Файл: 7 doi 10. 18721JE. 14301 удк 338. 2 Оценка уровня и выбор стратегии цифровизации высшего учебного заведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
DOI: 10.18721/JE.14301
УДК 338.2
ОЦЕНКА УРОВНЯ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Глухов В.В.
2
, Бянкин А.С.
1
, Бурдакова Г.И.
1
, Бабкин И.А.
2
1
Комсомольский-на-Амуре государственный университет,
Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация;
2
Cанкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Активное развитие и применение цифровых средств и технологий в экономике опреде- ляет необходимость реализации стратегий цифровых преобразований различных хозяйству- ющих субъектов. Не исключением являются и высшие учебные заведения, представляющие собой открытые социально-экономические системы, подверженные существенному вли- янию процессов цифровизации. Цифровые изменения, происходящие на рынке образова- тельных услуг, кардинально меняют подходы к реализации образовательного процесса, тем самым вызывают потребность пересмотра стратегических задач и установления приоритет- ных направлений цифрового развития. Актуальность определения уровня цифрового разви- тия образовательного учреждения обусловлена необходимостью разработки стратегических направлений цифровизации его деятельности с целью повышения конкурентоспособности.
Университеты, которые хотят занять прочные позиции на рынке образовательных услуг, должны своевременно разрабатывать и реализовывать соответствующие стратегические и тактические мероприятия в области цифровизации. Выбор стратегий цифровых трансфор- маций должен основываться, в том числе, на определении текущего уровня цифровизации и анализе ключевых факторов внутренней среды университетов. При выборе стратегии опре- деляющими факторами становятся финансовые ресурсы, технико-технологическая база, компетенции в области цифровизации. Цель исследования — разработать рекомендации по оценке уровня цифровизации образовательной деятельности высших учебных заведений и возможного выбора на его основе стратегий цифровых преобразований. Авторами рассмо- трен опыт и формализованы основные направления стратегического развития вузов в обла- сти цифровизации образовательной деятельности, касающейся использования образователь- ных программ на различных рынках образовательных услуг. Обоснована взаимосвязь между уровнем цифровизации вуза и стратегией цифровых преобразований. Определены ключевые факторы и составляющие внутренней среды, обуславливающие выбор стратегий развития университетов. Обобщены основные индикаторы оценки и мониторинга, позволяющие как оценить уровень цифровизации деятельности вуза, так и осуществить выбор определенной стратегии и тактики цифровых трансформаций. Результаты исследования и разработанные на их основе рекомендации могут быть использованы при разработке и реализации стратегий цифровизации образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, стратегии цифровизации деятельности, уровень цифровизации, индикаторы оценки
Ссылка при цитировании: Глухов В.В., Бянкин А.С., Бурдакова Г.И., Бабкин И.А. Оценка уровня и выбор стратегии цифровизации высшего учебного заведения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 7–18. DOI: 10.18721/JE.14301
Это статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://crea- tivecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)
Цифровая экономика: теория и практика
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки Том 14, № 3, 2021 8
EVALUATING THE LEVEL AND CHOOSING
A DIGITALIZATION STRATEGY
OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
V.V. Glukhov
2
, A.S. Byankin
1
, G.I. Burdakova
1
, I.A. Babkin
2
1
Komsomolsk-na-Amure State University,
Komsomolsk-na-Amure, Russian Federation;
2
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,
St. Petersburg, Russian Federation
The active development and application of digital tools and technologies in the economy determines the need to implement strategies for digital transformation of various economic entities. Higher education institutions, being open socio-economic systems significantly affected by the processes of digitalization in society, are no exception. Digital changes taking place in the market of educational services are radically changing approaches to the implementation of the educational process, thereby causing the need to review strategic objectives and establish priority areas for digital development.
