Файл: 1 Понятие конкурентоспособности 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) показатели процесса (культуры) обслуживания (критерии культуры обслуживания);

3) показатели (критерии) условий обслуживания;

4)показатели (критерии) доступности.

Критерии 1 - 3 определяют полезность услуги. Критерий результата услуги, (перечень составляющих его единичных показателей), является специфичным для каждого вида услуг, а содержание критериев 2,3 идентичны для всех видов услуг.

Критерий доступности услуги характеризуется затратами денежных средств и затратами времени. Под затратами времени подразумевается время, затраченное на проезд до места оказания услуги и ожидание услуги.

В качестве показателя конкурентоспособности предлагается интегральный показатель качества услуги:



где U - обобщенный показатель качества услуги;

С - относительная стоимость услуг (товаров) у сравниваемых организаций (магазинов).

При этом обобщенный показатель качества определяется по формуле:



где qi – относительный i-й показатель качества товара;

mi – коэффициент весомости i-го показателя;

n – число показателей.

Данная методика применима для оценки конкурентоспособности предприятий услуг и торговли, имеющих приблизительно одинаковые площади и схожий ассортимент услуг (товаров) [20, с. 73].

Оценка конкурентоспособности продукции

В настоящее время отсутствует единая, общепризнанная методика определения уровня конкурентоспособности продукции. Приведем наиболее известные авторские методики [13, С.196].

1. Авторская методика Фатхутдинова Р. А.

Он предполагает определить конкурентоспособность продукции через:

— полезный эффект продукта за нормативный период его службы;

— совокупные затраты.

Под полезным эффектом он понимает отдачу продукта или совокупность свойств продукта, удовлетворяющих конкретную потребность.

Количественную оценку конкурентоспособности продукта он предлагает рассчитывать для однопараметрического продукта. Например, полезный эффект станка определяется через производительность станка – важнейший параметр, т. е. количество продукции, произведенной за единицу времени или нормативный срок службы станка. Остальные свойства учитываются через коэффициенты.




где П – производительность станка;

Ф – годовой фонд работы станка;

К1, К2, К3 – понижающие коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества продукции требованиям потребителей (если соответствуют, то К = 1) [13, С.218].

Совокупные затраты определяются как затраты на этапах «петли качества», т. е. на стадиях НИОКР, изготовления, эксплуатации, утилизации.



Где З - затраты на НИОКР, изготовление и эксплуатацию продукции.



Где К – конкурентоспособность продукции.

Данным методом можно пользоваться, если у продукции имеет место один наиболее выраженный параметр.

2. Методика «1111–5555».

Экспертами оценивается следующая последовательность факторов продукции:

1 — качество;

2 — цена;

3 — качество сервиса товара;

4 — эксплуатационные затраты.

Конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов, при этом группа экспертов дает оценку фактору от 1 (наихудший) до 5 (наилучший). Затем факторы суммируются и возникает база для сравнения.

Данный метод оценки проводят в двух вариантах:

— без учета весомости факторов;

— с учетом весомости факторов, при этом качество товара оценивается в 4 балла; цена — 3 балла; качество сервиса — 2 балла; эксплуатационные затраты — 1 балл [13, С.224].

Для оценки применяют следующую формулу:



где n – количество экспертов;

m – число факторов конкурентоспособности;

Бi j – экспертная оценка i-тым экспертом j-го фактора конкурентоспособности продукции;

aj – весомость j-го фактора;

5 – mах оценка фактора.

3. Графический метод («метод многоугольника»).

На графике строятся лучи, на которых в масштабе откладываются значения факторов конкурентоспособности (качество, цена и др.). Полученные точки соединяют, получая многоугольник [13, С.232].

Оценку ведут через площадь многоугольников S1 и S2, при этом чем больше площадь, тем товар конкурентоспособнее (рис. 1).


Рис. 1. Оценка конкурентоспособности товаров 1 и 2 методом «многоугольника»


Проанализировав существующие методы оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует идеальной методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия. Отмеченные недостатки существующих подходов к оцениванию конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них, так от метода оценивания конкурентоспособности предприятия непроизводственной сферы в значительной степени зависит достоверность результатов, прозрачность их идентификации и возможности использования.


Заключение


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка. Производство и реализация конкурентоспособных товаров - обязательное условие конкурентоспособности фирмы.

Универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано. В то же время, в оценке конкурентоспособности того или иного предприятия существует. Изучение конкурентов и условий конкуренции требуется предприятию в первую очередь, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.

Следует отметить, что определение конкурентоспособности предприятия является, неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию предоставляемых услуг и товаров, постоянному поиску новых каналов их сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов.

Следует учитывать, что Проанализировав существующие методы оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует идеальной методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия. Отмеченные недостатки существующих подходов к оцениванию конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них, так от метода оценивания конкурентоспособности предприятия непроизводственной сферы в значительной степени зависит достоверность результатов, прозрачность их идентификации и возможности использования.



Список литературы


  1. Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №4. - с.3-8. 5.

  2. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №5. - с.68-75.

  3. Войцеховская И. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятий / И. Войцеховская // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №3. - С.108 - 113.

  4. Еремин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник. М.: КноРус, 2006.

  5. Калужский, М. Л. Маркетинг: учебник: / М. Л. Калужский. – Изд. 2-е. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. – 217 с. – Режим доступа: по подписке.

  6. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с. ISBN 5-9614-0143-0.

  7. Криворотов, В. В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: учебное пособие / В. В. Криворотов, А. В. Калина, С. Е. Ерыпалов. – Москва: Юнити, 2015. – 351 с.

  8. Магомедов, Ш. Ш. Управление качеством продукции: учебник / Ш. Ш. Магомедов, Г. Е. Беспалова. – 2-е изд., стер. – Москва: Дашков и К°, 2020. – 335 с.

  9. Мигачёв, Б. С. Конкурентоспособность: учебное пособие / Б. С. Мигачёв. – Москва: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2009. – 65 с.

  10. Сокова И.А. Управление качеством: в помощь менеджеру: учебное пособие. Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2009. - с. 180.

  11. Стандарты и качество: международный журнал для профессионалов стандартизации и управления качеством / изд. ООО «РИА «Стандарты и качество»; гл. ред. Г. П. Воронин; учред. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Всероссийская организация качества [и др.]. – Москва: РИА «Стандарты и качество», 2021. – № 7 (1009). – 116 с.

  12. Теория и практика оценки конкурентоспособности: учебное пособие / Е. Чмышенко, О. Лазарева, Е. Чмышенко, Н. Бондарчук; Оренбургский государственный университет. – Оренбург: Агентство Пресса, 2013. – 150 с.

  13. Уткин Э.А. Курс менеджмента [Текст]: учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: Зерцало, 2006.- 448 с.

  14. Фатхутдинов Р.А. Конкуренция: теория и практика [Текст]: учебно-практическое пособие / Р.А. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.- 304 с.

  15. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара [Текст]: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008.- 290 с.

  16. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.- 640 с.

  17. Фатхудинов Р.а. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие/ Р.А. Фатхудинов.-М.: Маркет ДС, 2008.-432 с.

  18. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: учебник / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 601 с.

  19. Юданов А. Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты [Текст] / А. Ю. Юданов // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 6.- С. 110-113

  20. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст]: учебник для вузов / А. Ю. Юданов. - М.: Гном-пресс, 2007.- 190 с.

  21. URL: https://studfile.net/preview/2099048/ (дата обращения: 18.04.2022)

  22. URL: https://scienceforum.ru/2011/article/2011001500 (дата обращения: 18.04.2022)

  23. https://www.rusprofile.ru/id/2382419 (11.05.2022).