Файл: Отчет учебнопроизводственная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков обучающейся.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций».
7. Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
8. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей
дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования», О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Родионова, П.Д
Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
9. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014
№ 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
• Конвенция о правах ребенка
• Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012
•
Региональный уровень:
1. Закон Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС от 14.11.2013 года;
2. Закон Ростовской области «О социальной поддержке детства в Ростовской области» № 165-ЗС от 22.10.2004 года (в редакции от
25.12.2014 года).
3. Приказ Министерства образования Ростовской области №163 от 24.03.2015 «Об утверждении базового компонента деятельности
педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области».
4. Постановление Правительства Ростовской области «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в
отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области» № 241 от 25.04.2013
года.
Муниципальный уровень:
1. Устав МБДОУ детского сада «Звёздочка» г.Зернограда.
2. Должностная инструкция педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
3. Договор с родителями (законными представителями) воспитанника.
Задание 5. Использовать метод наблюдения и психологического анализа урока (занятия).
Метод наблюдения считается самым первым историческим методом исследования в психологии. Это неудивительно, ведь организовать наблюдение легко. В рамках прохождения учебной практики мне нужно было использовать метод наблюдения и психологического анализа на одном из уроков.
Я использовала метод наблюдения на развивающем занятии в подготовительной группе. Воспитатель провела занятие по развитию речи по теме «Приключения Буратино». Подробную информацию я изложила в Приложении 3.
Цель наблюдение: оценка познавательных процессов у детей.
Развивающее занятие проходило после завтрака, в начале занятия дети были немного возбуждены. Но педагогу удалось настроить детей на занятие. Само занятие было заключающим в цикле занятий. Новой информации было немного. На занятии было разделено на практическую, теоретическую и творческую части.
Воспитатель учитывал индивидуальные особенности каждого ребёнка и контролировал ситуацию. Мне понравилась организация занятия, подготовка педагога к занятию, вся программа занятия и обучающий материал был адаптирован с учётом особенностей детей. Педагогу удалось задействовать детей в обсуждение темы занятия, активизировать все виды памяти и мышления. Воспитатель использовала наглядные и словесные приёмы для решения обучающих задач.
Дети с лёгкостью усвоил материал и показали хорошие результаты. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в процессе занятия. Ребята положительно реагировали и были активными.
Вывод: познавательные процессу в группе «Непоседы» сформированы достаточно хорошо, психологический климат в коллективе отличный.
Более подробное описание наблюдение я отразила в Приложении 2.
Задание 6. Знакомство с разными направлениями деятельности практического психолога.
Педагог-психолог в д/с «Звёздочка» занимается следующими видами деятельности:
Психолого-просветительская:
-
информирование родителей о психологическом статусе детей и о психофизиологических особенностях -
беседы с родителями и педагогами по вопросам воспитания и обучения детей -
профилактические меры по предотвращению возможных негативных проявлений -
создание информационных уголков «Советы психолога» -
рекомендации по созданию условий для гармоничного развития личности ребёнка и его психофизического здоровья -
психологическое консультирование родителей и педагогов
Диагностическая:
-
скрининговая диагностика динамики развития детей -
диагностика познавательных процессов у детей от 3 до 7 лет -
диагностика межличностных отношений в семье, коллективе -
диагностика процессов адаптации в детском саду -
готовность ребёнка к школе -
диагностика особенностей личности ребёнка
Коррекционная:
-
развитие воображения и творческих способностей -
развитие памяти, восприятия и произвольного внимания -
развитие логического мышления -
закрепление знаний об окружающем мире -
коррекцию негативных личностных проявлений, релаксационные этюды -
развитие коррекционных навыков -
работа над самооценкой и эмоционально-волевой сферой -
формирование связной речи -
групповые и индивидуальные психо-коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах)
Задание 7. Использовать метод наблюдения за особенностями поведения детей разного возраста (по выбору студента) и составить психологическое заключение на соответствующего ребенка.
В рамках практики мне было необходимо использовать метод наблюдения для исследования особенностей поведения детей. Цель обследования выяснить уровень умственного развития ребёнка и его психологическую готовность к школе.
В качестве метода наблюдения использовалось скрытое наблюдение за воспитанником. Наблюдение проходило в группе.
Объект наблюдения: Петренко Саша, 7 лет.
У ребёнка наблюдаются некоторые нарушения мелкой и грубой моторики. При пользовании столовыми приборами, ручкой и игрушками возникают некоторые трудности. Небольшие нарушения координации.
