов и идеологии управления персоналом в организации. Ее формулирование зависит от множества факторов, включая внутреннюю политику, национальные политики и законы, характеристики и структуру предприятия, концепции управления, культурные традиции и корпоративную культуру.
Одним из основных направлений кадровой политики Владивостокского государственного университета (ВВГУ) является обновление профессорско-преподавательского состава путем привлечения и удержания высококвалифицированных кадров. Особое внимание уделяется следующим категориям преподавателей:
1. Преподаватели, активно сочетающие преподавательскую и научную деятельность, имеющие высшее профессиональное образование, степень кандидата или доктора наук, а также публикации в ведущих российских и зарубежных изданиях.
2. Преподаватели-практики, обладающие высокими профессиональными достижениями и опытом применения теоретических знаний на практике.
Это позволяет ВВГУ обеспечить качествное образование, научные исследования и практическую применимость знаний в учебном процессе.
Важной задачей управления персоналом в рамках кадровой политики ВВГУ является создание стимулирующей и поддерживающей среды для привлечения талантливых преподавателей и их профессионального роста. Для этого предусмотрены различные меры, такие как проведение конкурсов при найме, разработка системы стимулирования и вознаграждения, оценка профессиональной деятельности и планирование карьеры сотрудников.
Кроме того, управление персоналом в рамках кадровой политики ВВГУ также уделяет внимание улучшению трудовых отношений и созданию благоприятного рабочего окружения. Это включает разработку положительной корпоративной культуры, поддержку коммуникации и сотрудничества, регулярное обучение и развитие сотрудников.
В целом, кадровая политика Владивостокского государственного университета стремится к достижению высокого профессионального уровня преподавательского состава, улучшению качества образования и научных исследований, а также созданию благоприятных условий для успешного развития университета в целом.
2.2 Анализ кадрового потенциала
Кадровый потенциал университета отражает не только готовность преподавателей выполнять свои функции в настоящий момент, но и их потенциал в долгосрочной перспективе. Этот потенциал оценивается с учетом научной и педагогической квалификации, мотивации, возраста, опыта работы, деловых навыков, профессиональной мобильности и качества деятельности, включая результативность и инновационность. Уровень кадрового потенциала является важным показателем качества работы университета. В таком контексте управление кадровым потенциалом должно быть одним из основных направлений управления в университете.
Высокий уровень научно-педагогического потенциала и квалификации профессорско-преподавательского состава является неотъемлемым условием качества образования, предоставляемого учреждением. Личность преподавателя играет важную роль в образовательной среде, и их квалификационные характеристики имеют принципиальное значение.
Анализ кадровой ситуации в российских вузах указывает на наличие ряда негативных тенденций, которые могут быть опасными для высшего образования в целом. Во-первых, средний возраст преподавателей вузов резко возрастает, что нарушает принципы преемственности преподавания и может привести к разрушению научных школ, сформировавшихся и успешно функционировавших на протяжении многих лет. Во-вторых, снижение социального статуса преподавателей высшей школы, связанное с низкими заработными платами, влечет за
собой сокращение числа молодых людей, стремящихся работать в вузах, и недостаток молодых кадров для замещения уходящих. В-третьих, возникают проблемы с регулярным повышением квалификации преподавателей, так как объемы научно-исследовательской работы значительно сократились.
Решение этих проблем является ключевым для будРешение этих проблем является ключевым для будущего высшего образования в России. Для обеспечения качественной работы университетов необходимо принять меры по улучшению кадрового потенциала.
Во-первых, необходимо привлекать и сохранять высококвалифицированных преподавателей. Университеты должны быть заинтересованы в привлечении тех преподавателей, которые активно сочетают преподавательскую и научную деятельность, обладают профильным высшим образованием, научными степенями и публикациями в российских и зарубежных изданиях. Также важно привлекать преподавателей-практиков, которые имеют высокие профессиональные достижения и опыт применения теоретических знаний на практике.
Во-вторых, необходимо повышать социальный статус преподавателей высшей школы. Это может быть достигнуто через улучшение их материального вознаграждения, создание стимулов и поощрений за выдающиеся результаты, а также улучшение условий работы и трудовых отношений.
В-третьих, следует обеспечить регулярное повышение квалификации преподавателей. Университеты должны создать возможности для профессионального развития преподавателей, организовывая семинары, тренинги, конференции и другие формы профессионального обучения. Также важно восстановить объемы научно-исследовательской работы, чтобы преподаватели имели возможность активно заниматься научной деятельностью и применять полученные знания в учебном процессе.
Кроме того, необходимо разработать и реализовать кадровую политику, которая будет способствовать обновлению профессорско-преподавательского состава и привлечению лучших кадров. Это может включать в себя программы поддержки молодых преподавателей, программы обмена и стажировок, а также меры по сохранению и развитию научных школ.
