Файл: 7 doi 10. 18721JE. 14301 удк 338. 2 Оценка уровня и выбор стратегии цифровизации высшего учебного заведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки Том 14, № 3, 2021 12
В частности, применение ДОТ открывает возможность реализации традиционных образова- тельных программ для вуза на новых региональных рынках, расширение перечня образователь- ных программ/курсов подготовки/переподготовки кадров, реализуемых с применением ДОТ, в том числе инклюзивного образования (на определенных сегментах традиционного или нового рынка), организацию сетевого взаимодействия по реализации программ с другими вузами.
Высокий уровень компетентности профессорско-преподавательского состава открывает воз- можности разработки и реализация программ подготовки/переподготовки кадров в области циф- ровых технологий и экономики (расширение номенклатуры).
Рис. 2. Необходимые условия для выбора и реализации стратегий цифровых преобразований образовательного процесса в вузах
Fig. 2. Necessary conditions for choosing and implementing strategies for digital transformation of the educational process in higher education institution
Рис. 1. Взаимосвязь уровня цифровизации вуза с возможным выбором стратегий цифровых преобразований образовательной деятельности вузов
Fig. 1. Relationship between the level of digitalization of higher education institutions and the possible choice of strategies for digital transformation of educational activities of higher education institutions
13
В.В. Глухов, А.С. Бянкин, Г.И. Бурдакова, И.А. Бабкин DOI: 10.18721/JE.14301
Высокий технико-технологический уровень цифровизации образовательной среды и компе- тентности способствует диверсификации образовательных программ (ОП) — разработке и реали- зации новых ОП/(курсов) подготовки (переподготовки кадров) на основе цифровых технологий под нужды конкретных внешних заказчиков, в том числе и в других регионах.
Результаты исследований и их обсуждение
Оценка и мониторинг уровня цифровизации образовательного процесса могут быть осущест- влены с помощью группы индикаторов, необходимых для выбора и реализации конкретных стра- тегий (рис. 3).
Переход к реализации конкретной стратегий по матрице обуславливает необходимость до- стижения определенного значения уровня индикатора низшего порядка (от индикатора 1 тех- нико-технологического уровня к индикатору 6, от индикатора 1 компетентности ППС к инди- катору 3).
Каждая группа индикаторов позволяет оценить определенную область цифровых трансфор- маций, а, следовательно, акцентировать внимание на выработке тактических мероприятий в дан- ном направлении для реализации выбранной стратегии (табл. 2).
Представленные индикаторы основываются на статистической обработке фактических дан- ных по направлениям трансформаций образовательного процесса университетов, сопряженных с цифровизацией.
Расчет индикаторов возможен методом агрегирования частных показателей путем нахожде- ния средних арифметических оценок [2].
Следует заметить, что предложенные индикаторы могут применяться как для оценки и мони- торинга общего уровня цифровизации образовательного процесса и выбора стратегий в универ- ситетах, так и отдельных программ подготовки/переподготовки кадров.
Рис. 3. Возможные индикаторы оценки и мониторинга уровня цифровизации образовательной деятельности вуза
Fig. 3. Possible indicators for assessing and monitoring the level of digitalization of educational activities of the University
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки Том 14, № 3, 2021 14
Таблица 2. Возможные индикаторы оценки и мониторинга уровня
цифровизации образовательной деятельности вуза
Table 2. Possible indicators for level assessment and monitoring
digitalization of educational activities of the University
Группа индикаторов
Область оценки и мониторинга
Индикаторы
Индикаторы оценки и мониторинга компетентности ППС в сфере цифровых технологий и применения ДОТ
И
К1
Навыки работы с ИКТ
Доля ППС, прошедших переподготовку/ повышение квалифи- кации по программам ИКТ
И
К2
Разработка ЭОР и использование ДОТ
Доля ППС, прошедших переподготовку/ повышение квали- фикации по программам применения цифровых технологий в образовании
И
К3
Компетенции в области цифровых технологий и экономики, профессий будущего
Доля ППС, прошедших переподготовку/ повышение квалифи- кации по узкоспециализированным программам формирова- ния необходимых компетенций в соответствующей предметной области реализации новых образовательных программ, сопря- женных с цифровизацией
Доля ППС, использующих цифровые сервисы в своей деятель- ности
Индикаторы оценки и мониторинга технико-технологического уровня цифровизации образовательной среды вуза
И
Т1
Технические средства и доступ интернету
Количество ПК в расчете на одного обучающегося [11]
Удельный вес стоимости оборудования (не старше 5 лет) в об- щей стоимости оборудования [11]
Доля ПК, имеющих одновременный доступ к высокоскорост- ному интернету
И
Т2
Электронная образовательная среда
Доля обучающихся и ППС, имеющих одновременный доступ к электронной образовательной среде
И
Т3
Доступ к электронно-образовательным ресурсам (ЭОР)
Доля обучающихся и ППС, имеющих свободный доступ к элек- тронным образовательным ресурсам
Доля обеспеченности электронными образовательными ресур- сами образовательных программ
И
Т4
Разработка ЭОР
Доля собственных электронных образовательных ресурсов к дисциплинам (модулям) учебных планов подготовки
И
Т5
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)
Доля студентов, обучающихся с применением ДОТ в целочис- ленном контингенте
Доля ОП реализуемых с использованием ДОТ
Доля электронных образовательных программ/курсов, разме- щенных в открытых образовательных цифровых платформах
Доля ОП, реализуемых на основе сетевых форм взаимодействия.
И
Т6
Специализированные виртуальные лаборатории и программное обеспечение (ПО)
Доля ОП, реализуемых с применением специализированных виртуальных лабораторий и ПО.
Доля студентов, обучающихся с применением специализиро- ванных виртуальных лаборатории и ПО
С целью ускорения цифровизации отдельных образовательных программ и вывода их на новые целевые сегменты/рынки образовательных услуг реализация тактических мероприятий в рамках разрабатываемых стратегий должна иметь сфокусированный характер: основное внимание и ре- сурсы необходимо сконцентрировать на отдельных образовательных программах.
К примеру, организуемые образовательными учреждениями программы переподготовки/ по- вышения квалификации кадров в области применения цифровых технологий обучения (разра- ботка онлайн-курсов, применения ДОТ и др.), должны охватывать в первую очередь преподавате-
15
В.В. Глухов, А.С. Бянкин, Г.И. Бурдакова, И.А. Бабкин DOI: 10.18721/JE.14301
лей, реализующих общепрофессиональные дисциплины опорных учебных планов университета
(для максимального масштабирования цифровизации ОП всех направлений подготовки в вузах).
А далее подразумевать концентрированную подготовку профессорско-преподавательского со- става, осуществляющего реализацию конкретной образовательной программы, планируемой для вывода на рынок. Тот же принцип должен использоваться для повышения технико-технологиче- ского уровня цифровизации образовательной деятельности.
В ходе проведенного исследования практического опыта цифровизации высших учебных за- ведений получены следующие научные результаты:
1. Обобщены основные направления стратегического развития вузов в области цифровиза- ции образовательного процесса. Они отражают разнообразные способы цифровой трансформа- ции и использования образовательных программ на различных рынках образовательных услуг.
2. Показано, что ключевыми факторами внутренней среды, обуславливающими возможный выбор стратегий цифрового развития образовательной деятельности университетов, могут яв- ляться достигнутый технико-технологический уровень цифровизации образовательной среды и уровень компетентности ППС в сфере цифровых технологий и применения дистанционных об- разовательных технологий.
3. Выявлено, что данные факторы находятся во взаимосвязи и определяют возможность реа- лизации выбранной стратегии цифровизации образовательной деятельности при определенном уровне их развития.
4. Предложены группы индикаторов, позволяющих оценить достигнутый уровень цифрови- зации по направлениям образовательной деятельности вуза, осуществить выбор определенной стратегии ее развития и акцентировать внимание на выработке тактических мероприятий.
Заключение
Цифровые изменения, происходящие в российском обществе и поддерживаемые правитель- ством России, определяют необходимость реализации стратегий цифровых трансформаций об- разовательной деятельности российских высших учебных заведений.
Университеты, которые хотят занять прочные позиции на рынке образовательных услуг, долж- ны своевременно разрабатывать и реализовывать соответствующие стратегические и тактические мероприятия в области цифровизации образовательной деятельности.
Планируемые направления должны быть синхронизированы с достигнутым уровнем цифро- вого развития, определяемого ключевыми факторами внутренней среды университета.
Текущий уровень цифровизации предлагается оценивать с помощью группы индикаторов технико-технологического уровня цифровизации образовательной среды вуза и компетентности профессорско-преподавательского состава в сфере цифровых технологий и применения дистан- ционных образовательных технологий.
Направления дальнейших исследований. Многогранность процессов и подходов к цифровизации образовательной деятельности не исчерпывается представленным перечнем стратегий, а также индикаторов оценки и мониторинга уровня цифровых преобразований. Каждый вуз, в зависи- мости от выбранной стратегии и подходов к ее реализации, может использовать дополнитель- ные показатели, соответствующие поставленным задачам стратегических программ развития.
