Файл: Отчет учебнопроизводственная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков обучающейся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сейчас в функционирует … групп, которые посещают .. воспитанника. В детском саду удобные групповые комнаты, музыкальный и физкультурный залы, кабинеты специалистов. Все групповые комнаты адаптированы для прибывания в них детей с ОВЗ и детей – инвалидов. В каждой группе присутствует игровой материал для познавательного, музыкального и физического и всестороннего развития детей.
В… реализуются несколько образовательных программ, направленных на коррекцию речевых нарушений, развитие музыкальности и экологического воспитания в детском саду, развитие художественного воспитания детей. Кроме того, в учебном заведении существует адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Воспитанниками детского сада являются дети от 3 до 7 лет, имеющие речевые нарушения различной тяжести. Программа ДОУ направлена на обеспечение охраны здоровья, создание комфортных условий для разностороннего развития личности и удовлетворения потребностей детей с нарушениями.
Структура работы организации регламентируется Уставом МБДОУ и соответствующими положениями. Система состоит из двух основных структур: административного и общественного управления. Управление структурами осуществляется за счёт взаимодействия между собой следующих коллективов: педагогического – обслуживающего – медицинского –детского.


Психологическая служба находится в звене административной структуры. Педагог-психолог организации имеет высшее педагогическое образование и общий педагогический стаж работы 4 года. Работа педагога-психолога в данной организации осуществляется на полную ставку. Специалист работает ежедневно с 8:00 до 16:00, выходные – суббота, воскресенье. Рабочий день психолога длится 8 часов. Психолог проводит как групповые, так и индивидуальные занятия и консультации. У специалиста имеется свой кабинет в детском саду.
Психолог проводит психодиагностику, профилактическую и коррекционную работу с воспитанниками детского сада. Особое внимание уделяется работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, так как воспитанники этой категории нуждаются в особой заботе.
По запросу со стороны администрации МБДОУ, педагогического коллектива, родителей или законных представителей детей специалист может давать рекомендации и направлять в службы психолого-педагогической или медицинско-социальной помощи.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, важно заниматься поддержкой и коррекцией развития дошкольников и предупреждать развитие возможных нарушений в сфере межличностных отношений и личностного развития детей. Рабочая программа педагога-психолога способствует социальному развитию дошкольников, их адаптации к обучению в детском саду. Специалисты делают упор на создание благоприятных условия для формирования доверия к миру, к людям и к себе у воспитанников.
Теоретической база, которая легла в основу рабочей программы педагога-психолога:

  • концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский);

  • учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);

  • концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);

  • концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);

  • концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).


Рабочая программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество организации с семьями;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.


Функциональные обязанности психолога-педагога в ДОУ:


  • Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического и социального благополучия воспитанников.

  • Содействие охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

  • Определение факторов, препятствующих развитию детей, и своевременное принятие мер по оказанию детям различного вида психологической помощи (психо-коррекционной, реабилитационной и консультативной).

  • Оказание помощи детям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

  • Проведение психологической диагностики различной направленности

  • Составление психолого-педагогического заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентирования педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

  • Ведение документации по установленной форме и использование ее по назначению.

  • Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

  • Определение степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проведение психолого-педагогической коррекции для воспитанников.

  • Формирование психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей, в том числе и культуру полового воспитания.

  • Консультирование педагогов по вопросам практического применения психологии, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей.

  • Отслеживание развития ребенка (скрининговая диагностика), поступающих в ДОУ (ранний возраст – анализ документации, дошкольный возраст –обследование до вхождения в группу).

  • Сопровождение адаптационного периода (анализ адаптационных листов);

  • Групповые консультации (выступления на родительских собраниях) о возрастных особенностях развития детей.

  • Стендовые консультации по актуальным проблемам развития детей.

  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

  • Социально-диспетчерская деятельность.

  • Анкетирование родителей и диагностика детей, с целью определения факторов риска для прогноза тяжести протекания процесса адаптации и разработки рекомендаций по оптимизации психолого-медико-педагогического сопровождения адаптационного периода.



