Файл: Тема Предмет философии, ее основная проблема, роль в жизни человека и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Предмет философии, ее основная проблема, роль в жизни человека и общества.
1. Суждения, характерные только для материализма – это:
1) Бог не существует
2) Сознание есть свойство, продукт материи (+)
3) Мир существует вне сознания (+)
4) основой мира является мировой разум
5) материя – это все, что обладает массой и энергией
2. Первоначальное определение философии как области знания – это:
1) Учение о мудрости (+)
2) Душа культуры
3) Форма теоретического мировоззрения
4) Учение о первосущностях
5) Учение о всеобщем (+)
3. Для философского мировоззрения характерны такие признаки, как:
1) Наглядность
2) Системность (+)
3) Эмпирическая обоснованность
4) Логическая обоснованность (+)
5) Простота
4. Движение – это:
1) Атрибут материи
2) Всякое перемещение вообще
3) Отсутствие покоя
4) Всякое изменение вообще (+)
5. Традиционная философия трактует бытие как:
1) Вселенную
2) Существование (+)
3) Материю
4) Окружающую нас действительность
5) Природу
6) Бога
6. Свойство объектов быть протяженными – это:
1) Движение
2) Бытие
3) Пространство (+)
4) Понятие
7. Наиболее ярким представителем античной диалектики является:
1) Гераклит (+)
2) Пифагор
3) Демокрит
4) Зенон
5) Платон
8. С позиции материалистического подхода соотношение философии и частных наук выражается суждением:
1) Философия – это «наука наук»
2) Философия и наука и противоположны, и едины (+)
3) Философия и частные науки находятся в активном взаимодействии
4) Наука сама по себе философия и не нуждается в философии
9. Возникновение философского мировоззрения относится к:
1) VII – VI вв. до н.э. (+)
2) III – I вв. до н.э.
3) Середине III тысячелетия до н.э.
4) XVII-XVIII вв. до н.э.
10. Представители агностицизма – это:
1) Платон
2) К. Маркс
3) Гераклит
4) Аристотель
5) И. Кант (+)
6) Д. Юм (+)
11. Философское учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности окружающей человека действительности – это:
1) Атомизм
2) Эпикуреизм
3) Материализм
4) Агностицизм (+)
5) Идеализм
12. Творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, это:
1) Практика
2) Познание (+)
3) Политика
4) Научный эксперимент
13. Мировоззрение – это:
1) Практический опыт человека
2) Знание о мире
3) Мироощущение
4) Непротиворечивая система суждений о природе
5) Совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру (+)
14. Представители философского материализма – это:
1) Д. Юм
2) Демокрит (+)
3) Платон
4) Гераклит (+)
5) Р. Декарт
6) К. Маркс (+)
15. Согласно материалистической философии сознание – это
1) Свойство мозга формировать понятия
2) Общественно историческое явление (+)
3) Самопознание
4) Специфический способ отражения объективной реальности (+)
5) Всеобщее свойство материи
16. Философские вопросы – это вопросы:
1) Что есть человек и какое место он занимает в мире? (+)
2) Каковы пути решения экологического кризиса?
3) Возможны ли небелковые формы жизни?
4) Что такое истина? (+)
5) Обусловлена ли нравственность человека генетикой?
17. Для мифологического мировоззрения характерны такие черты, как:
1) Образность и эмоциональность (+)
2) Миропонимание
3) Рассказ о прошлом, предание
4) Целостное постижение первобытным человеком мира (+)
18. Понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их темп и ритм – это:
1) Сознание
2) Бытие
3) Время
4) Пространство
5) Движение (+)
19. Соответствие знания объективной реальности – это:
1) Заблуждение
2) Вероятность
3) Гипотеза
4) Истина (+)
5) Правда
20. Материалистическая философия понимает материю как:
1) Абстракцию, не имеющую под собой реального основания
2) Вещь
3) Субъективную реальность
4) Все, что обладает массой и энергией
5) Объективную реальность (+)
21. С точки зрения материалистической философии отношение философии и мировоззрения выражается суждением:
1) Основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия – вспомогательную
2) Философия – часть мировоззрения
3) Философия и мировоззрение – основные формы мифологии
4) Мировоззрение – часть философии
5) Философия – теоретическое ядро мировоззрения (+)
Тема 2. Основные этапы и направления развития философии
1. К. Маркс является основоположником
1) Трудовой теории стоимости
2) Материалистического понимания общества (+)
3) Теории классов и классовой борьбы (+)
4) Теории государства
2. Особенности философии Нового времени – это
1) Эмпиризм (+)
2) Механицизм (+)
3) Антропоцентризм
4) Наукоцентризм (+)
3. Создателем и систематизатором диалектики как философского метода является:
1) Декарт
2) Гегель (+)
3) Локк
4) Фейербах
5) Лейбниц
4. Л. Фейербах вере в Бога противопоставил:
1) Атеизм
2) Веру в идеальные общественные отношения между людьми
3) Любовь к человеку (+)
4) Нравственные основы общества
5. Философские проблемы, которые исследовал И. Кант, это проблемы:
1) Языка науки
2) Источников человеческого познания (+)
3) Социального бытия
4) Исторического процесса
5) Познавательных способностей человека (+)
6. Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был:
1) Дунс Скот
2) Аристотель
3) Абеляр
4) Фома Аквинский (+)
5) Росцеллин
7. Проблема, составляющая предмет дискуссий между славянофилами и западниками, это:
