ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л. И. Трусова,
В. В. Богданов,
В. А. Щепочкин
Экономика
машиностроительного
предприятия
Учебное пособие
Ульяновск
УлГТУ
2011
2
УДК 33:378 (075)
ББК 30.606 я7
Т 78
Рецензенты: генеральный директор ООО «УНИТЕК», д-р техн. наук, профессор
В. В. Епифанов; начальник Бюро УЗП ОАО «Ульяновский механический завод» д-р техн. наук, профессор В. И. Филимонов
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
Трусова, Л. И.
Экономика машиностроительного предприятия : учебное пособие /
Л. И. Трусова, В. В. Богданов, В. А. Щепочкин. – Ульяновск : УлГТУ,
2011. – 200 с.
ISBN 978-5-9795-0844-3
Рассмотрены основные разделы курса, изучаемого студентами ма- шиностроительных специальностей технических вузов: ресурсы предпри- ятия, основы их формирования и эффективность их использования в усло- виях рыночной экономики; планирование производственной программы на основе маркетинговых исследований; текущие затраты производства, их классификация, методы планирования, учета и анализа; ценообразование в машиностроении; научно-технический прогресс и качество выпускаемой продукции, методы расчета экономической эффективности.
Пособие предназначено для студентов машиностроительного фа- культета (квалификация: бакалавр, специалист), аспирантов, преподавате- лей, слушателей школ повышения квалификации и менеджеров всех уровней.
УДК 33:378 (075)
ББК 30.606 я7
© Трусова Л. И., Богданов В. В., Щепочкин В. А., 2011
ISBN 978-5-9795-0844-3
© Оформление. УлГТУ, 2011
Т 78
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 6 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…... 8 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….. 14 2.1. Виды организационно-правовых форм предприятий………………………………... 14 2.2. Хозяйственные товарищества ……………………………………………………………
15 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью……………….. 19 2.4. Акционерное общество…………………………………………………………………….
25 2.5. Производственный кооператив………………………………………………………… 29 2.6. Государственные и муниципальные унитарные предприятия…………………… 30 2.7. Потребительский кооператив…………………………………………………………….. 31 2.8. Общественные организации………………………………………………………………
31 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………..
35 3.1. Основные фонды машиностроительного предприятия……………………………… 35 3.1.1. Состав и структура основных производственных фондов……………………... 35 3.1.2. Оценка и переоценка основных производственных фондов………………… 40 3.1.3. Амортизация основных производственных фондов и их кругооборот……... 42 3.1.4. Выбытие основных производственных фондов…………………………………. 52 3.1.5. Показатели использования основных производственных фондов………….. 52 3.2. Производственная мощность машиностроительного предприятия……………… 55 3.3. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия…………………………… 59 3.3.1. Определение и состав оборотных средств…………………………………….. 59 3.3.2. Классификация оборотных производственных средств……………………... 62 3.3.3. Классификация фондов обращения………………………………………………... 63 3.3.4. Источники формирования оборотных средств…………………………………... 63 3.3.5. Кругооборот оборотных средств…………………………………………………… 64 3.3.6. Расчет потребности в оборотном капитале………………………………………. 66 3.3.7. Показатели использования оборотных средств………………………………….. 69 3.4. Трудовые ресурсы машиностроительного предприятия……………………………. 70 3.4.1. Состав и структура трудовых ресурсов…………………………………………… 70 3.4.2. Производительность труда………………………………………………………….. 76 3.4.3. Организация оплаты труда на машиностроительном предприятии………….
79 3.5. Механизм взаимодействия ресурсов производства………………………………….. 87 4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ……………………………... 92 4.1. Классификация затрат на производство……………………………………………. 93 4.1.1. Основные затраты и накладные расходы…………………………………………. 94 4.1.2. Прямые и косвенные расходы………………………………………………………. 94 4.1.3. Переменные и постоянные расходы……………………………………………….. 96 4.1.4. Затраты по экономическим элементам и статьям калькуляции……………….. 97 4.1.5. Себестоимость продукции участка, цеха, производства, завода……………… 100 4.1.6. Себестоимость изделия, заказа, передела, работы………………………………
100 4.1.7. Себестоимость основного и вспомогательного производства………………… 101
4 4.2. Резервы и факторы снижения себестоимости машиностроительной продукции.
102 4.3. Ценообразование в машиностроении………………………………………………….... 103 4.3.1. Методы определения цен…………………………………………………………….. 107 4.4. Финансы, прибыль и рентабельность…………………………………………………... 112 4.4.1. Сущность и функции финансов……………………………………………………. 112 4.4.2. Формирование и использование денежных фондов предприятия…………... 114 4.4.3. Налогообложение……………………………………………………………………..
116 4.4.4. Финансовый план предприятия……………………………………………………. 119 5. Научно-технический прогресс и его экономическая эффективность…………………. 125 5.1. Сущность понятия научно-технический прогресс…………………………………… 125 5.2. Основные направления научно-технического прогресса…………………………….
126 5.3. Научно-технический прогресс и качество……………………………………………... 130 5.4. Экономическая эффективность мероприятий научно-технического прогресса… 133 5.4.1. Расчет чистого дисконтированного дохода……………………………………….
134 5.4.2. Расчет годового экономического эффекта, ожидаемого от внедрения проекта…. 136 5.4.3. Расчет экономической эффективности при проектировании новых или модернизации существующих станков……………………………………...
148 5.4.4. Технико-экономическое обоснование выбора оборудования для реализации технологического процесса……………………………………………..
148 5.4.5. Технико-экономическое обоснование проектов, включающих системы по охране окружающей среды…………………………………………………………….
152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………
155
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Калькуляция………………………………………………………………… 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Типовая номенклатура статей расходов на содержание и эксплуатацию оборудования…………………………………………………………………..
159
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Типовая номенклатура статей цеховых расходов…………………….. 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Номенклатура общезаводских расходов……………………………….. 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Отчет о прибылях и убытках……………………………………………... 167
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Бухгалтерский баланс……………………………………………………...
167
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Укрупненные нормативы времени на опытно-конструкторские работы…………………………………………………………….
172
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Подготовительно-заключительное время для штамповочного производства……………………………………………………………….
173
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Подготовительно-заключительное время на партию деталей при механической обработке…………………………………………….
174
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Действительный годовой фонд времени работы оборудования…. 175
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………………. 176
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ…………………………………………………………………...
192
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………..
201
5
ВВЕДЕНИЕ
Экономика – это интереснейшая область знаний, которые нужны людям повседневно, в какой бы сфере деятельности они не участвовали. Понимание экономических закономерностей хозяйственной деятельности помогает руко- водителям любого уровня управления и специалистам действовать обдуманно, взвешенно и рационально. Учебное пособие предназначено для обучения спе- циалистов машиностроительного производства.
Машиностроение – это ведущая отрасль народнохозяйственного ком- плекса, производящая орудия труда – активную часть основных производствен- ных фондов – для всех отраслей народного хозяйства, а также продукцию обо- ронного назначения и предметы личного потребления. Машиностроению при- надлежит главная роль в развитии научно-технического прогресса, так как оно производит основные средства труда для всех отраслей промышленности, сель- ского хозяйства, транспорта, энергетики, для добывающих и перерабатываю- щих отраслей, а также обеспечивает прогресс в инфраструктуре, т. е. науке, об- разовании, здравоохранении, культуре и пр. Эти средства труда позволяют по- высить уровень механизации и автоматизации, электрификации, химизации, компьютеризации, роботизации, экологизации производства.
Машиностроительные предприятия отличаются от других характерными особенностями применяемой техники и технологий, используемых предметов труда, подготовки рабочей силы.
Машиностроительные предприятия выпускают чрезвычайно широкий круг изделий – десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров – от простейших (кастрюли, сковороды, метизы) до сложнейших, состоящих из множества деталей и узлов, отличающихся высочайшей точностью изготовле- ния (самолеты, космические корабли, автоматические роторные линии, роботы- манипуляторы, лазерная техника и др.).
Производственный процесс машиностроительного предприятия характе- ризуется относительно высокой сложностью, многостадийностью, многообрази- ем методов обработки – пластическая деформация, резание, химическая и тер- мическая обработка, сборка узлов и изделий в целом. Производственный про- цесс является прерывным и расчленяется на несколько самостоятельных стадий: заготовительную, обрабатывающую, сборочную. На каждой стадии создают свой законченный продукт, который может поступать на рынок или по коопера- ции на другую стадию обработки внутри предприятия. Каждая стадия может быть представлена самостоятельным заводом или специализированным произ- водством в рамках единого предприятия.
Технологические процессы в машиностроении характеризуются сложно- стью, многооперационностью, разнообразием используемых материалов и энер- гоносителей. Это требует применения разнообразного обрабатывающего обору- дования, инструментов и оснастки, средств механизации и автоматизации про-
6 изводства. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудо- емкостью и длительностью производственных циклов изготовления машин.
Машиностроение – это материалоемкое производство, где используют все известные материалы, но наибольший удельный вес занимают металлы.