The relevance of determining the level of digital development of an educational institution is due to the need to develop strategic directions for digitalization of its activities in order to increase competitiveness. Universities that want to take a strong position in the educational services market should develop and implement appropriate strategic and tactical measures in the field of digitalization in a timely manner. The choice of digital transformation strategies should be based, inter alia, on determining the current level of digitalization and analyzing key factors in the internal environment of universities. When choosing a strategy, the determining factors are financial resources, technical and technological base, and competence in the field of digitalization. The purpose of the study is to develop recommendations for assessing the level of digitalization of educational activities of higher education institutions and the possible choice of digital transformation strategies based on it. The authors reviewed the experience and formalized the main directions of strategic development of universities in the field of digitalization of educational activities related to the use of educational programs in various educational services markets. The relationship between the level of digitalization of a university and the strategy of digital transformation is substantiated. The key factors and components of the internal environment that determine the choice of strategies for the development of universities are identified.
The authors summarized the main indicators of evaluation and monitoring, allowing both to assess the level of digitalization of university’s activities, and to choose a specific strategy and tactics for digital transformation. The research results and recommendations developed on their basis can be used in the practice of developing and implementing strategies for digitalization of the educational process in higher education institutions.
Keywords: higher education institutions, strategies for digitalization of activities, level of digitaliza- tion, evaluation indicators
Citation: V.V. Glukhov, A.S. Byankin, G.I. Burdakova, I.A. Babkin, Evaluating the level and choosing a digitalization strategy of a higher education institution, St. Petersburg State Polytechnical
University Journal. Economics, 14 (3) (2021) 7–18. DOI: 10.18721/JE.14301
This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/li- censes/by-nc/4.0/)
Введение
Правительство России, желая ускорить процессы цифровизации различных сфер общества, утвердило и реализует ряд федеральных программ и проектов, направленных на создание ком- плексной системы правого регулирования цифровой экономики. В соответствии с Федераль- ным проектом «Кадры для цифровой экономики» ожидаются поэтапные изменения до 2024 г. и в системе высшего образования. Затрагиваются вопросы разработки новых образовательных программ; актуализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части требований к формированию соответствующих цифровой экономике ком- петенций, развития электронной образовательной среды вузов; применения цифровых техноло- гий обучения.
9
В.В. Глухов, А.С. Бянкин, Г.И. Бурдакова, И.А. Бабкин DOI: 10.18721/JE.14301
Обозначенные направления требуют пересмотра стратегических задач, разработки и реали- зации мероприятий цифровых трансформаций образовательной деятельности вузов [1, 8]. Ряд университетов уже разработали и реализуют соответствующие стратегии.
Анализ программ развития высших учебных заведений России до 2025 г. (РГСУ, СПбГЭУ,
КГПУ, БГАУ, ОГПУ и др.) позволяет обобщить основные направления стратегического разви- тия вузов в области цифровизации образовательного процесса. Формализация этой сферы дея- тельности университетов проведена с использованием матрицы И. Ансоффа [5]. Разнообразные способы цифровой трансформации зависят от сочетания видов использования образовательных программ на различных рынках образовательных услуг (табл. 1).
К примеру, НИУ ВШЭ, КФУ и др. реализуют общеуниверситетский курс «Цифровая грамот- ность» для студентов различных образовательных программ (традиционная программа / тради- ционный рынок).
СибГУТИ активно применяет дистанционные образовательные технологии для подготовки кадров в других регионах страны по направлениям «Информатика и вычислительная техника»,
«Прикладная информатика в экономике», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (традиционная программа / новый рынок).
С 2017
‒2018 гг. учебного года в вузах России ведется подготовка по направлениям «Техноло- гии дополненной и виртуальной реальности в печатной продукции» (МПУ), «Технологии вир- туального прототипирования в машиностроении», «Технология виртуального инжиниринга»
(СПбПУ), «Гейм-дизайн и виртуальная реальность» (НИУ ВШЭ), «Технологии виртуальной и дополненной реальности VR/AR» (ДВФУ)
1
(новая программа / традиционный рынок).
К 2022 г. Министерство экономического развития планирует реализовать проект «Цифровой университет». Созданная образовательная платформа обеспечит университетам доступ к лучшим практикам реализации образовательного процесса, они будут не только разработаны самими ву- зами для вузов, но и консолидированы для общедоступного использования посредством сетевого взаимодействия
2
ДВФУ реализует новую модель образовательного партнерства с работодателями Дальнего Вос- тока. Вуз участвует в разработке кадровых стратегий для предприятий, которые приходят или уже работают в макрорегионе. Планирует расширить образовательные программы для Роскосмоса, осуществлять разработку технологий производства малых спутников различного назначения. С
2018 г. вуз ведет подготовку магистров по направлению «Технологии дистанционного зондирова- ния Земли»
3
, в 2019 г. открыл первую в Сибири программу подготовки управленцев для цифровой экономики
4
(новый товар / новый рынок).
