Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: « СТАДИИ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ »
Содержание
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Психологическое консультирование и его этапы………………..
1.1. Сущность психологического консультирования………………………
1.2. Этапы психологического консультирования……………………………
1.3. Особенности этапов психологического консультирования разных авторов……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………..
Введение
Актуальность выбранной темы работы обуславливается, тем, что психологическое консультирование, как профессиональная деятельность появилось недавно и в настоящее время находится на стадии развития. Но его влияние на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, которые обращаются за помощью к психологу-консультанту с различными проблемами. Востребованность и потенциальные возможности консультанта охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми.
Психологическое консультирование включает в себя множество различных направлений работы с людьми, в которых участвуют профессиональные психологи или используются психологические знания. Первой составляющей этого вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования. Вторая составляющая включает в себя знание специфики профессиональной деятельности, оказывающей огромное влияние, как на психологию человека, так и на условия, в которых осуществляется консультирование. Консультанты-психологи работают в режиме индивидуального и массового (коллективного) консультирования субъектов и объектов деятельности. Все это требует от психолога особых знаний и навыков, особенно знаний этапов и принципов реализации психологического консультирования.
Целью работы является исследование этапов психологического консультирования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме психологического консультирования.
2. Рассмотреть понятие психологического консультирования.
3. Определить этапы психологического консультирования.
4. Рассмотреть особенности этапов психологического консультирования разных авторов.
Теоретическую основу работы составили учебные пособия по психодиагностике и психологии управления.
Глава 1. Психологическое консультирование и его стадии.
1.1. Сущность психологического консультирования
Психологическое консультирование - один из самых востребованных видов работы практического психолога и активно применяется во всех «психологических школах»1. История возникновения консультирования связана с появлением промышленной революцией XIX в. и интенсивным развитием профориентации, а соответственно и профконсультации. В данном случае консультант рассматривался как специалист, который помогал клиенту развить необходимые навыки решения проблем и правильно понять себя, используя для этого психологические методы, прежде всего, психологическое тестирование и обоснованную научную информацию. Главным образом, консультирование рассматривалось как снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями2.
В середине XX в. консультирование рассматривалось в контексте психотерапевтической практики3.
Термин «консультация» используется в таких значениях как4:
• рекомендация специалиста при непосредственной встрече с клиентом;
• помощь преподавателя учащемуся перед экзаменом либо в процессе освоения предмета;
• учреждение, в котором оказывают помощь специалисты какой-либо сферы деятельности (юридическая консультация, женская консультация и т. п.).
В современной психологии не существует единого взгляда на сущность, место и роль консультирования как одного из видов психологической практики. Данное положение отражает общее состояние развития психологии как науки и практики, в котором закономерно возникают и сосуществуют разные взгляды на проблему предмета психологии психологической практики и различные проблемы.
Существуют различные точки зрения на сущность того, что обозначается термином «психологическое консультирование», можно обнаружить как то, что сближает эти взгляды, так и то, что существенно отличает их. В каждом из известных определений акцентируется тот или иной аспект этого вида работы, чаще всего это следующее5:
• позиции и степень активности сторон;
• направленность, собственно предмет и специфика методов работы.
Все известные представления о консультировании делятся на две основные группы
6:
1) консультирование как воздействие;
2) консультирование как взаимодействие.
Разброс мнений по этому поводу весьма значителен. Такое положение дел характерно не только для отечественной практики. Многообразие трактовок психологического консультирования существует и в зарубежной практической психологии.
Таким образом, психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия7. Совместная работа психолога и клиента на уровне подсознательной сферы обеспечивает восстановление иммунитета и улучшение самочувствия.
Психологическое консультирование широко используется в лечении таких заболеваний, как депрессия, невроз, синдром хронической усталости и при лечении психосоматических заболеваний8.
Консультация психолога может быть полезна и взрослым людям, и детям с различными психологическими и психосоматическими проблемами.
За несколько встреч с психологом, совместными усилиями, можно более ясно сформулировать проблему, взглянуть на нее с разных сторон и четко определить границы ее влияния на жизнь.
Нередко уже после первой психологической консультации клиенту становятся понятны причины происходящего и ясны пути выхода из кризисной ситуации, человек начинает лучше ориентироваться в происходящем, а в дальнейшем, уже сам успешно преодолевать трудности.
В современное время на Западе психолог или психоаналитик является семейным доктором, однако в России, психологическое консультирование развито слабо.
Настоящий, эффективно практикующий психолог всегда чувствует искреннее желание помочь пациенту, который очень часто оказывается не на столько болен, как он думает сам или не болен вообще. О "волшебных" превращениях", об исцелении души и тела можно говорить только тогда, когда есть совместная деятельность заинтересованного клиента и профессионализм психолога-консультанта.
1.2. Стадии психологического консультирования
Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных стадий консультирования, каждый из которых необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.
Этап – это отдельный момент, стадию в развитии чего-либо9.
В представлениях различных авторов о стадиях психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Стадии психологического консультирования описывали и разбирали Алешина Ю.Е., Абрамова Г.С., Горностай П.П., Васьковская С.В., Кочюнас Р.-А. Б. и многие другие.
Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу10.
Каждая стадия психологического консультирования характеризуется определенными процедурами психологического консультирования.
Процедуры психологического консультирования – это группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность11.
Основные этапы проведения психологического консультирования представлены на рисунке в Приложении 1.
1.Подготовительная стадия.
На этой стадии психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале и в картотеке. В эту стадию разрабатывается план проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы, подготавливаются материалы и оборудования, которые могут понадобиться в ходе проведения психологической консультации.
Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.
2. Настроечная стадия.
На данной стадии психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. На протяжении этого этапа психолог-консультант встречает клиента и знакомится с ним.
Кочюнас Р.-А. Б. (1999) пишет, что клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности
12. [Кочюнас Р.,1999, с. 35
В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено
для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.
На втором этапе применяются процедуры встречи с человеком, общего,
эмоционально-положительного настроя человека на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с человеком. Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на человека наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение13.
3. Диагностическая стадия.
На данной стадии психолог-консультант выслушивает человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание данной стадии составляет рассказ человека о себе и о своей проблеме, а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения.
Во время исповеди психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.
К концу рассказа-исповеди клиента у психолога-консультанта уже должно сложиться определенное представление о сути проблемы клиента, а также предположения о возможных причинах проблемы и способах ее разрешения. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.
Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.