Дальнейшие исследования связаны с идентификацией и уточнением дополнительных (частных) индикаторов оценки, разработкой конкретных тактических шагов по реализации возможных стратегий цифровых трансформаций вузов. Практический интерес вызывает изучение вопросов оценки уровня и направлений цифрового развития других сфер деятельности университетов (ад- министративно-хозяйственной, научной, коммерческой, международной и др.) для выработки механизмов и повышения эффективности взаимодействия вузов в экономической системе реги- она/страны.
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки Том 14, № 3, 2021 16
Благодарности
Грант РФФИ, проект № 20-010-00942 А. Тема проекта: «Стратегическое управление цифро- вым потенциалом сложных экономических систем на основе платформенной концепции: тео- рия, инструментарий и практические приложения».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабин Е.В. Цифровизация университета: Построение интегрированной информацион- ной среды // Университетское управление: Практика и анализ. 2018. № 22
‒6. С. 44‒54. DOI:
10.15826/umpa.2018.06.057 2. Борисова В.В., Демкина О.В., Шаламова Н.Г. Методические аспекты построения инте- грального показателя оценки готовности экономики России к цифровизации // Экономика:
Вчера, сегодня, завтра. 2019. № 9
‒10А. С. 137‒148. DOI: 10.34670/AR.202092.10016 3. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: Сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические нау- ки. 2018. № 11–6. С. 22–36. DOI: 10.18721/JE.11602 4. Деброк Л. Новая эра очного образования: Масштабируемая система интерактивного взаимодействия // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 4. С. 44
‒59.
5. Калинина О.В., Марюхта А.П. Алгоритм использования матрицы Ансоффа как метод си- стемного выбора необходимой стратегии развития компании // Инновационная наука. 2015.
№ 8. С. 18–22.
6. Кузьминов Я.И., Карной М. Онлайн-обучение: Как оно меняет структуру образования и экономику университета // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8–43.
7. Лутошкин И.В., Парамонова А.А. Анализ влияния цифровых технологий на развитие наци- ональной экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019.
№ 12–4. С. 20–31. DOI: 10.18721/JE.12402 8. Мавлютова Г.А. Цифровизация в современном высшем учебном заведении // Цифровая экономика: Аспекты в качестве и безопасности. 2018. № 3 (32). С. 5–7.
9. Молоткова Н.В., Ракитина Е.А., Попов А.И. Механизм использования цифровой образо- вательной среды в инженерном образовании // Вопросы современной науки и практики. 2018.
№ 2 (68). С. 163–172.
10. Немтинов В.А., Манаенков И.М., Немтинова Ю.В. Создание виртуальной технологической лаборатории и организация обучения при подготовке кадров высшей квалификации // Высшее об- разование в России. 2020. № 29–2. С. 159–168.
11. Плотникова Е.В., Ефремова М.О., Заборовская О.В. Комплексная оценка уровня цифро- визации ведущих университетов Российской Федерации // Вестник Алтайской академии эко- номики и права. 2019. № 9–2. С. 98–108.
12. Торкунов А.В. Университет как часть национальной экономики // Вопросы экономики.
2019. № 12. С. 111–122. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-12-111-122 13. Тюкавкин М.Н. Цифровизация образовательных процессов в вузах // Эксперт: Теория и практика. 2019. № 1 (1). С. 35–40.
14. Устюжанина Е.В. Цифровизация образовательной среды: Возможности и угрозы // Новое в образовании. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3–12.
15. Burdakova G., Byankin А., Usanov I., Pankova L. Smart technologies in education and forma- tion of entrepreneurial competencies. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019, no. 497, 012066. DOI: 10.1088/1757-899X/497/1/012066 16. Schophuizen М., Kreijns K., Stoyanov S., Kalz М. Eliciting the challenges and opportunities or- ganizations face when delivering open online education: A group-concept mapping study. The Internet and Higher Education, 2018, no. 36, pp. 1–12. DOI: 10.1016/j.iheduc.2017.08.002
17
В.В. Глухов, А.С. Бянкин, Г.И. Бурдакова, И.А. Бабкин DOI: 10.18721/JE.14301
REFERENCES
1. E.N. Babin, Digitalization of the university: construction of the integrated informational environ- ment. University Management: Practice and Analysis, 2018, no. 22
‒6, pp. 44‒54. (rus). DOI: 10.15826/
umpa.2018.06.057 2. V.V. Borisova, O.V. Demkina, N.G. Shalamova, Methodological aspects of constructing an inte- grated indicator for assessing the readiness of the Russian economy for digitalization. Economics: Yes- terday, Today and Tomorrow, 2019, no. 9
‒10А, pp. 137‒148. (rus). DOI: 10.34670/AR.2020.92.10.016 3. I.Z. Geliskhanov, T.N. Yudina, A.V. Babkin, Digital platforms in economics: Essence, models, de- velopment trends. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2018, no. 11–6, pp. 22–36. (rus). DOI: 10.18721/JE.11602 4. L. Debrok, Novaya era ochnogo obrazovaniya: Masshtabiruyemaya sistema interaktivnogo vzai- modeystviya [A new era of face-to-face education: A scalable interactive system]. Voprosy obrazovaniya
/ Educational Studies Moscow, 2018, no. 4, pp. 44–59. (rus)
5. O.V. Kalinina, A.P. Maryukhta, Algoritm ispolzovaniya matritsy Ansoffa kak metod sistemno- go vybora neobkhodimoy strategii razvitiya kompanii [Algorithm for the use of the Ansoff matrix as a method of systematic selection of the necessary strategy for the development of the company]. Innovat- sionnaya nauka, 2015, no. 8, pp. 18–22. (rus)
6. Ya.I. Kuzminov, M. Karnoy, Onlayn-obuchenie: Kak ono menyayet strukturu obrazovaniya i ekonomiku universiteta [Online learning: How it is changing the structure of education and university economics]. Voprosy obrazovaniya, 2015, no. 3, pp. 8–43. (rus)
7. I.V. Lutoshkin, A.A. Paramonova, Analysis of the impact of digital technologies on the develop- ment of the national economy. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2019, no. 12–4, pp. 20–31. (rus). DOI: 10.18721/JE.12402 8. G.A. Mavlyutova, Tsifrovizatsiya v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii [Digitalization in a modern higher education institution]. Tsifrovaya ekonomika: Aspekty v kachestve i bezopasnosti,
2018, no. 3 (32), pp. 5–7. (rus)
9. N.V. Molotkova, E.A. Rakitina, A.I. Popov, Mekhanizm ispolzovaniya tsifrovoy obrazovatelnoy sredy v inzhenernom obrazovanii [Mechanism of using the digital educational environment in engi- neering education]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo, 2018, no. 2 (68), pp. 163–172. (rus)
10. V.A. Nemtinov, I.M. Manayenkov, Yu.V. Nemtinova, Sozdanie virtualnoy tekhnologicheskoy lab- oratorii i organizatsiya obucheniya pri podgotovke kadrov vysshey kvalifikatsii [Creation of a virtual technological laboratory and organization of training for training highly qualified personnel]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2020, no. 29–2, pp. 159–168. (rus)
11. E.V. Plotnikova, M.O. Efremova, O.V. Zaborovskaya, Kompleksnaya otsenka urovnya tsifrovi- zatsii vedushchikh universitetov Rossiyskoy Federatsii [Comprehensive assessment of the digitalization level of the leading universities of the Russian Federation]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava, 2019, no. 9–2, pp. 98–108. (rus)
12. A.V. Torkunov, University as a part of national economy. Voprosy Ekonomiki, 2019, no. 12, pp. 111–122. (rus). DOI: 10.32609/0042-8736-2019-12-111-122 13. M.N. Tyukavkin, Tsifrovizatsiya obrazovatelnykh protsessov v vuzakh [Digitalization of educa- tional processes in universities]. Ekspert: Teoriya i praktika, 2019, no. 1 (1), pp. 35–40. (rus)
14. E.V. Ustyuzhanina, Tsifrovizatsiya obrazovatelnoy sredy: Vozmozhnosti i ugrozy [Digitaliza- tion of the educational environment: Opportunities and threats]. Novoe v obrazovanii. Vestnik REU im. G.V. Plekhanova, 2018, no. 1 (97), pp. 3–12. (rus)
15. G. Burdakova, А. Byankin, I. Usanov, L. Pankova, Smart technologies in education and for- mation of entrepreneurial competencies. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering,
2019, no. 497, 012066. DOI: 10.1088/1757-899X/497/1/012066 16. М. Schophuizen, K. Kreijns, S. Stoyanov, М. Kalz, Eliciting the challenges and opportunities or- ganizations face when delivering open online education: A group-concept mapping study. The Internet and Higher Education, 2018, no. 36, pp. 1–12. DOI: 10.1016/j.iheduc.2017.08.002
Статья поступила в редакцию 21.08.2020.