Выбор стратегии цифровой трансформации образовательного процесса обусловлен рядом факторов внешней и внутренней сред образовательных учреждений.
Внешняя среда представлена факторами, воздействующими и обуславливающими необхо- димость и возможность реализации цифровых трансформаций в вузах: повсеместное развитие цифровых средств и технологий, социокультурные изменения и формирование цифрового поко- ления в обществе, государственное регулирование процессов цифровизации, рост конкуренции на рынке образовательных услуг и т.д. [6, 7, 12–16].
Внутренняя среда обуславливает способность образовательного учреждения трансформиро- ваться, осваивать открывающиеся возможности и нивелировать угрозы внешнего окружения.
1
В российских вузах появились программы образования по виртуальной реальности URL: https://zen.yandex.ru/media/postupi.on- line/v-rossiiskih-vuzah-poiavilis-programmy-obrazovaniia-po-virtualnoi-realnosti-5c54c04f989f6500ad82a8b6 (дата обращения: 28.04.2020)
2
Минэкономразвития построит «Цифровой университет». URL: http://neorusedu.ru/news/minekonomrazvitiya-zapuskaet-tsifrovoy-uni- versitet (дата обращения: 28.04.2020)
3
ДВФУ рассчитывает расширить образовательную программу для Роскосмоса. URL: https://tass.ru/v-strane/7250497 (дата обращения
28.04.2020)
4
ДВФУ открыл первую в ДФО и Сибири программу подготовки управленцев для цифровой экономики. URL: https://tass.ru/nacional- nye-proekty/7064886 (дата обращения 28.04.2020)
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки Том 14, № 3, 2021 10
Анализ внутренней среды позволяет определить текущий уровень цифровизации и возможные направления его развития.
Таблица 1. Стратегии цифровой трансформации образовательной деятельности вузов
Table 1. Strategies for digital transformation of education activities of universities
Образовательные программы
Старые (традиционные)
Новые
Рынок образовательных у слуг
Старый (традиционный)
Стратегии проникновения на рынок:
- цифровизация традиционных образовательных программ (курсов) подготовки и переподготовки кадров;
- разработка и реализация дисциплин/модулей, формирующих компетенции в области цифровой грамотности;
- совершенствование реализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий;
- использование информационных, образовательных платформ и сервисов [3]
Стратегии разработки
образовательных программ
- разработка и реализация программ подготовки/ переподготовки кадров в области цифровых технологий и экономики;
- организация сетевого взаимодействия
по реализации программ с другими вузами*
Новый
Стратегии развития рынков:
- реализация собственных открытых онлайн-курсов, размещенных на различных площадках (собственных, региональных, федеральных, международных);
- расширение перечня образовательных программ/курсов подготовки/переподготовки кадров, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ), в том числе инклюзивного образования;
- организация сетевого взаимодействия
по реализации программ с другими вузами*
Стратегия диверсификации
- разработка и реализация новых образовательных программ (курсов) подготовки/переподготовки кадров на основе цифровых технологий под нужды конкретных внешних заказчиков, в том числе в других регионах
* Стратегия, с одной стороны, подразумевает реализацию собственных образовательных
программ на новых сегментах/рынках, с другой — использование электронных образовательных
ресурсов университетов-партнеров при реализации традиционных программ подготовки в вузе
На данный момент исследования, посвященные оценке уровня цифровизации высших учеб- ных заведений, носят локальный характер, отсутствуют общепринятые методики и показатели оценивания. Существенный вклад в формирование подходов к оценке уровня цифровизации высших учебных заведений внесла работа Е.В. Плотниковой, М.О. Ефремова, О.В. Заборовской
«Комплексная оценка уровня цифровизации ведущих университетов Российской Федерации». В ней предложена методика определения среднего геометрического значения показателей цифро- визации университетов по направлениям «производственный процесс», «информационная ин- фраструктура», «информационная безопасность», «человеческий капитал» и «НИОКР» [11].
