Файл: Оценка роста и развития организма для определения готовности ребенка к обучению в школе.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОЦЕНКА РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Работа 2. Определение гармоничности морфофункционального состояния ребенка.
Средние возрастные показатели физического развития мальчиков в возрасте 3 – 7 лет
Средние возрастные показатели физического развития девочек в возрасте 3 – 7 лет
ОЦЕНКА РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Традиционно выделяют три аспекта, из которых складывается готовность дошкольника к обучению в школе:
Готовность ребенка к обучению в школе
Физический
Социальный
Психологический
Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья, которые зависят от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, генотипа ребенка и темпа его физиологического созревания.
Группы здоровья
Группа I | 3доровые | дети, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим и психическим развитием, редко болеющие. |
Группа II | здоровые с морфо-функциональными отклонениями | дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются те или иные отклонения морфологического или функционального характера: например, дети с отклонениями в физическом развитии, не связанными с эндокринной патологией, с нарушениями осанки, уплощением стопы, с близорукостью слабой степени, часто болеющие и т. д. |
Группа III | больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации | дети, которые, несмотря на наличие хронического заболевания, редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность. |
Группа IV | больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации | дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие, со сниженной работоспособностью |
Группа V | больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации | Дети этой группы практически не встречаются в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, СПТУ, так как по состоянию здоровья вынуждены находиться в специальных лечебных или учебно-воспитательных учреждениях |
Работа 1. Определение уровня биологического развития ребенка, его соответствие календарному возрасту.
Для детей начиная с 5 лет основными показателями биологического развития являются:
Длина тела (см)
Масса тела (кг)
Прибавка длины тела за последний год (см),
Общее количество зубов на верхней и нижней челюсти суммарно.
В качестве дополнительных показателей используется изменение в пропорциях тела (окружность головы/длине тела в %) и «Филиппинский тест».
«Филиппинский тест»
Работа 2. Определение гармоничности морфофункционального состояния ребенка.
1. Выписать из данных ситуационных задач: возраст (лет), пол, длина тела (см), окружность грудной клетки в см (ОГК), вес (кг).
№ Задачи | Возраст, лет | Пол | Рост, см | Вес, кг | ОГК, см |
1…. | |||||
…. |
2. Оцените индивидуальное физическое развитие детей по методу сигмальных отклонений основных показателей физического развития:
Найдите разность между фактическими (вашими) данными (Х) и средними возрастными показателями (М).
Разделите полученную разность на среднее квадратичное отклонение (s). Вы получите сигмальное отклонение для данного показателя.
Рассчитайте сигмальное отклонение для остальных показателей.
Признак | Показа-тели обсле- дуемого Х | Сред показа- тели М | Сред квадра тичное отклоне ние δ | Индиви- дуальное отклоне- ние Х - М | Индиви- дуальное отклоне- ние в сигмах Х – М δ |
Рост, см | | | | | |
Масса, кг | | | | | |
ОГК, см | | | | | |
Средние возрастные показатели физического развития мальчиков в возрасте 3 – 7 лет
Воз-раст (лет) | Показа-тели Разви-тия | Рост (см) | Мас-са тела (кг) | Окружн. грудной клетки (см) |
3 | М | 95,6 3,6 | 14,9 1,5 | 52,9 2,0 |
4 | М | 102,7 3,5 | 17,0 1,8 | 54,8 2,2 |
5 | М | 108,9 4,8 | 19,5 2,7 | 57,0 3,0 |
6 | М | 116,1 4,9 | 20,9 2,4 | 58,6 2,6 |
7 | М | 121,1 4,8 | 23,6 3,4 | 60,6 3,3 |
Средние возрастные показатели физического развития девочек в возрасте 3 – 7 лет
Воз-раст (лет) | Пока-за-тели развития | Рост (см) | Масса тела (кг) | Окружн. Грудной клетки (см) |
3 | М | 95,04 4,16 | 14,65 1,61 | 51,97 2,36 |
4 | М | 102,76 4,17 | 16,59 1,93 | 53,36 2,26 |
5 | М | 111,72 4,14 | 19,89 2,39 | 56,24 2,30 |
6 | М | 115,33 5,16 | 21,44 3,79 | 57,73 3,90 |
7 | М | 120,88 5,29 | 23,76 3,63 | 59,58 3,91 |
Профиль развития ребенка
Если профиль развития находится в пределах одной сигмы (разность меду максимальным и минимальным отклонением не должна превышать 1), то развитие ребенка оценивается как гармоничное, и наоборот. Если профиль развития находится в пределах:
от +1δ до -1δ то развитие оценивается как среднее,
от +1δ до +3 δ и от -1 δ до -3 δ оценивается как выше или ниже среднего, если профиль развития находится в пределах от +3 δ или от -3 δ развитие считается высоким или низким соответственно.
Физическое развитие считается гармоничным, когда показатели располагаются в одной вертикальной графе или двух соседних.
Если в интервале между сравниваемыми показателями укладывается одна графа, то развитие оценивается как
дисгармоничное, а если две графы, то резко дисгармоничное.
Карта обследования ребенка (пример)
Дата обследования _____________________________________________
Фамилия, имя _________________________________________________________________
Число ________________, месяц ___________________, год рождения _________________
Учреждение (ДОУ, СОШ и т.д) ________________________ класс (группа)_____________
1. Определение уровня биологического развития ребенка, его соответствие календарному возрасту.
Длина тела (см) ____________________
Прибавка длины тела в год (см) _________
Масса (кг) _________________________
Окружность грудной клетки (см) __________
Окружность головы (см) _____________
Отношение окружности головы к длине тела * 100% (ОГ/ДТ*100%) _______________
Число постоянных зубов (не молочных) ________________________________________
Результаты «Филиппинского теста» ___________________________________________
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определение гармоничности морфофункционального состояния ребенка.
Расчет индивидуальных отклонений
Профиль развития
Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________