Файл: 1. с какими трудностями, на ваш взгляд, может столкнуться психолог в работе с кризисными или экстремальными ситуациями Под чрезвычайными (экстремальными, кризисными) подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, нормального.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 737
Скачиваний: 52
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, придерживаются мнения о том, что кризис является предпосылкой важнейших личностных изменений, характер которых может быть как положительным (конструктивным, созидательным, интегрирующим), так и негативным (деструктивным, разрушительным, разъединяющим).
В свою очередь, экстремальная ситуация происходит от лат. еxtremus – крайний, критический – это крайняя, предельная ситуация, минимальное или максимальное значение некоторого критерия.
Можно условно выделить два подхода к пониманию экстремальной ситуа ции:
1. Экстремальная ситуация как экстремальные условия жизни и деятельно сти, в том числе, профессиональной (Маклаков А.Г., Сидоров П.И. и др.). В данном случае экстремальная ситуация рассматривается преимущественно как достаточно постоянная совокупность условий, которые воздействуют постоянно или периодически и являются для человека относительно ожидаемыми (прогнозируемыми). Например, условия профессиональной деятельности десантников, водолазов, спасателей и т.п.
2. Экстремальная ситуация как измененные, необычные и непривычные
условия существования человека, к которым его психофизиологическая организация не готова; как внезапно возникающая ситуация. В данном контексте экстремальная ситуация так же рассматривается как катастрофическая.
Рассмотрим названные подходы более подробно.
А.Г. Маклаков выделяет пять уровней жизнедеятельности, исходя из условий, в которых она реализуется:
Ю.С. Шойгу подчеркивает субъективность понятия «экстремальная ситуация». По ее мнению, экстремальная ситуация – это внезапно возникающая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию. То есть, это ситуация, нарушающая чувство безопасности человека.
Все факторы, определяющие восприятие ситуации как экстремальной,
можно разделить на две группы:
1. Внешние – характеристики ситуации, в которой находится человек.
В качестве внешних факторов Ю.С. Шойгу называет:
А.Г. Маклаков называет 17 признаков ситуаций, позволяющих воспринимать их как экстремальные. Для этих ситуаций характерны:
2. Внутренние – демографические и личностные характеристики человека, испытывающего воздействие экстремальных условий. Сведения о данной группе факторов в литературе представлены фрагментарно. На основе обобщения информации различных источников можно выделить:
1) Опыт переживания подобных ситуаций (наличие или отсутствие информационной модели ситуации и модели совладающего поведения). Утяжеляют совладание с ситуацией:
2) «Образ мира» или «модель жизненного мира», типичная для человека.
3) Степень личностной зрелости.
4) Гендерные особенности (важен не биологический пол, а социальные представления о «мужском» и «женском» поведении).
5) Самооценка человека.
6) Уровень субъективного контроля (УСК).
7) Интроверсия/экстраверсия (считается, что важна в меньшей степени, чем УСК).
8) Система ценностей человека и т.д.
Важным для работы психолога является тот факт, что одна и та же ситуация разными людьми может восприниматься как «нормальная» (естественный ход событий), экстремальная и «предельная» (невыносимая, кризисная).
Как правило, экстремальная (чрезвычайная) ситуация становится для человека кризисной в том случае, когда полностью исключается возможность сохранения привычного образа жизни, ценностей и способа мировосприятия. То есть, происходит разрушение «базовых иллюзий». Дж. Ялом писал о трех таких иллюзиях:
Следует помнить, что разграничение чрезвычайных и экстремальных ситуаций, с одной стороны, и экстремальных и кризисных – с другой, в научной литературе и психологической практике является достаточно условным. Так же возможен взаимопереход перечисленных ситуаций.
Схема вмешательства при кризисе, по мнению В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович может быть выражена в виде взаимосвязанных этапов, характеристика которых представлена в таблице 1:
Таблица 1 - Примерная схема кризисного вмешательства
Список использованных источников
В свою очередь, экстремальная ситуация происходит от лат. еxtremus – крайний, критический – это крайняя, предельная ситуация, минимальное или максимальное значение некоторого критерия.
Можно условно выделить два подхода к пониманию экстремальной ситуа ции:
1. Экстремальная ситуация как экстремальные условия жизни и деятельно сти, в том числе, профессиональной (Маклаков А.Г., Сидоров П.И. и др.). В данном случае экстремальная ситуация рассматривается преимущественно как достаточно постоянная совокупность условий, которые воздействуют постоянно или периодически и являются для человека относительно ожидаемыми (прогнозируемыми). Например, условия профессиональной деятельности десантников, водолазов, спасателей и т.п.
2. Экстремальная ситуация как измененные, необычные и непривычные
условия существования человека, к которым его психофизиологическая организация не готова; как внезапно возникающая ситуация. В данном контексте экстремальная ситуация так же рассматривается как катастрофическая.
Рассмотрим названные подходы более подробно.
А.Г. Маклаков выделяет пять уровней жизнедеятельности, исходя из условий, в которых она реализуется:
-
Оптимальные условия - относительный комфорт: нормальное функционирование всех систем организма человека, отсутствие чрезмерного нервно-психического напряжения. -
Параэкстремальные условия - первоначальная мобилизация функциональных ресурсов и возникновение оперативного напряжения (в отличие от напряженности, в определенных условиях служит позитивным фактором, обеспечивающим повышение работоспособности), иными словами те условия, при которых могут внезапно возникать ситуации, опасные для жизни или деятельности субъекта, а также окружающих его людей. -
Экстремальные условия - включение гормональной регуляции: дискомфорт и сильное напряжение, перерастающее в перенапряжение, хотя мобилизация функциональных ресурсов в некоторых случаях может способствовать эффективному решению имеющихся задач. Обстоятельства жизни и деятельности, характеризующиеся наличием реальной витальной угрозы. -
Паратерминальные условия - высокая вероятность патологических изменений в организме: значительное перенапряжение, задействование глубинных резервов и невосполнимых (медленно восстановимых) ресурсов организма и психики. -
Терминальные условия - вероятность летального исхода.
Ю.С. Шойгу подчеркивает субъективность понятия «экстремальная ситуация». По ее мнению, экстремальная ситуация – это внезапно возникающая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию. То есть, это ситуация, нарушающая чувство безопасности человека.
Все факторы, определяющие восприятие ситуации как экстремальной,
можно разделить на две группы:
1. Внешние – характеристики ситуации, в которой находится человек.
В качестве внешних факторов Ю.С. Шойгу называет:
-
высокие эмоциональные воздействия ситуации (новизна, трудность и т.п.); -
дефицит, избыток или противоречивость имеющейся информации; -
неблагоприятные климатические условия; -
невозможность удовлетворить витальные потребности (жажда, голод).
А.Г. Маклаков называет 17 признаков ситуаций, позволяющих воспринимать их как экстремальные. Для этих ситуаций характерны:
-
различные эмоциональные воздействия, связанные с высокой ответственностью, опасностью, трудностью, новизной выполняемой деятельности, наличием лимита времени на принятие решения и др.; -
ситуации, сопровождающиеся опасностью массового поражения, чувством беззащитности, наличием непосредственной угрозы для жизни; -
чрезмерные нагрузки на психические и психомоторные процессы; -
чрезмерные нагрузки на речевые функции, особенно при дефиците ин- формации; -
чрезмерные физические нагрузки, перенапряжение сил; -
воздействие значительных ускорений, вестибулярных нагрузок; -
режим выраженного понижения двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия); -
резкие перепады барометрического давления; -
воздействие выраженной гипервентиляции, т.е. учащения глубокого дыхания более чем на 2,5-3 минуты (при сильном эмоциональном напряжении), возникновение при этом критического снижения количества углекислоты в альвеолярном воздухе и, с другой стороны, значительное повышение содержания углекислоты в крови - гиперкапния; -
гипоксия – существенное понижение содержания кислорода в тканях организма; -
наличие во вдыхаемом воздухе различных вредоносных элементов; -
неблагоприятное воздействие вибрации, шумов, радиочастот; -
неблагоприятные воздействия различных климатических и микроклиматических факторов (жара, холод, влажность и др.); -
голод и жажда; -
сенсорная депривация и информационная изоляция; -
кумуляция психического напряжения, тревожность; -
переживание несчастья близких, их гибели.
2. Внутренние – демографические и личностные характеристики человека, испытывающего воздействие экстремальных условий. Сведения о данной группе факторов в литературе представлены фрагментарно. На основе обобщения информации различных источников можно выделить:
1) Опыт переживания подобных ситуаций (наличие или отсутствие информационной модели ситуации и модели совладающего поведения). Утяжеляют совладание с ситуацией:
-
субъективная неготовность к ситуации (человек воспринимает ситуацию как в принципе невозможную); -
незнание алгоритма действий в данной ситуации; -
отсутствие опыта действий в подобной ситуации.
2) «Образ мира» или «модель жизненного мира», типичная для человека.
3) Степень личностной зрелости.
4) Гендерные особенности (важен не биологический пол, а социальные представления о «мужском» и «женском» поведении).
5) Самооценка человека.
6) Уровень субъективного контроля (УСК).
7) Интроверсия/экстраверсия (считается, что важна в меньшей степени, чем УСК).
8) Система ценностей человека и т.д.
Важным для работы психолога является тот факт, что одна и та же ситуация разными людьми может восприниматься как «нормальная» (естественный ход событий), экстремальная и «предельная» (невыносимая, кризисная).
Как правило, экстремальная (чрезвычайная) ситуация становится для человека кризисной в том случае, когда полностью исключается возможность сохранения привычного образа жизни, ценностей и способа мировосприятия. То есть, происходит разрушение «базовых иллюзий». Дж. Ялом писал о трех таких иллюзиях:
-
иллюзия собственного бессмертия; -
иллюзия справедливости; -
иллюзия простоты устройства мира.
Следует помнить, что разграничение чрезвычайных и экстремальных ситуаций, с одной стороны, и экстремальных и кризисных – с другой, в научной литературе и психологической практике является достаточно условным. Так же возможен взаимопереход перечисленных ситуаций.
Схема вмешательства при кризисе, по мнению В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович может быть выражена в виде взаимосвязанных этапов, характеристика которых представлена в таблице 1:
Таблица 1 - Примерная схема кризисного вмешательства
№ п/п | Наименование этапа вмешательства | Содержание работы кризисного психолога на этапе вмешательства |
1 | Установление контакта на уровне чувств | Не концентрируйте внимание исключительно на чувствах, так как человек, оказавшийся в кризисе, возможно, не всегда точно знает, как он себя чувствует. Если вы слишком долго будете останавливаться на этом предмете, это может расстроить клиента и привести его в замешательство. Определите чувства клиента и согласитесь с его правом чувствовать себя именно таким образом. Выразите сочувствие |
2 | Исследование проблем(ы), которую он или она переживают в данный момент | После того как контакт установлен, попытайтесь сделать так, чтобы человек начал говорить о своей проблеме, о конкретных деталях и подробностях проблемы. Сконцентрируйте внимание на последних шести неделях. Попытайтесь определить то событие (события), которое вызвало кризис. |
3 | Суммирование всего сказанного о проблеме | Вы должны прийти к согласию относительно определения центральной проблемы и основных составляющих. |
4 | Сосредоточение внимания на той области проблемы, которую кризисный психолог будет рассматривать | Попадал ли клиент в такую ситуацию раньше и если да, то как справлялся с ней? Каким образом клиент избегает проблем Что произойдет, если проблема будет решена? Что находится на пути к решению проблемы? Существуют ли альтернативные варианты решения проблемы, можно ли найти другие способы решения проблемы, не опробованные ранее? Какова цена решения проблемы? Какова цена оставления проблемы без решения и каковы выгоды и вознаграждение в случае разрешения проблемы? |
Список использованных источников
-
Павлова Е.В. Психология экстремальных ситуаций и состояний: Учебно-методическое пособие. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2014. – 198 с. -
Пантелеева, В.В. Психология кризисных состояний личности: учебное пособие / В.В. Пантелеева, О.И. Арбузенко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011 – 194 с. -
Пономарева И. М. Работа психолога в кризисных службах: учебное пособие. – Санкт-Петербург: СПбГИПСР, 2014. – 197 с. -
Ромек В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович - Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 256 с.