Файл: Финансовая грамотность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ


По результатам социологического опроса банка «Русский стандарт» в 2021 г. – 46,7% респондентов посчитали свой уровень финансовой грамотности достаточно высоким (в 2020 – 10,5%), 49,6% оценили свой уровень финансовой грамотности как средний и только 3,7% признали его низким.

По данным аналитического центра НАФИ:

В 2021 году число россиян, делающих накопления увеличилось до 44% по сравнению с 2011–29%. Увеличилось также и количество людей, откладывающих «на старость» (18% в 2011 году и 26% в 2021), отдых и лечение (14% 2011 году и 19% в 2021).

В пятерку целей для накопления вошли: ремонт жилья и покупка недвижимости. Однако по сравнению с 2011 годом доля тех, кто копит на улучшение жилищных условий, несколько сократилась.

Помимо этого, отмечается, что доля жителей страны, считающих, что откладывать деньги не нужно, сократилась с 14% – 2011 г. до 6% – 2021, а средняя сумма, которую россияне считают сбережениями, составляет 100 тыс. рублей.

С 2021 года поменялись цели для достижения которых россияне делают сбережения. Если в 2011 году больше откладывали на улучшение жилищных условий, то сейчас это забота о здоровье и стремление финансово подстраховать себя и свою семью накоплениями «на старость».

Не смотря на вышесказанное по данным ЦБ РФ, объем банковских кредитов населения за 12 месяцев (по состоянию на 1 октября 2021 года) вырос на 22,1%, до 24,1 трлн руб. (20 трлн руб. в конце 2020 года, 15 трлн – в 2018 году). Суммарный долг в среднем на одного экономически активного жителя страны за год увеличился на 56,4 тыс. руб., до 312,1 тыс. При этом средняя номинальная зарплата выросла лишь на 10%. В итоге закредитованность населения выросла до 55% (45% – 2018 году).

Приведенные статистические данные хоть и показывают, что увеличилось количество россиян, уверенных в своей финграмотности и делающих различные накопления, но растущий уровень закредитованности населения показывает обратное.

9. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

9.1. Разработка анкет


Для проведения социологического исследования были разработаны 3 анкеты (для школьников, для людей среднего возраста и для людей пенсионного возраста).
АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
1. Если у тебя появились карманные деньги, ты?

 будешь копить их на дорогой телефон;

 положишь под проценты в банк;

 купишь подарок маме.
2. Как ты решишь провести свои каникулы?


 попробую найти временную работу;

 поеду отдыхать.
3. Ты готов много учиться?

 да, чтобы стать ученым;

 да, только, если потом буду очень хорошо зарабатывать.
4. Если бы ты получил сообщение, что выиграл какой-либо подарок, но для того, чтобы его получить необходимо перечислить определённую сумму денег на счёт, ты бы это сделал?

 Да;

 Нет.
АНКЕТА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

1. Если не хватило денег на неотложные нужды, что Вы сделаете:

 возьму потребительский кредит;

 попрошу у детей;

 продам что-нибудь;

 буду экономить.
2. Накопления, отложенные «на черный день», Вы

 разместите на депозит в банке под проценты;

 купите ценные бумаги;

 вложите по рекомендации под высокий процент;

 будете хранить дома.
3. Если бы Вы посредством социальных сетей или объявлений на улицах города узнали о том, что тяжело больному ребёнку срочно необходима дорогостоящая операция, согласились бы Вы перечислить на счёт определённую сумму денег?

 Да;

 Нет.

АНКЕТА ДЛЯ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

1. Вы готовы изменить свой образ жизни, чтобы больше экономить?

 Да;

 Нет.
2. Вы откладываете деньги на «черный день» или надеетесь на авось?

 Да;

 Нет.
3. Вы купите себе шубу в кредит или отложите деньги на отпуск?

 Да;

 Нет.
4. Если бы Вам позвонили по телефону и сказали, что по вине Вашего близкого человека произошло ДТП, вследствие которого был причинён тяжкий вред здоровью потерпевшего, за что Вашему родственнику грозит длительный срок лишения свободы, а для его освобождения от наказания необходимо срочно заплатить большую сумму денег, согласились ли бы Вы заплатить?

 Да;

 Нет.

9.2. Проведение анкетирования


В результате проведенного анкетирования было опрошено: 38 – школьников, 20 – пожилых людей и 17 – людей среднего возраста.

