ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные этапы становления педагогической науки
Оглавление
Введение
Со временем накопление знаний, развитие и усложнение производства требовало специальной подготовки подрастающих поколений к жизни, необходимости в их специально организованном воспитании – в целенаправленной передаче им опыта человечества, что и привело к возникновению особой науки о воспитании детей – педагогики.
Развитие педагогики как науки определила объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.
Современная педагогика является наукой, поскольку для нее характерны следующие черты: наличие собственной предметной области, отличной от других наук; адекватный предмету исследования научный инструментарий, позволяющий проникнуть в данную область; наличие собственного понятийного аппарата, раскрывающего ее специфику; принципы как отражение закономерностей обучения, воспитания, конструирования различных учреждений системы образования и управления ими.
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы. .
Цель работы – изучить основные этапы становления педагогической науки.
Задачи работы:
1.Изучить основные понятия темы.
2.Рассмотреть основные этапы становления педагогической науки.
Основные этапы становления педагогической науки
Становление педагогической науки является процессом, который начался с появления образования как важного аспекта человеческой жизни. Педагогика, как наука, изучает процессы обучения и воспитания, а также разрабатывает методы и принципы, которые помогают эффективно передавать знания и формировать личность учащихся.
Исторически, педагогическая наука развивалась параллельно с развитием общества и образования. В Древней Греции и Риме уже существовали отдельные идеи и концепции относительно процесса обучения и воспитания. Однако первые систематические научные исследования в области педагогики начали проводиться в XVII-XVIII веках.
Важным вехой в становлении педагогической науки было появление работ выдающихся мыслителей и педагогов, таких как Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Иоганн Георг Песталоцци, Фридрих Фрёбель и других. Они внесли значительный вклад в развитие педагогической мысли и формирование ее основных принципов.
В XIX веке педагогика начала получать статус самостоятельной науки. Были основаны первые педагогические университеты и институты, начало активному исследовательскому процессу в области педагогики. Постепенно формировались различные школы педагогической мысли, такие как педагогика Гербарта, педагогика Монтессори, педагогика Дьюи и другие.
В XX веке педагогическая наука стала все более систематизированной и разветвленной. Были созданы различные теории обучения и воспитания, проведены исследования в области психологии обучения, социологии образования и других наук, связанных с педагогикой. Важными направлениями стали конструктивистская, гуманистическая и социокультурная педагогика.
Развитие педагогической науки происходило в течение длительного времени. Свои истоки педагогика берет в философии, и ее первоначальное развитие было тесно связано именно с этой наукой. О сепарации педагогики, как отдельной науки, впервые говорится в трудах Френсиса Бэкона, который активно работал в XVII веке в Англии.
При этом основоположником педагогики является Ян Амос Каменский, который закрепил понятие педагогики как самостоятельной науки в научном мире. Первым трудом на педагогическую тематику выступило его произведение «Великая дидактика», которая еще долго оставалась единственным и наиболее значимым пособием для специалистов [3].
Развитие педагогической науки тесно связано с развитием общества. Стоит отметить, что на каждом этапе развития человека присутствовали специфические педагогические идеи, отличающиеся от других периодов. Рассмотрим схематически периоды развития педагогики и основные идеи, господствующие в них (Рис. 1).
В основе развития педагогики лежит античный и средневековый этапы развития человечества. В Древнем мире наиболее развитыми государствами являлись Индия, Китай и Греция. Именно здесь были предприняты первые попытки систематизации и обобщения опыта воспитания и обучения детей. Наиболее гармоничной и полной была система обучения и воспитания Древней Греции. Демокрит разработал целую систему научных трудов, в которых по отдельным отраслям обобщил опыт воспитания детей. Этот философ в основу воспитания и обучения положил идею о гармоничности и естественности воспитания, которое подобно природе. При этом он отмечал, что в основе любого воспитания лежит тяжкий труд [1].
Рисунок 1. Этапы развития педагогики, как науки
Так же идеологами греческого воспитания стали Сократ, Платон и Аристотель. В этот период так же большое значение имела народная педагогика, в рамках которой закладывались важные парадигмы воспитания и развития общества в целом. Если в Античности большую роль в воспитании играл народ, то в Средние века воспитание было централизовано вокруг церкви. Педагогика развивалась в двух направлениях: схоластика и теология. Среди основных мыслителей этого времени можно выделить Фому Аквинского, марка Туллия Тертуллиана [4].
Особый вклад был сделан орденом Иезуитов. В этот период впервые была предложена система регламентации процесса обучения и воспитания. То есть была выдвинута идея о том, что обучение может быть не стихийным, а целенаправленным с четкими рамками и требованиями к программе обучения, длительности и структуре занятия. Была предложена первая документация, сопровождающая процесс обучения, которая регулярно проверялась [2].
Одним из недостатков образования в это время была его стоимость, позволить себе учиться в школе мог далеко не каждый. Один из педагогов ордена Игнаций Лойол на протяжении всей своей жизни настаивал на идее о бесплатности и доступности образования для всех. При этом общественная мысль о том, что хорошее образование бесплатным быть не может, господствовала повсеместно. Иезуиты ездили по городам, возили с собой учебники, которые издавали самостоятельно, открывали школы и набирали обучающихся из разных социальных слоев. В этот период в школьную жизнь приглашались и родители, им было предложено участие в классных мероприятиях, утренниках [5].
В эпоху Возрождения снова проявляется интерес к античным лозунгам в образовании. Этот период можно связать с деятельностью Яна Амоса Коменского. Именно этим ученым были разработаны такие важные принципы образования, как:
1. Принцип природосообразности;
2. Классно-урочная система [3].
Одной из наиболее важных идей этого исторического периода было изучение сущности предметов и явлений, а не механическое заучивание фактов. Противниками догматизма и схоластики в этот период выступали Поль Гольбах и Жан-Жак Руссо, работающие во Франции. В Швейцарии Генрих Песталоцци во многом поддерживал французские демократические идеи. Эпоха Нового времени ознаменована именем великого русского педагога К.Д. Ушинского.
Говоря о педагогике, ученый отмечал значимость изучения сущности феноменов, и в первую очередь воспитания, констатировал, что только полное изучение личности человека позволит сделать процесс обучения и воспитания наиболее эффективным [6, c. 2].
В конце XIX века центром теоретического и практического прогресса в мире стала США. Здесь педагогические мысли значительно отличались от евразийских. Ведущими исследователями в этой области стали Джон Дьюи и Эдвард Торндайк. Американские технологии обучения и воспитания отличались прикладным характером, однако имели не менее эффективные показатели. При этом именно американские исследователи впервые озадачили научный мир педагогики значимостью доброты и строгости в процессе воспитания [1].
Педагогика периода Советского союза отличалась ведущей идеей коллективизма, которая в то время процветала в виду государственной идеологии. Известными деятелями стали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Здесь большее внимание было уделено развитию внеклассной работы, разработке и внедрению основ пионерского движения и идеологии. Была опробована методика трудового воспитания, специфика организации детского коллектива, изучены особенности влияния семейного воспитания на обучение ребенка. Особое внимание уделялось нравственному развитию человека и искоренению моральных проблем [2].
Сегодня в рамках педагогики большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, к личности ребенка предъявляются высокие требования, а основным подходом является личностный, при этом основной идеей является доступность образования и инклюзивные технологии.
Подытожим. Становление педагогической науки было долгим и постепенным процессом. Основные этапы ее развития можно выделить следующие:
-
Античность и средние века: В древнем мире и в средние веках не существовало систематизированной педагогической науки. Однако именно в этот период были заложены некоторые важные идеи и концепции, которые затем стали основой для развития педагогики. -
Просвещение и эпоха Просвещения: В 17-18 веках в Европе возник интерес к вопросам образования и воспитания. Философы и педагоги, такие как Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Йоганн Георг Песталоцци и другие, стали разрабатывать свои теории и методы педагогики, основанные на рациональных и гуманистических принципах. -
XIX век: В XIX веке педагогика начала приобретать статус самостоятельной науки. Были созданы первые педагогические учебники и журналы, открыты педагогические учебные заведения и институты. В этот период были разработаны различные педагогические концепции и методы, такие как методы активного обучения, методы Марии Монтессори и др. -
XX век: В XX веке педагогика продолжила развиваться и расширять свои границы. Важными направлениями стали педагогическая психология, социальная педагогика, комплексный подход к образованию и другие. Были созданы различные педагогические теории и модели, такие как теория развивающего обучения Л.С. Выготского, концепция гуманистического образования Карла Роджерса и др. -
Современность: В настоящее время педагогическая наука продолжает развиваться и адаптироваться к современным вызовам и требованиям. Исследования в области образования и воспитания становятся более междисциплинарными, активно используются современные информационные технологии в образовательном процессе.
Заключение
Современная педагогическая наука продолжает развиваться и адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям общества.
Современная педагогическая наука активно исследует такие области, как инновационные методы обучения, технологическое образование, инклюзивное образование, развитие компетенций учащихся, мотивация и саморегуляция в обучении, оценка и оценивание результатов обучения, проблемы профессионального развития педагогов и многое другое.
Одной из важных тенденций в развитии педагогической науки является переход от традиционной лекционной модели обучения к активным, студентоцентрическим методам, где учащиеся играют активную роль в своем образовательном процессе. Педагогическая наука также уделяет большое внимание использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании, разработке электронных образовательных ресурсов и онлайн-обучения.
Современная педагогическая наука также сталкивается с вызовами, связанными с глобальными проблемами, такими как межкультурное образование, экологическое образование и развитие устойчивого образования. В свете этих проблем, педагогическая наука стремится разработать подходы и методы, которые помогут подготовить учащихся к справедливому, разнообразному и устойчивому будущему.
Важным направлением развития педагогической науки является также применение научных исследований и эмпирических данных для разработки и оценки эффективности педагогических практик. Это позволяет создавать более обоснованные и научно обоснованные методики обучения и воспитания.
В целом, становление педагогической науки является непрерывным процессом, который продолжается и в настоящее время. Она стремится развиваться и совершенствоваться, чтобы лучше понимать и удовлетворять потребности современного образования и обучения.
Литература
-
Баркова, H.H. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX начало XX в.) Текст. / Н.Н.Баркова // Педагогика. – 2018. – №2. – С.70-75. -
Белкина, H.H. Просветительная деятельность и педагогические взгляды М.Демкова Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И.Белкина. Нежин, 2018. – 21 с. -
Берулава, М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования Текст. / М.Н.Берулава // Педагогика. 2014. – №5. – С.21 - 25. -
Газман, О.С. Гуманизация воспитания в современных условиях Текст. / О.С.Газман. М.: Инновар, 2016. – 72 с. -
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования Текст. / В.В. Давыдов. М.: Наука, 2021. – 240 с. -
Исаев, Л.Н. Дидактические взгляды К.Д.Ушинского и современная теория обучения Текст. / Л.Н.Исаев // Советская педагогика. 2018. – №2. – С.93 - 97.