Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1 Понятие конкурентоспособности 4
2.Методы и критерии оценки конкурентоспособности организации 9
Заключение 20
Список литературы 22
Введение 3
1 Понятие конкурентоспособности 4
2.Методы и критерии оценки конкурентоспособности организации 9
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
Высокая степень интенсивности конкуренции и большое число зарубежных производителей на рынке особенно остро ставят вопросы о совершенствовании деятельности предприятия и разработке стратегических направлений его развития. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного отслеживания конкурентной позиции предприятия в рыночной среде, которая определяет разрабатываемую стратегию поведения на рынке. Таким образом, оценка конкурентной позиции предприятия является одним из важнейших моментов, определяющих успешность его работы.
Знание конкурентной позиции предприятия на рынке сбыта необходимо при разработке комплекса маркетинга выпускаемых товаров и для оптимального распределения ресурсов между различными подразделениями предприятия.
Конкурентная позиция предприятия является отражением степени реализации его усилий по использованию своих конкурентных преимуществ, отраженных в его конкурентоспособности. Поэтому рассмотрение проблемы оценки конкурентной позиции предприятия тесно связано с оценкой его конкурентоспособности.
Цель работы – рассмотреть методику исследования конкурентоспособности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- определить понятия, цели, задачи и сущность конкуренции и конкурентоспособности;
- исследовать методы и критерии оценки конкурентоспособности организации;
1 Понятие конкурентоспособности
Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки.
Адам Смит (шотландский экономист, один из основоположников современной экономической теории) рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.
Фрэнк Хайнеман Найт (американский экономист, разрабатывал теории предпринимательства, неопределённости и прибыли) определял конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много, и они недвижимы.
Йозеф Алоиз Шумпетер (австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли) утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым [12, стр.65].
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Конкурентоспособность – способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность – также определяют, как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др. [18, стр.35].
Рассмотрение проблемы оценки конкурентоспособности необходимо, прежде всего, с объяснения понятия «конкурентоспособность» и его взаимосвязи с другими экономическими понятиями и категориями. В условиях товарного производства продукция труда может быть предметом рыночного обмена только в том случае, если она обладает способностью удовлетворять определенные потребности, т.е. имеет общественную стоимость.
Известно, что конкретная человеческая потребность может быть удовлетворена с помощью различных предметов потребления за счет наличия у них аналогичных свойств. Если речь идет об определенной конкретной потребности, то каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он «это делает», т.е. производится оценка полезности. Совершая покупку, покупатель выбирает необходимое ему изделие среди целого ряда аналогичных и приобретает именно то из них, которое удовлетворяет его потребность в наибольшей степени.
Отсюда следует, во-первых, что конкурентоспособность может быть определена в результате сравнения товаров, т.е. является относительным показателем. Во-вторых, что, по своей сути, она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.
Потребность каждого отдельного потребителя складывается под воздействием широкого комплекса факторов и носит индивидуальный характер. Индивидуальность запросов каждого покупателя приводит к тому, что оценка одного и того же товара разными покупателями может не совпадать.
Следовательно, можно сделать еще один вывод: по отношению к конкретному потребителю степень конкурентоспособности данного товара также будет индивидуальной [6, стр.89].
Рассматривая вопрос о выборе покупателем товара, необходимо особо подчеркнуть ряд моментов. Во-первых, проводя сравнение товаров, покупатель учитывает их конкретные потребительские свойства, выявляет степень соответствия изделия своим потребностям, т.е. измеряет в определенном смысле уровень потребительского эффекта каждого из товаров, при этом оценивается потребительская стоимость, а именно: качество и количество.
Во-вторых, приобретая изделие, покупатель, стремясь к наибольшей степени совпадения со своими потребностями, не может абстрагироваться от величины своих затрат. При оценке потребительских свойств покупателя не интересует, за счет каких средств и какого уровня затраты изготовителя. Покупателя интересует не само изделие, а его способность с наибольшим эффектом удовлетворить конкретную потребность в сравнении с другими товарами. Поэтому цена для потребителя выступает в качестве одного из параметров конкурентоспособности приобретаемого изделия.
