Файл: Недостаток функции Энгеля Глава Заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность кривых Энгеля.........................................……………………….4

Глава 2. Недостаток функции Энгеля……………………………………….............6

Глава 3. Заключение………………………………………………………..................7

Список литературы и источников……………………………………………….…...8




Введение

В микроэкономике немалое внимание уделяется исследованию теории потребительского спроса. Теория потребительского спроса помогает анализировать и предугадывать выбор потребителя при изменении тех или иных условий, что позволяет фирмам, нацеленным на увеличение собственной прибыли, функционировать эффективнее. Особенно важным становиться умение анализировать поведение потребителя во время экономического кризиса. В условиях кризиса, с одной стороны приходиться проводить более активную и гибкую политику фирмы в связи с изменениями факторов производства, а с другой, более важной, требуется точно знать, как кризис отразиться на предпочтениях потребителя и успеть вовремя и правильно отреагировать. Так как во время кризисных явлений меняется доход покупателей и именно из-за этого меняется потребление товаров и услуг, помочь анализу могут кривые Энгеля.
Кривые Энгеля отражают лишь часть вариантов выбора потребителя, т.к. они показывают возможные изменения расходов на покупку определенных товаров и услуг только при изменении доходов. Используя данное свойство кривых Энгеля, можно предугадывать поведение потребителя. В случае, если требуется построить для дальнейших исследований сами кривые, можно пойти обратным путем – основываясь на информации об изменениях в доходе потребителя и его расходах, вычертить новые графики.




Сущность кривых Энгеля

Понятие кривых Энгеля и закона Энгеля появилось еще в XIX веке. Немецкий статистик Эрнст Энгель (1825 – 1896), работая над статическими данными разных лет и разных стран, заметил, что потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем предметов первой необходимости. То есть постепенное уменьшение относительной доли расходов на питание в бюджете по мере его роста. Вот его слова: «Исследование различных бюджетов показало не только то, что чем меньше доход, тем большая часть его тратится на питание, но также, что питание, кроме того, ухудшается; оно показало далее, что чем меньше доход, тем большая его часть приходится на физическое содержание и меньше остается для духовного развития». Таким образом, он сформулировал закон потребления, позже названный его именем. Смысл закона заключается в том, что доля национального дохода, израсходованного на продукты питания, является показателем уровня благосостояния. Чем ниже эта доля, тем выше благосостояние. Заслуга Эрнста Энгелья не только в том, что он вывел одно из первых теоретических заключений о характере распределения доходов. Кроме этого, одно из следствий этого суждения используется в мировой практике и в наши дни. Семья считается бедной, если она тратит больше 50% своих доходов на питание. И, наконец, именно Эрнст Энгель первым заявил о том, что со временем разрыв между экономически развитыми и развивающимися странами будет только увеличиваться. Не осталась подобная зависимость без внимания и в России. В начале XX века исследователь Владимир Фёдорович Арнольд рассматривал статистику доходов и расходов семей в Воронежской губернии и выявил математическую закономерность. Он обнаружил, что увеличение потребления отдельных благ по мере роста благосостояния семей описывается формулой
R=a + bB, где R – расход на потребляемое благо
B – Общий денежный бюджет
a и b – константы, различающиеся по группам семей разного достатка.
Дж. Кейнс в своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» тоже упоминает о зависимости между величиной дохода и его частью, которая тратится на потребление. Функция этой зависимости по Кейнсу такова:
C=C0 + cY, где C0 - минимальный независимый от уровня дохода объем потребления
c – отношение приращения потребления к приращению дохода
Y – величина дохода.






Функция энгеля рассматривается для нескольких потребителей, которые выбирают одни и те же товары, но имеют разные уровни дохода. На практике доходы участников этой популяции не меняются, но их можно рассматривать как одного покупателя, доходы которого меняются. Исследователь может отслеживать уровень потребления товара по мере того, как теоретический доход потребителя увеличивается или уменьшается. По сути, кривые Энгеля очень похожи на кривые спроса в том, что они показывают зависимость их изменения от одного фактора. Единственное отличие состоит в том, что кривая Энгеля показывает зависимость от дохода, а кривая спроса показывает зависимость от цены.

Кривая Энгеля построена на основе двух параметров - дохода и объема потребления. Если мы рассмотрим нормальные товары и предположим, что их потребление увеличивается с увеличением дохода, то кривая Энгеля будет иметь положительный наклон. График показывает изменение наклона кривой Энгеля для типов товаров с различной стоимостью для потребителя.





Недостаток функции Энгеля

Недостатком функции Энгеля является то, что покупатель не всегда действует логично и последовательно. В таком случае необходимо учитывать принципы принятия потребительских решений в определенных ситуациях. Отследить изменение предпочтений с теоретической точки зрения довольно сложно. В реальной жизни невозможно добиться прогрессивного изменения цен или доходов, так как потребитель сам должен анализировать свой возможный рост доходов в будущем.



Заключение

Подводя итог, можно сказать, что кривые Энгеля крайне важны для анализа потребления в различных странах мира, зависимости потребления от уровня развития экономики страны, для сравнения уровня жизни и особенностей потребления в различных странах. Хотелось бы отметить, что на данный момент большая часть доходов населения России тратиться на продукты питания, коммунальные услуги и одежду, что свидетельствует о бедности российского потребителя. Свойственную развитым странам структуру потребительских предпочтений, где на первом месте расходы на просторное и хорошо меблированное жилье, автомобиль, туризм, развлечения, образование и качественное медицинское обслуживание, в России еще только предстоит сформировать. И произойдет это, как свидетельствуют кривые Энгеля, только тогда, когда существенно повыситься уровень жизни всего народа.





Список использованных источников и литературы

  1. Вечканов, Г.С. Современная экономическая энциклопедия. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 880 с.




  1. Гэлбрейт, Дж. Экономические теории и цели общества. – М.: Экономика, 1996. – 317 с.




  1. Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб, 1992. – 510 с.




  1. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. – 416 с.




  1. Леонтьев, В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. – М.: Политиздат, 1996. – 415 с.