Задание 2. Обозначение основных задач и направлений работы практического психолога.
Учитывая специфику ДОУ, наиболее важными задачами деятельности педагога-психолога ДОУ выступают:

  • содействие формированию личности ребенка;

  • определение причин нарушения личностного и познавательного развития ребенка;

  • преодоление нарушений в развитии ребенка;

  • создание психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

  • профилактическая работа по дезадаптации детей, поступающих в ДОУ

  • создание психологических условий для оптимизации педагогического общения, выявления и преодоления нарушений личностного и познавательного развития детей;

  • создание благоприятных психологических и педагогических условий для обучения и воспитания в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья согласно заключению ПМПК;

  • получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем воспитанников;

  • самостоятельный выбор инструментов для проведения психодиагностики, психокоррекции и профилактики в зависимости от уровня знаний и решаемых проблем;

  • коррекционно-развивающая работа по запросу родителей, педагогов, на основании заключения ПМПК или по результатам психодиагностики;

  • диагностика воспитанников подготовительной группы с целью определения уровня психического развития и готовности к школьным нагрузкам, а также составление рекомендаций для родителей;

  • диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) ДОУ, согласно положению о ПМПК;

  • выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации;

  • отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

  • содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;

  • ппроведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с целью формирования учебно-важных качеств (с учетом полученных диагностических данных группы);

  • своевременное консультирование родителей, законных представителей, педагогов и администрации ДОУ


Кроме того, педагог-психолог данного образовательного учреждения проводить групповые беседы с родителями и законными представителями воспитанников. Она своевременно информирует родителей о предстоящих мероприятиях. На специальных стендах на территории детского сада публикуется информация с ответами на вопросы родителей. Родители всегда могут ознакомиться с информацией и обратиться к психологу за помощью, в случае необходимости.
Ещё педагог-психолог организации ведет страничку психолога на сайте ДОУ, где размещает актуальную информацию и список рекомендованной литературы для родителей.

Задание 3. Изучить организационные и функциональные аспекты рабочего места психолога и проанализировать особенности планирования рабочего времени.
Руководитель согласно нормативным документам, выделил в образовательном учреждение отдельное помещение для работы педагога-психолога. Кабинет педагога-психолога выполняет функцию методического центра психологической службы. Главная цель данного кабинета – создать оптимальные условия для проведения индивидуальной и групповой консультативной, развивающей и коррекционной работы.
В МБДОУ кабинет психологической помощи расположен в просторном помещении, площадью 25 кв.м. Кабинет находится на первом этаже, в удобном месторасположении. Рядом нет шумных помещений, родителям легко найти кабинет психологаю
Помещение кабинета небольшое, прямоугольной формы, хорошо освещенное. В комнате обеспечена полная защита ребёнка от посторонних глаз. Внешние окна так же защищены занавесками и шторами.
Пол покрыт линолеумом. Стены выкрашены в голубой цвет, что даёт дополнительный успокаивающий эффект и способствует расслаблению в кабинете психолога. Игрушки располагаются на стеллажах. Дети не смогут самостоятельно дотянуться до полки. Кабинет разделяется на несколько зон:

  • зона первичного приема и беседы с клиентом,

  • зона консультативной работы,

  • зона диагностической работы,

  • зона коррекционно-развивающей работы,

  • зона игровой терапии (тренинговая зона),

  • зона релаксации и снятия эмоционального напряжения,

  • личная (рабочая) зона психолога

  • зона ожидания


В тренинговой зоне находится сенсорная комната находится необходимое оборудование для индивидуальной работы педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы: светозвуковой стол с песком, настенная панель «Зеркальный обман», потолочная панель «Звездное небо», кресло-куб, бассейн с шариками, тактильная дорожка, бизиборд, фонтан для релаксации.



Кроме того, в кабинете присутствует собрана нормативная и специальная документация, психолого-педагогическая литература и профессиональные журналы, документация для обработки и анализа психодиагностических данных.
Зона развивающих занятий стимулирует психическую активность детей – здесь расположены столы для занятий, стулья, доска.
Атмосфера психологического кабинета способствует комфортному и доверительному общению. Зона консультативной работы оформлена аккуратно и согласно требованиям. В зоне игровой терапии мягкое покрытие пола, располагаются стеллажи и столики с игрушками.
Рабочая зона психолога имеет отдельное личное пространство для подготовки к занятиям, консультациям, обработки данных.
Кабинет педагога-психолога в д/с соответствует требованиям, предъявляемым к организации рабочих методических кабинетов.

Задание 4. Изучить нормативные и законодательные документы, регламентирующие работу психолога.
Деятельность психолога-педагога регламентируются нормативно-правовой базой федерального, регионального, муниципального уровней.
Особенности деятельности педагога-психолога ДОУ определяется не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), но и нормативными документами, регламентирующими деятельность психологической службы образования Ростовской области (Приказ Министерства образования Ростовской области №163 от 24.03.2015 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога

образовательных организаций Ростовской области»
Федеральный уровень:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам

дошкольного образования».8

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого