Файл: Уроков русского языка в 1 классе Емельянова Мария Владимировна 2022 год Содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игровые технологии для уроков русского языка в 1 классе
Емельянова Мария Владимировна
2022 год

Содержание
Деление слов на слоги. Определение ме- ста ударения в слове …………………….……… 3
Выделение и распознавание звуков ….. 7
Запоминание графического облика букв.
Соотнесение звуков с буквами ………..… 11
Обогащение словарного запаса …..……. 15

Деление слов на слоги. Определение места ударения в слове
Раздел 1
Цель раздела:
✓ сформировать умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;
✓ сформировать умения определять и называть ударный слог.
3

Игра: «Последний слог в слове – за тобой»
Описание игры. Учитель называет слог. Дети по це- почке должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко… (-ни, -зы, -жа, -мар).
Побеждает тот, кто последний назовет слог.
Игра: «Подбери слово»
Описание игры. Учитель задает ритмический рису- нок трехсложного слова, называя одинаковые по звучному составу слоги, один из которых произно- сится с ударением. Учащиеся придумывают слова, произношение которых соответствует заданным рит- мическим рисункам.
Например: Та́-та-та – солнышко, та-та́-та – по-
года, та-та-та́ – красота.
4

Игра: «Телеграф»
Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.
Описание игры.
Вариант 1. Телеграфиста (для начала эту роль вы- полняет учитель) стучит по столе молоточком один, два или три раза и просит угадать, какое слово он пе- редал по телеграфу. Дети называют слова из одного, двух, трех слогов. Чтобы ограничить направления по- иска слов, перед началом игры учитель указывает на тему для телеграмм: «Овощи,» «Фрукты», «Живот- ные» и т. д.
Вариант 2. Дети называют слово, телеграфист сту- чит молоточком столько раз, сколько слогов в этом слове.
Игра: «Эхо»
Описание игры. Игровая ситуация: «Поиграем в
«Эхо»». Учитель произносит слово, дети хором по- вторяют только ударный слог, как эхо.
5

Игра: «Цепочка слогов»
Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и приду- мывают слово, которое начинается с такого же слога.
Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-
ры, ры-ба. ба-ра-бан, бан-ты и т.д.
Игра: «Увеличь слоги»
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Учащиеся должны изменить назва- ние предмета так, чтобы в нем стало больше слогов.
Детям показывают картинки предметов, названия которых состоят из одного слога. Дети называют свое слово с количеством слогов в нем.
Например: лес – лесок (2 слога), лесочек (3 слога),
лесничество (4 слога); сад – садик (2 слога) – садов-
ник (3 слога) и т. д.
6


Выделение и распознавание звуков
Раздел 2
Цель раздела:
✓ научить определять места указанного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
✓ научить распознавать гласных и со- гласных звуков;
✓ научить распознавать твердых и мяг- ких согласных звуков;
✓ научить подбирать слова с заданным звуком.
7

Игра: «Кубик»
Оборудование: кубик, у которого на каждой грани определенное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, одна грань пустая).
Описание игры. Учащиеся по очереди бросают ку- бик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика, если выпадает нуль, ход переходит следующему игроку.
Игра: «Какой звук потерялся?»
Описание игры. Учитель читает знакомые детям стихи. В каком-то из слов он не проговаривает пер- вый звук. Дети обнаруживают искаженные слова и произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся.
Например: Наша Таня громко _лачет (плачет – по-
терялся звук [п]).
8

Игра: «Чей рассказ лучше?»
Описание игры. Учитель предлагает детям составить рассказ, в котором все слова начинались бы с одного и того же звука.
Вызванный ученик читает свой рассказ, остальные подсчитывают количество слов, начинающихся с ука- занного учителем звука. Победителем считается тот, в чьем рассказе будет больше таких слов.
Игра: «Убери звук»
Оборудование: предметные картинки, фишки для обозначения качества звуков.
Описание игры. На доске выставляется предметная картинка, а рядом с ней – схема слова, составленная из фишек. Учитель дает команду убрать определен- ный звук. Вызванный ученик определяет, каким по счету является названный звук, и убирает в схеме со- ответствующую фишку.
9

Игра: «Цепочка слогов»
Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и приду- мывают слово, которое начинается с такого же слога.
Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-
ры, ры-ба. ба-ра-бан, бан-ты и т.д.
Игра: «Хлопай с нами!»
Описание игры. Учитель называет слова, дети де- лают хлопок в ладоши тогда, когда слышат назван- ный звук (звук определяется до начала игры). Один из учеников выполняет это задание у доски, стоит лицом к классу. Если ученик ошибается, класс пока- зывает ему. что ошибка замечена, выкрикивая хо- ром: «Хлопай с нами!».
10

Раздел 3
Запоминание графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами
Цель раздела:
✓ научить осуществлять поиски буквы среди их множества;
✓ научить конструировать буквы;
✓ тренировать распознавание букв в предложениях, текстах.
11


Игра: «Алфавит»
Оборудование: мячик.
Описание игры. Ребята встают в круг. Учитель бро- сает мяч и называет первую букву алфавита. Ребенок ловит мяч, говорит следующую букву и бросает его другому участнику игры.
Игра: «Поймай букву»
Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.
Описание игры. Все ученики получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее ко- личество букв.
Игра может быть усложнена. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят, дру- гую подчеркивают.
12

Игра: «Составь слово»
Оборудование: карточки с буквами.
Описание игры. Учитель раздает ученикам карточки с буквами. Далее он называет слово, к доске должны выйти те учащиеся, чьи буквы есть в этом слове.
Также учитель может дать дополнительное задание детям.
Например: сделать шаг вперед «буквам», которые
обозначают гласные звуки, аналогично «буквам»,
которые обозначают согласные звуки. Дать харак-
теристику каждому звуку. Объединиться буквам в
слоги.
Игра: «Воздушное письмо»
Описание игры. Учитель предлагает вызванному уче- нику написать букву в воздухе. Остальные должна угадать, какую букву он написал.
13

Игра: «Полубуковка»
Оборудование: ширма размером с тетрадный ли- сток, карточки букв.
Описание игры. Учитель прячет за ширму карточку с буквой, потом выдвигает ее из-за ширмы, показывая только часть буквы (верхнюю, нижнюю. правую, ле- вую). Дети должны отгадать букву.
Игра: «Угадай букву»
Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает глаза и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцами пишут буквы ему на ладони. Тот, чью букву не отгадали, становится ведущим.
14

Раздел 4
Запоминание графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами
Цель раздела:
✓ расширить словарный запас;
✓ научить выделять общие признаки предметов;
✓ научить делить слова на группы.
15

Игра: «Волшебный мешочек»
Оборудование: мешочек, предметы различной формы и размеров.
Описание игры. Детям предлагается опустить руку в мешок, в котором находятся один или несколько предметов. Ученик должен угадать, что за предмет спрятан в мешочке, а также дать как можно больше описаний этого предмета.
Например: круглый, гладкий, мягкий, маленький, ре-
зиновый.
Игра: «Угадай слово»
Описание игры. Ученики должны заменить словосо- четания подходящим по смыслу словом.
Например: период в сто лет, человек с удочкой, де-
теныш коровы, очень смешной фильм.
16


Игра: «Найди лишнее, оставь только родственников»
Оборудование: карточки слов.
Описание игры. На доске устанавливаются в строчку карточки четырех слов, три из которых являются од- нокоренными, а четвертое не удовлетворяет соот- ветствующим признакам:
СОЛЬ
ГУСЬ
СОЛЕНЫЙ ГУСЕНИЦА
СОЛОВЕЙ ГУСИНЫЙ
СОЛИТЬ
ГУСЕНОК
Необходимо найти лишнее слово.
Игра: «Придумай слова»
Описание игры. На доске написано слово, из букв которого учащиеся на время должны составить как можно больше слов.
Например: слово «предприниматель»; даль, ре-
мень, тема, ил, день, тир, пень, мир, лень, ель.
17

Игра: «Кто больше»
Описание игры. Ученики должны придумать как можно больше слов, определяющих действия оду- шевленного предмета.
Например: кошка (мяукает, бегает. лежит, ласка-
ется, вылизывается и т. д.)
Игра: «Назови одним словом»
Оборудование: карточки слов, обозначающие поня- тия.
Описание игры. Учитель называет слова, которые обозначают видовые понятия, а дети среди карточек должны найти обобщающие слова.
Например: обобщающее слово «цветы»; видовые
понятия: ромашка, мак, роза, тюльпан и др.
18