Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конкурентоспособность предприятия – это его способность конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством предложения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для потребителей [17, С.46].
Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от того, насколько оно может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность предприятия не может быть достигнута в короткий промежуток времени, она достигается при длительной и безупречной работе на рынке.
Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия является оценка уровня использования его потенциала. Такой подход рассматривает влияние изменения уровня конкурентного потенциала на деятельность всего предприятия в целом и предполагает наличия взаимосвязи между корпоративной стратегией и стратегией обеспечения конкурентоспособности [17, С.54].
При этом стратегия обеспечения конкурентоспособности должна удовлетворять следующим требования:
– обоснованный и сознательный выбор целей развития предприятия;
– постоянный поиск новых форм и видов деятельности для обеспечения конкурентоспособности предприятия;
– обеспечение соотносительности между предприятием и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами, которое определяет наилучшие условия функционирования и развития;
–индивидуализация бизнес – моделей стратегий; четкое организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления.
Конкурентоспособность предприятия определяют ее конкурентные преимущества, которые делятся на внешние и внутренние.
Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми со стороны руководства предприятия. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю. [8, с. 48]
Внутренние конкурентные преимущества предприятия подразделяются на шесть групп:
-
структурные; -
ресурсные; -
технические; -
управленческие; -
инновационные -
маркетинговые;
Внешние конкурентные преимущества:
-
рыночные; -
конкурентоспособность города, в котором находится предприятие; -
инвестиционная привлекательность региона; -
прогрессивность процессов, происходящих на территории расположения предприятия (информационных, финансовых, внешнеэкономических, логистических, производственных, управленческих и др.).
Данные внутренние и внешние факторы конкурентного преимущества применимы для абстрактного предприятия, но для каждой конкретной организации конкурентные преимущества необходимо уточнять.
Конкурентоспособность предприятия можно оценивать путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как технология, состояние основных фондов, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации.
Методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Существуют различные методики определения конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим наиболее известные из них.
М. Портер предлагает анализировать конкурентоспособность предприятия на основе пяти сил конкуренции [21, С.179]:
1) борьба с существующими конкурентами;
2) угроза со стороны новых конкурентов;
3) возможности проведения торгов с поставщиками;
4) возможность потребителей сделать свой выбор и осуществить торги с ними;
5) угроза со стороны альтернативных изделий и услуг (продуктов-аналогов).
Для анализа могут использоваться экспертные и количественные методы. На основании этого анализа выявляются узкие места, определяются конкурентные преимущества предприятия и вырабатываются управленческие решения.
Следующую методику предложила Американская ассоциация управления (АМА), которая разработала контрольный лист SWOT-анализа.
Заполнив его для различных конкурирующих фирм, можно оценить сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе. Предлагается показатели конкурентоспособности оценивать по следующим блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология.
Однако данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя и как следствие затрудняет сравнение конкурентных преимуществ с другими организациями.
Методика оценки конкурентоспособности организации по «4Р», в отличие от SWOT-анализа, позволяет дать количественную оценку как по отдельным, так и по всем факторам в целом. Методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по следующим факторам: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта [9, С.117].
Таблица представляет собой лист оценки конкурентоспособности с использованием методики «4Р». Всем факторам конкурентоспособности присваивается количественная оценка, например, от 1 до 5 баллов.
Недостатком данного метода является то, что оцениваются факторы конкурентоспособности экспертами. При их оценке могут сказываться их личные симпатии к продукту или услуге, самочувствие, положение дел на работе и в семье, и т.д.
Примерно такими же недостатками обладает и метод оценки конкурентоспособности путем составления функциональных карт.
Ж-Ж. Ламбен считает, что одним из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности предприятия является реакция конкурентов. Опираясь на это мнение, предлагается проводить анализ по трем факторам: цена, реклама, качество, точнее – снижение цены, усиление рекламного давления и повышение качества. На основе этих факторов можно построить матрицу эластичности конкурентной реакции, на основе которой сравниваются конкурирующие марки или предприятия. Сама матрица конкурентных реакций является удобным инструментом предвидения поведения конкурентов [22, С.48].