В целом, эффективное управление кадровым потенциалом в университете требует комплексного подхода и долгосрочной стратегии. Ниже приведены дополнительные меры, которые можно принять для улучшения кадрового потенциала вуза:
1. Создание мотивационной системы: Необходимо разработать систему поощрений и стимулов для преподавателей, основанную на достижениях в научной и педагогической деятельности. Это может включать в себя премии, повышение должностных категорий, возможности профессионального роста и развития.
2. Развитие научно-исследовательской инфраструктуры: Университеты должны инвестировать в развитие и совершенствование научно-исследовательской инфраструктуры, обеспечивая современное оборудование и лаборатории. Это поможет привлечь и удержать высококвалифицированных исследователей и обеспечить высокий уровень научной деятельности.
3. Программы поддержки молодых преподавателей: Необходимо создать программы и механизмы поддержки молодых преподавателей, включая наставничество, обучение, возможности участия в научных проектах и публикации их результатов. Это поможет привлечь молодые таланты и обеспечить их развитие и карьерный рост.
-
Международное сотрудничество: Университеты должны активно развивать международное сотрудничество и обмен опытом с зарубежными учебными заведениями. Это позволит преподавателям исследовать передовой опыт и привносить инновации в образовательный процесс. -
Повышение привлекательности профессии преподавателя: Необходимо работать над улучшением общественного восприятия профессии преподавателя и привлекать талантливых молодых людей в образовательную сферу. Это может включать проведение информационных кампаний, повышение престижа преподавательской деятельности и создание благоприятных условий труда.
Управление кадровым потенциалом в университете также требует регулярного мониторинга и оценки профессиональной эффективности преподавателей. Это позволяет выявлять слабые места и предоставлять поддержку и обучение тем, кто нуждается в дополнительной поддержке.
Для привлечения и удержания квалифицированных преподавателей также важно обеспечить конкурентоспособные условия труда, включая адекватную заработную плату, возможности карьерного роста, гибкий график работы и разнообразные возможности для профессионального развития.
Наконец, важно осуществлять регулярный анализ и планирование потребностей в преподавательском составе. Это позволяет прогнозировать будущие потребности в кадрах, определять необходимые компетенции и привлекать новых преподавателей соответствующего профиля.
Общий подход к управлению кадровым потенциалом в университете должен быть направлен на создание благоприятных условий для профессионального роста и развития преподавателей, привлечение и удержание талантливых кадров, а также обеспечение высокого качества образовательного процесса. Это поможет университету сохранить свою репутацию и успешно развиваться в долгосрочной перспективе.
2.3 Влияние трудовых ресурсов на текущую деятельность предприятия
В современной рыночной экономике эффективное управление персоналом является ключевым фактором успеха предприятий и организаций. Квалификация персонала, его профессиональное использование и эффективность управления играют решающую роль в достижении целей и повышении конкурентоспособности.
Управление персоналом имеет существенное влияние на производительность и результативность организации. Правильный подбор и найм квалифицированных сотрудников, их обучение и развитие, создание мотивационных систем и стимулов, а также эффективное управление трудовыми отношениями - все это способствует повышению производительности и качества работы персонала.
Сегодня управление персоналом стало более гибким и комплексным процессом. Оно включает в себя такие аспекты, как разработка стратегии управления персоналом, планирование потребностей в кадрах, найм, адаптацию и обучение сотрудников, оценку и развитие профессиональных навыков, управление вознаграждением и мотивацией, а также управление конфликтами и разрешение проблем.
Управление персоналом также акцентирует внимание на учете личностных особенностей и потребностей сотрудников при построении системы управления. Это позволяет создать благоприятную и поддерживающую среду, способствующую эффективной работе и удовлетворенности персонала.
Важным аспектом современного управления персоналом является также разработка новых подходов и инноваций, которые учитывают главный ресурс - работающий персонал. Управление человеческими ресурсами пронизывает все сферы деятельности организации и влияет на эффективность других систем управления.
В целом, управление персоналом играет важную роль в достижении успеха организации, обеспечивая оптимальное использование человеческих ресурсов, повышение производительности и удовлетворенности персонала, а также развитие организационной культуры и конкурентоспособности. Чтобы обеспечить эффективное управление персоналом, организации должны уделить внимание нескольким ключевым аспектам.
Во-первых, необходимо осуществлять систематический подбор и найм квалифицированных сотрудников, которые соответствуют требованиям и целям организации. Процесс подбора включает в себя определение потребностей в персонале, разработку профилей должностей, оценку кандидатов и проведение собеседований.