1) Природа общих понятий (универсалий)
2) Рациональное постижение мира
3) Исторические судьбы России и русского народа в мире (+)
4) Необходимость размежевания богословия и философии
8. Для русской философии конца 19 – начала 20 вв. характерна такая особенность, как:
1) Европоцентризм
2) Панлогизм
3) Антропоцентризм (+)
4) Материализм
5) Наукоцентризм
9. Характерная черта современной неоклассической философии это:
1) Материализм
2) Оптимизм
3) Вера в процесс
4) Рационализм
5) Критическое отношение к философии (+)
10. Характерная черта современной неклассической философии это:
6) Материализм
7) Оптимизм
8) Вера в процесс
9) Рационализм
10) Отказ от монизма (+)
11. Особенности герменевтики как философского течения XХ века это:
1) Совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного знания
2) Исследование проблемы понимания как условия осмысления социального бытия (+)
3) Учение о ноосфере
4) Пессимизм
12. Особенность философской позиции Л. Фейербаха – это:
1) Объективный идеализм
2) Критика религии (+)
3) Субъективный идеализм
4) Диалектический материализм
5) Прагматизм
13. Философское направление, представленное именами: Ж.П. Сартр, А Камю, Н. Бердяев, М. Хайдегер – это:
1) Неогегельянство
2) Позитивизм
3) Экзистенциализм (+)
4) Герменевтика
5) Неотомизм
14. Философская проблема, существенная для постпозитивизма, это:
1) Истина и вера
2) Эстетическое
3) Духовная жизнь человека
4) Язык науки
5) Динамика научного знания (+)
6) Обыденный язык
15. Наиболее характерная черта экзистенционализма – это:
1) Эмпиризм
2) Антропоцентризм
3) Интерес к анализу языка науки
4) Интерес к переживаниям отдельной личности (+)
5) Исследование структуры научного знания
16. Утверждение «Философия – это логика науки» можно отнести к такому направлению современной философии, как
1) Неотомизм
2) Постмодернизм
3) Экзистенциализм
4) Неопозитивизм (+)
5) Позитивизм
17. Основная проблема русской философии конца 19 – начала 20 вв. это:
1) Социальная справедливость
2) Выбор пути развития России (+)
3) Философия науки
4) Сущность общих понятий
5) Рациональное постижение мира.
18. Суть суждения Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» заключается в:
1) Трактовке знания как божественного откровения
2) Попытке вызвать у человека стремление к истине (+)
3) Отрицании возможности всякого постижения истины
4) Ограниченности познавательных возможностей человека (+)
5) Абсолютизации познавательных возможностей человека
19. Характерная часть французского материализма XVIII в. это:
1) Сенсуализм (+)
2) Метафизика
3) Диалектика
4) Догматизм
5) Созерцательность
20. Утверждение, что Бог разлит в природе, характерно для такого философского направления, как:
1) Дуализм
2) Неопозитивизм
3) Экзистенциализм
4) Пантеизм (+)
5) Неотомизм
21. Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил:
1) К. Маркс
2) И. Кант (+)
3) Сократ
4) Бэкон
5) Декарт
Тема 3. Общество: основы философского анализа
1.Представление Платона о природе государства состоит в том, что оно:
1) результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности
2) осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек починяет свои интересы государственным (+)
3) «град божий», противостоящий «граду небесному»
2. Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами:
1) Ф. Бэкона
2) Т. Гоббса (+)
3) Г. Лейбница
4) Д. Локка (+)
5) Р. Декарта
3. Философия эпохи Возрождения рассматривает человека как:
1) общественное животное
2) творца, художника (+)
3) созданное Богом существо
4) микрокосм
4. Философы эпохи Просвещения трактуют социальные процессы с позиции:
1) материализма
2) идеализма (+)
3) дуализма
4) агностицизма
5. С позиции материалистической модели общества основа общественного бытия – это:
1) природная среда
2) мораль
3) политические отношения
4) материальные отношения (+)
5) религия
6. Суждение материалиста Л. Фейербаха «Природы человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии…» характерно для следующей модели общества:
1) материалистической
2) идеалистической (+)
3) натуралистической
4) факторной
7. Сущность геополитики как социально-философской доктрины состоит в том, что:
1) географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества
2) законы развития общества отличны от законов природы
3) политика государства определяется географическими факторами (+)
4) природная среда – необходимое условие существования людей
8. Особенность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что:
1) природная среда – необходимое условие существования людей
2) географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества
3) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль (+)
4) законы развития общества отличны от законов природы
9. Сущность волюнтаризма состоит в том, что:
1) народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами общества
2) ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа
3) история есть результат деятельности мирового разума
4) выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами (+)
10. Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность:
1) не играет никакой роли в истории
2) играет определяющую роль в обществе (+)