«Фактор «информационная инфраструктура» оценивает наличие ресурсов, обеспечивающих доступ к необходимой информации и взаимодействие различных категорий участников обра- зовательного процесса. «Технологический процесс» отражает обеспеченность образовательного процесса цифровыми технологиями. Оценка «человеческого капитала» может быть осуществле- на на основе показателей: количество программ по переподготовке и повышению квалификации профессорско- преподавательского состава в области цифровизации, а также количество про- грамм бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, связанных с цифровой трансформацией» [11].
Данные показатели отражают уровень цифровизации образовательного процесса.
11
В.В. Глухов, А.С. Бянкин, Г.И. Бурдакова, И.А. Бабкин DOI: 10.18721/JE.14301
Для региональных образовательных учреждений актуальным становится вопрос не только оценки уровня, но выбора на его основе приемлемой стратегии цифровизации образовательной деятельности, ориентированной на собственные возможности и учитывающей взаимосвязан- ность факторов внутренней среды университетов.
Цель исследования — разработать рекомендации по оценке уровня цифровизации высших учебных заведений и возможного выбора на его основе стратегий цифровых преобразований.
Обозначенная цель исследования предопределила решение следующих задач: обосновать вза- имосвязь между уровнем цифровизации вуза и стратегией цифровых преобразований; определить необходимые условия для выбора и реализации стратегий цифровизации деятельности в универ- ситетах; предложить индикаторы, позволяющие как оценить уровень цифровизации деятельно- сти вуза, так и осуществить выбор определенной стратегии и тактики цифровых трансформаций.
Объектом исследования выступают высшие учебные заведения, предметом исследования — про- цессы оценки уровня цифровизации и альтернативного выбора на ее основе стратегий цифровых изменений.
Методика исследования
Ключевыми факторами внутренней среды, обуславливающими возможный выбор стратегий цифрового развития образовательной деятельности университетов, являются: достигнутый тех- нико-технологический уровень цифровизации образовательной среды, уровень компетентности профессорско-преподавательского состава (ППС) в сфере цифровых технологий и применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) (рис. 1).
Технико-технологический уровень определяется наличием технических средств и технологий
(персональных компьютеров, электронной среды, дистанционных технологий), открывающих возможности осуществления онлайн-взаимодействия между преподавателем и студентом; циф- ровых средств обучения (электронных образовательных ресурсов, онлайн-курсов, виртуальных лабораторий, программного обеспечения, используемого в образовательном процессе) [10].
Уровень компетентности профессорско-преподавательского состава (ППС) будет опреде- ляться умениями и навыками работы с информационно-компьютерными технологиями, способ- ностями ППС к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов и дистан- ционных технологий [4, 9], наличием компетенций для подготовки кадров в области цифровых технологий и экономики, профессий будущего (рис. 2).
Данные факторы находятся во взаимосвязи и определяют возможность реализации конкретной стратегии цифровизации образовательной деятельности при определенном уровне их развития.
Недостаточный уровень технико-технологического развития образовательной среды и ком- петентности профессорско-преподавательского состава обуславливает возможную реализацию только базовой стратегии проникновения на рынок. Данная стратегия может предусматривать цифровизацию традиционных образовательных программ (курсов) подготовки и переподготов- ки кадров; разработку и реализацию дисциплин (модулей), формирующих компетенции в об- ласти цифровой грамотности у обучающихся; совершенствование реализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий; использование различных информа- ционных платформ и сервисов. Неотъемлемым условием реализации данного стратегического направления является формирование и развитие необходимого уровня компетентности ППС и электронно-информационной образовательной среды университета, позволяющих надлежащим образом осуществлять образовательный процесс.
По мере наращивания необходимых компетенций и создания соответствующих условий в ву- зах, возможен переход к реализации стратегий территориального развития рынков, разработки новых программ подготовки на традиционном рынке, диверсификации образовательного про- цесса.