В-третьих, для потребителя покупка товара означает только исходный пункт начала процесса удовлетворения потребностей.
Процесс этот является актом не единовременным, а занимающим определенный период. Это в основном касается машиностроительной и другой, непродовольственной продукции.
Известно, что изделие должно быть доставлено, смонтировано, опробовано и пущено в эксплуатацию.
Реализация полезного эффекта купленного товара связана с дополнительными расходами на эксплуатацию. Таким образом, при удовлетворении потребности покупатель несет расходы как на приобретение товара (цена изделия), так и на его использование. В целом общая сумма этих затрат выступает для него в качестве «цены удовлетворения потребностей» («цены потребления»).
Как пишет Б. Мигачёв цена потребления — это фактор для покупателя, определяющий конкурентоспособность товара; она определяется свойствами конкретного изделия (техническими и эксплуатационными показателями), т.е. его качеством [9, с. 5].
Следует отметить, что сама по себе цена потребления, являясь показателем конкурентоспособности, еще не дает права полностью судить о ней, поскольку последняя проявляется только при сравнении товаров.
Поэтому, для определения уровня конкурентоспособности, необходимо сравнить цену потребления различных изделий. Товар, обладающий наименьшей ценой потребления, и будет наиболее конкурентоспособным по сравнению с остальными.
Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Главной целью в управлении конкурентоспособностью предприятия является формирование конкурентоспособности товара (услуги, технологии) на выходе, а эта цель будет достигнута при целенаправленном обеспечении конкурентоспособности предприятия, как на входе системы, так и во время преобразований. В связи с этим, важным элементом любой системы, в том числе и системы управления конкурентоспособностью предприятия является формирование обратной связи. Этот элемент системы имеет наиболее значимую роль, т.к. от эффективности построения обратной связи, правильной ее оценки, интерпретации и подбора корректирующих воздействий зависит общая эффективность функционирования системы управления конкурентоспособностью предприятия [11, стр.77].
Задачи управления конкурентоспособностью предприятия:
• реализация мероприятий, связанных с поддержанием и развитием рыночного спроса на определенные товары и услуги, обеспечением конкурентных преимуществ предприятия;
• построение управленческого процесса, ориентированного на повышение конкурентоспособности предприятия.
Уровнем конкурентоспособности называется численное значение этого показателя.
Конкуренция — это «сталкивание», т.е. форма взаимного сотрудничества субъектов рыночной экономики.
Субъект — это фирма-изготовитель или услугодатель.
Объект конкуренции — потребности потребителей, образующие рынок.
Тотальная конкуренция — когда товар полностью удовлетворяет потребности рынка.
Товары, не удовлетворяющие потребности рынка (потребителя), отсеиваются. Проблема конкурентоспособности актуальна для рынка с совершенной конкуренцией и не актуальна для монопольного, дефицитного рынка.
Конкурентоспособность продукции — это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами.
У этого определения три признака:
-
Пространство — конкретный рынок (страна, сегмент рынка). -
Период — фиксированный отрезок времени. -
Познаваемость в сравнении.
Оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время–пространство». Главным оценщиком конкурентоспособности продукции является потребитель. При этом возникает другое определение: конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности (удовлетворенности) для совершающего покупку потребителя [15, стр.75].
Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка. Производство и реализация конкурентоспособных товаров – обязательное условие конкурентоспособности фирмы. Универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано. Изучение конкурентов и условий конкуренции требуется предприятию в первую очередь, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является, неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию предоставляемых услуг и товаров, постоянному поиску новых каналов их сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.
2.Методы и критерии оценки конкурентоспособности организации
Успех любого предприятия в большей мере зависит от эффективности менеджмента данного предприятия.