9.3. Обработка результатов анкетирования


Результаты опроса приведены в виде следующих диаграмм.
Результаты опроса школьников:



1. Если у тебя появились карманные деньги, ты?



1. Будут копить на дорогой телефон

2. Положат под проценты в банк

3. Купят подарок маме
2. Как ты решишь провести свои каникулы?



1. Найдут временную работу;

2. Поедут отдыхать.
3. Ты готов много учиться?



1 да, чтобы стать ученым;

2. да, только, если потом буду очень хорошо зарабатывать.
4. Если бы ты получил сообщение, что выиграл какой-либо подарок, но для того, чтобы его получить необходимо перечислить определённую сумму денег на счёт, ты бы это сделал?



1. Да;

2. Нет.
Результаты опроса людей среднего возраста:
1. Вы готовы изменить свой образ жизни, чтобы больше экономить?



1. Да;

2. Нет.
2. Вы откладываете деньги на «черный день» или надеетесь на авось?



1. Да;

2. Нет.
3. Вы купите себе шубу в кредит или отложите деньги на отпуск?



1. Да;

2. Нет.
4. Если бы Вам позвонили по телефону и сказали, что по вине Вашего близкого человека произошло ДТП, вследствие которого был причинён тяжкий вред здоровью потерпевшего, за что Вашему родственнику грозит длительный срок лишения свободы, а для его освобождения от наказания необходимо срочно заплатить большую сумму денег, согласились ли бы Вы заплатить?



1. Да;

2. Нет.
Результаты опроса людей пенсионного возраста
1. Если не хватило денег на неотложные нужды, что Вы сделаете:



1. возьмут потребительский кредит;

2. попросят у детей;

3. продадут что-нибудь;

4. будут экономить.
2. Накопления, отложенные «на черный день», Вы




1. разместят на депозит в банке под проценты;

2. купят ценные бумаги;

3. вложат по рекомендации под высокий процент;

4. будут хранить дома.
3. Если бы Вы посредством социальных сетей или объявлений на улицах города узнали о том, что тяжело больному ребёнку срочно необходима дорогостоящая операция, согласились бы Вы перечислить на счёт определённую сумму денег?



1. Да;

2. Нет.


10. ВЫВОДЫ


1. Люди старшего поколения не склонны к импульсивным тратам, их жизненная стратегия – выживание и экономия, что делает их финансовое положение менее рисковым, но в то же время излишний консерватизм не позволяет им извлекать возможную дополнительную прибыль из инвестиций. Видятся актуальными программы повышения финансовой грамотности, направленные на освещение различных финансовых продуктов, имеющих доходность выше ставки по банковскому депозиту с одной стороны и программы по безопасности личных финансов (защита от мошенников и не только).

2. Для людей поколения моих родителей важным являются программы, связанные с поведенческими стереотипами, связанными с общественным положением и боязнью «потерять лицо», что не позволяет им экономить, отказавшись от тех благ, которые для них привычны и приличны.

3. Молодое поколение имеет меньше опыта в распоряжении личными финансами и для них менее характерно наличие негативных историй, связанных с финансами. Оно настроено на накопление и ответственное поведение, но необходимы практические знания и навыки, чтобы не наделать ошибок. Еще одним важным, на мой взгляд, элементом для обучения финансовой грамотности для молодежи является обучение, направленное на мотивацию к построению успешной карьеры в будущем с привязкой к будущему финансовому благополучию. Ведь будущая профессия – это не только сбывшаяся мечта, но и будущая финансовая независимость и стабильность. Успех может выражаться и в деньгах.

4. По результатам произведенных исследований выдвинутая нами гипотеза: «Люди разных поколений имеют разный уровень финансовой грамотности, и это зависит от условий (периода и государственного строя), в которых формировались их знания и опыт. Молодые и пожилые люди менее финансово грамотны, чем люди среднего возраста»,- подтвердилась.

11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:



1. Gale, W.G., and Levine, R. Financial Literacy: What Works? How Could It Be More Effective? https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/10_financial_literacy_gale_levine.pdf

2. Mandell, L. Financial Literacy: If It's so Important, Why isn't It Improving? https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=923557

3. Фенько Анна. Люди и вещи: очерки психологии потребления. М., Класс, 2005