Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать.
Иногда данная стадия психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч.
На третьей стадии психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти человека, процедуры подкрепления, прояснения мысли человека и психодиагностические процедуры.
Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют14. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит.
Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания)15.
Процедурой активизации мышления и памяти клиента – это система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения16.
Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.
К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психологом-консультантом, точки зрения говорящего – клиента, выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных
, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.
Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами, жестами, мимикой, пантомимикой и другими доступными экстра и паралингвистическими средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.
Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологу-консультанту.
4. Рекомендательная стадия.
Психолог-консультант, собрав на предыдущих стадиях необходимую информацию о человеке и его проблеме, на данном этапе вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. На этой стадии психолог-консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим.
На четвертой стадии проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания человеком тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать человека на выполнение этих решений
Убеждение – это процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента
17.
Разъяснение – это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта18. Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы. Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.
Поиск взаимоприемлемого решения – это ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта19. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.
Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.
Уточнение деталей – это разъяснение клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических рекомендаций20.
Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают.
5. Контрольная стадия.
На данном этапе психолог-консультант и человек договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация человеком полученных им практических советов и рекомендаций. Завершающая стадия психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с человеком. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы.
В конце данной стадии, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и человек могут договориться друг с другом о том
, где и когда они встретятся в следующий раз.
Таким образом, этапы и сопровождающие их процедуры направлены на
достижение целей, которые стоят перед психологическим консультированием.
1.3. Особенности этапов психологического консультирования разных авторов
В литературе по проблемам психологического консультирования этапы
консультационной беседы несколько рознятся, однако их содержательная сторона и конечный результат идентичны. Рассмотрим особенности этапов психологического консультирования разных авторов.
Особенности этапов интервью у Г.С. Абрамовой:
1.Структурирование.
2. Сбор информации в контексте темы.
3.Желаемый результат - "Чего Вы хотите добиться?"
4. Выработка альтернативных решений - "Что еще Вы можете сделать?"
5. Обобщение предыдущих этапов - "Вы будете делать это?"21.
Ю.E. Алешина предлагает делить психологическое консультирование на четыре этапа:
1. Начало беседы (длительность 5-10 минут).
2. Расспрос клиента, рассказ клиента о себе (25-35 минут).
3. Коррекционное воздействие.
4. Завершение беседы (5-10 минут) 22.
Этапы психологического консультирования по В.Ю. Меновщикову выглядят таким образом:
1.Установление контакта и ориентирование клиента на работу.
2.Исследование и осознание задачи.
3.Перебор гипотез, здесь особое значение имеет развитая креативность консультанта.
4. Решение.
5. Выход из контакта.23
Американский психолог и психотерапевт, классик экзистенциально-
гуманистической психологии, Р. Мэй, предлагает четыре этапа психологического консультирования:
1. Установление раппорта, т.е. установление доверительных отношений с клиентом может осуществляться посредством отзеркаливания(отражение жестов клиента, повторение окончаний фраз и т.д.) и перекрестной работы.
2.Чтение характера - экспресс составление психологического портрета клиента по его манерам, привычкам, тону голоса и другим признакам.
3. Исповедь и толкование результатов. На данном этапе консультирования идет процесс активного слушания и интерпретации психологом, услышанной информации, событий и чувств, которые описывает клиент.
4. Трансформация личности. Цель консультанта "не только облегчить переживания клиента, но и направить их в конструктивное русло"24
Итак, были рассмотрены представления об этапах психологического
консультирования у таких авторов как, Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, В.Ю. Меновщиков и Р. Мэй. Кто-то из них предлагает четыре этапа консультации, кто-то пять, но, несмотря на различные названия, суть психологического консультирования, задачи каждого из этапов психологического консультирования стоят одинаковые, но решаются они в рамках определенной философии, с точки зрения определенной концепции.
Заключение
Психологическое консультирование - практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.
Психологическое консультирование - это процесс профессионального взаимодействия между психологом-консультантом и человеком - работающим человеком (руководитель, член коллектива, коллектив) с целью эффективного осуществления адекватной и эффективной работы.
Назначение психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь человекам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера. Целями психологического консультирования являются: - облегчение изменения поведения; - совершенствование способностей человека устанавливать и поддерживать взаимоотношения; - увеличение продуктивности человека и его способности к преодолению трудностей; - помощь в процессе принятия решений; - способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей человека
Психологическое консультирование в процессе своего развития проходит ряд последовательных этапов, которые характеризуются, своими задачами, целями и процедурами психологического консультирования.
Стадии психологического консультирования - последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К стадиям психологического консультирования относятся, в частности, настрой человека на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди человека, прояснение сути проблемы человека, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению.
Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность человека, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека. Сердцевиной психологического является «консультативное взаимодействие» между человеком и консультантом, основанное на принципах гуманистической философии.