Данная матрица описывает две торговые марки – изучаемую и конкурирующую. По диагонали матрицы располагаются вероятности прямой реакции, или вероятности того, что торговая марка «Б» ответит на действия марки «А» тем же маркетинговым инструментом, т.е. в ответ на снижение цены тоже снизят цену. В остальных клетках указывается эластичность непрямых реакций, или вероятности того, что торговая марка «Б» отреагирует на действия марки «А» другим маркетинговым инструментом, например, в ответ на уменьшение цены увеличат объем рекламы. Эластичность реакции можно оценить на основе прошлого поведения предприятия или методом экспертных оценок сильных и слабых сторон конкурента. Имея заполненную матрицу, менеджмент предприятия может рассматривать потенциальные маркетинговые действия в свете вероятных реакций конкурента. С учетом того, что в ячейках матрицы фигурируют вероятности, их суммы по горизонтальным строкам должны равняться единице. При необходимости матрица может содержать больше столбцов, отражающих другие маркетинговые инструменты [22, С.54].
Достоинством данного метода можно считать наглядность конкурентного преимущества и конкурентоспособности предприятия по отношению к конкуренту, а к одному из основных недостатков можно отнести то, что при рассмотрении конкурентоспособности предприятия учитывается малое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность.
Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая отражает отличия развития данной организации от конкурентных организаций по степени удовлетворения своими товарами потребности людей, по эффективности производственной деятельности и по степени приспособленности к условиям рынка. Заметим, что экономические аспекты конкурентоспособности отражаются не только в конкурентоспособности организации, но и конкурентоспособности отдельного товара [9, С.124].
Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий, отражающих их отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следовательно, на рынке товаров конкурентным является товар, обладающий комплексом потребительских и стоимостных свойств, которые обеспечивают ему коммерческий успех, позволяют прибыльно быть обмененными на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов. Другими словами, конкурентоспособными являются только новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Конкурентоспособность товара зависит от возможностей конкретного товаропроизводителя производить конкурентоспособный товар, потребительские и качественные характеристики которого в сравнении с товарами-аналогами определяют его рыночный успех, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Конкурентоспособность товара определяется рядом факторов, важнейшие из которых: издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий [9, С.126].
Оценить конкурентоспособность товара можно, используя:
-
Метод «профилей» и качества продукции.
При использовании данного метода выявляются различные критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, устанавливаются их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заметить и оценить потребитель, проводится сравнение технико-экономических показателей продукта с другими конкурирующими продуктами [13, С.110].
Проведение данной процедуры предлагается осуществлять в три этапа.
Первый этап заключается в выявлении рынка (или рынков) данного продукта и требований рынков.
Устанавливается, насколько конкурирующие на рынке товары удовлетворяют его требованиям по сравнению с идеальным продуктом, который хотел бы иметь потребитель.
На втором этапе решается вопрос каким должен быть созданный продукт, для его дальнейшей реализации с обеспечением максимальной рентабельности.
Третий этап заключается в анализе работы сбытового подразделения предприятия и всей товаропроводящей сети в сопоставлении с аналогичными подразделениями конкурентов. Цель данного этапа – определить продолжительность (время) сбыта и изучить возможности его снижения.
При использовании данной методики возможно применение косвенных обобщенных показателей. Количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия и использующихся в данной методике, является неограниченным. В этом заключается одно из основных достоинств методики оценки конкурентоспособности, позволяющей оценить конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, экономики страны.
-
Матричный метод.
Этот способ оценки конкурентоспособности был предложен Бостонской консалтинговой группой, применим для оценки конкурентоспособности товаров, стратегических единиц бизнеса - сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей [13, С.127].
Методика заключается в построении матрицы с использованием двух показателей. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали – относительная доля продуцента на рынке в логарифмическом масштабе. Все стратегические единицы бизнеса могут быть расположены на этой матрице в зависимости от своих характеристик и условий рынка. Наиболее конкурентоспособными являются фирмы, занимающие значительную долю на быстрорастущем рынке.
-
Оценка конкурентоспособности предприятий сферы услуг (торговли).
Для оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг (торговли) можно использовать методику, предложенную И. М. Лифицом [13, С.149].
Для этого целесообразно принять соответствующую номенклатуру критериев конкурентоспособности услуг:
1) показатели результата исполнения услуги (критерии результата);