Свыше 60% затрат на производство продукции составляют материалы, покуп- ные и комплектующие изделия и около 30% составляют затраты на оплату тру- да. Машиностроение относится также к энергоемким производствам и является крупнейшим потребителем электроэнергии, газа, мазута и других энергоносителей.
Трудовые ресурсы машиностроительных предприятий должны отличаться высоким уровнем профессиональной подготовки от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, созданием сложнейшей кон- курентоспособной продукции и технологических процессов ее изготовления, а также в связи с постоянной необходимостью координации и регулирования хода производства, обусловленных его прерывностью.
Указанные особенности машиностроительного производства требуют от каждого работника (мастера, инженера, руководителя) знаний экономических законов, реализуемых на машиностроительном предприятии, умений использо- вания их для достижения главных целей предприятия.
Учебное пособие разработано в соответствии с ГОС ВПО, учебным пла- ном машиностроительного факультета УлГТУ для студентов по направлениям машиностроительного факультета.
В современных условиях для стабильной и эффективной работы предпри- ятия экономическое мышление организаторов производства является необходи- мым. Отбор образцов техники, способной удовлетворить рыночный спрос при наличии жесткой конкуренции, осуществляют на основе анализа технико- экономических показателей и оценки технического уровня и качества техники по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными аналогами.
Выбор технологии изготовления и методов организации производства обосновывают экономическими факторами, критериями оптимальности. Орга- низация управления предприятием – менеджмент – также предусматривает вы- бор оптимальных структур, методов управления, обеспечивающих эффектив- ность производства. Любая область деятельности на машиностроительном предприятии связана с экономическим анализом, позволяющим выявить рацио- нальность потребления ресурсов – материалов, энергоносителей, рабочего вре- мени, производственных фондов, оборотных средств, инструментов, запасных частей, оснастки и т. д.
Поэтому инженер, работающий в цехе, отделе, конструкторском или технологическом бюро, диспетчерской службе, службах снабжения и сбыта, маркетинга и рекламы должен владеть методикой экономического анализа и обоснования экономической эффективности принимаемых решений, экономиче- ской оценки и прогнозирования развития технологий, техники и производства.
Получить экономические знания и использовать их в практической дея- тельности поможет предлагаемое учебное пособие «Экономика машинострои- тельного предприятия».
7
1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Термин «экономика» был введен в лексикон древнегреческим мыслителем
Аристотелем (384 – 322 гг. до н. э.). В этом слове соединены два греческих слова
«эйкос» (хозяйство) и «номос» (закон), поэтому «экономика» в дословном пе- реводе – это хозяйствование по законам. Большую часть благ для своей жизне- деятельности люди получают не из природы, а в результате осуществления спе- циальной деятельности, которая называется хозяйственной. Совокупность спо- собов и методов организации хозяйственной деятельности, следуя определен- ным нормам и правилам, входит в понятие «экономика». Со времен Аристотеля эти правила люди изучают более двух тысяч лет, но и сегодня процесс развития экономической науки не завершен – слишком сложны и изменчивы ситуации, в которых осуществляют хозяйственную деятельность, слишком дорого обходят- ся людям ошибки, допускаемые в сфере экономики.
Понятие «экономика» рассматривают в двух аспектах: во-первых, эконо- мика – это хозяйство (предприятия, региона, страны), т. е. совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетво- рения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; во-вторых, экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения, отношениях между людьми в процессе про- изводства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных про- цессов. Экономика сочетает признаки точной и описательной наук, во многом является эмпирической, основанной на опыте.
Экономика как наука изучает закономерности общественного развития, например, научно-технического прогресса (НТП) и инновационных путей раз- вития, интенсификации производства и рационализации воспроизводства про- изводственных фондов; отношения между потребителем и производителем благ, между работодателем и наемным рабочим и др. Эта наука разрабатывает прин- ципы и методы, по которым функционирует производство, критерии, показате- ли, нормы и нормативы, пропорции, с помощью которых можно познать объект исследования, оценить его потенциал, наметить пути комплексного развития для того, чтобы достичь нужного результата с меньшими затратами [2].
В зависимости от уровня исследуемых объектов, процессов и явлений эко- номической жизни различают макроэкономику и микроэкономику. Макроэко- номика рассматривает развитие экономических объектов на уровне народного хозяйства в целом с ориентацией на интегрирование с мировым рынком, иссле- дует формирование совокупного спроса и предложения, национального дохода, валового внутреннего национального продукта, влияние бюджетной политики правительства и денежной политики Центробанка на экономический рост, ин- фляцию, безработицу и т. д.
Микроэкономика изучает вопросы формирования цен на товары отдель- ного предприятия, фирмы; определяет рациональный уровень содержания про-