Мальчик избегает контакта со взрослыми, предпочитает пассивный образ, мимика напряженная. Предпочитает играться крупными игрушками, с детьми так же плохо идёт на контакт, замкнутый, предпочитает играть в одиночестве.
Если дети просят игрушку, то ему легче подчиниться, чем сопротивляться. В групповых обсуждениях во время занятий участвует неохотно, речевой запас скудный, неясно излагает мысли.
Настроение равнодушное. Эмоциональный фон спокойный. На обращение педагогов реагирует не с первого раза, требуется повторение задачи.
В целом, мальчик спокойный, медлительный, доброжелательной. Бытовые вопросы даются с трудом, требуется помощь взрослых.
Для того, чтобы составить психологическое заключение о ребёнке мною была проведены дополнительные обследования. Их можно посмотреть в Приложении.
Мама заполнила анкету, выяснилось, что ребёнок с раннего возраста испытывает трудности при общении с окружающими. Ему сложно общаться со сверстниками, предпочитает играть с детьми младше себя, при этом выбирает роль ведомого. Со слов мамы, ребёнок с трудом делится своими игрушками. Агрессию не проявляет. С детьми отношения ровные, неконфликтные. Знает правило поведения, вежливый и послушный. Характер стеснительный и замкнутый.
При составлении психологической карты выяснилось, что беременность протекала с осложнениями. Развитие ребёнка проходило с осложнениями. Заговорил с опозданием, наблюдается у невролога. Медицинский диагноз: ЗПР, РАС?. Ребёнок растет в полной семье, родители имеют высшее образование, условия проживания отличные. Адаптация протекала без особенностей, период соответствовал норме.
С помощью методики «Рисунок семьи» был проведён анализ психологического климата в семье. Саша нарисовал семьи на прогулке в парке, все члены семьи улыбаются и держатся за руки, Саша стоит посередине. Саша рассказал, что он любит гулять в парке и поэтому нарисовал семью, отдыхающую на природе.
Этот рисунок свидетельствует о положительной обстановке внутри семьи.
В ходе обследования умственного развития выяснилось, что ребёнок отстаёт в интеллектуальном развитии. Представление о форме и цветах сформированы хорошо, но ребенку тяжело даются задания, связанные с координацией. Мелкая моторика и графическая деятельность не соответствует возрастным нормам.
Мальчику тяжело даётся повествование и изложение мыслей по сюжетным картинкам, сбивается, путается. Действие рук не согласовано, недостаточно знаний об окружающем мире.
Установлено отставание от возрастных норм.
Заключение: недоразвитие психических функций, памяти, мышления.
Рекомендовано: наблюдение невролога, прохождение ПМПК, коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникационных навыков, развитие памяти, мышление, занятия с логопедом.
Заключение
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебной практики было интересным и познавательным. Трудностей не возникло.
Мне понравилась работа педагога-психолога. За время практики больше всего понравилось наблюдать за работой психолога, проводить наблюдение и обследование детей.
Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно во время психодиагностики, нужно уметь найти индивидуальный подход. Работа психолога в детском саду заслуживает огромного уважение, ведь именно в детстве закладываются важные личностные качества.
Данная учебная практика поможет мне в будущее работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря советам педагога-психолога ДОУ, в которой я проходила практику. Я наметила для себя точки роста и поняла, что мне придётся постоянно учиться и повышать квалификацию. Но этот факт меня не испугал.
На практике мне пригодились знания психодиагностики, возрастной психологии, качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях.
Я увидела, как нужно организовывать рабочее место психолога, как распределять рабочую нагрузку, как проводить психодиагностику и обрабатывать полученные результаты.
Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, пригодится мне в дальнейшей практике.
Список литературы
-
Денисова Е. А. Организация практики студентов [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. пособие / Е. А. Денисова, С. Ю. Николаева, Е. В. Фаткулина ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Теорет. и прикладная психология". - Тольятти : ТГУ, 2017. - 75 с -
Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Н. В. Клюева [и др.] ; под ред. Н. В. Клюевой. - Саратов : Вузовское образование, 2016. - 235 с -
Корецкая И.А. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 120 c -
Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 383 c. -
Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Суркова Е.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2008.— 319 c. -
Экспериментальная психология [Электронный ресурс] : практикум / . — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 85 c. — 2227-8397. -
Майборода Т.А. Качественные и количественные методы исследований в психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.А. Майборода. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 102 c. — 2227-8397