Файл: Лекция по дисциплине устройство и техническое обслуживание транспортных средств Тема Общее устройство и работа двигателя.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Толкатели предназначены для передачи усилия от распределительного вала через штанги к коромыслам. Изготавливают их из стали или чугуна. В двигателях КамАЗ-740 и УМЗ-417 применены цилиндрические толкатели 2 (рис.2) и 9 (рис. 4), установленные в специальных отверстиях – направляющих. У дизеля КамАЗ-740 направляющие съемные. Внутренняя полость толкателя имеет сферическую поверхность под штангу и отверстие для слива масла.
а б
Рис. 6. Метки на шестернях привода распределительного вала : а – КамАЗ-740; б – ЯМЗ-238; 1 – ось ведущей шестерни привода распределительного вала; 2 – ролики; 3 – втулка роликов; 4 – шестерня ведущая; 5, 16 – ведущая шестерня коленчатого вала; 6 – шестерня промежуточная; 7 – шарикоподшипник; 8 – вал привода топливного насоса высокого давления; 9, 15 – шестерня привода распределительного вала; 10 – шестерня привода топливного насоса высокого давления; 11 – втулка; 12 – шестерня привода вентилятора; 13, 14 – шестерни привода топливного насоса высокого давления; 17 – коленчатый вал; 18, 20 – шестерни привода масляного насоса; 19 – масляный насос; 21 – топливный насос высокого давления
В двигателе ЯМЗ-238 применены качающиеся роликовые толкатели 7 (рис. 4), установленные на общей оси 6.
Штанги. Служат для передачи усилия от толкателей к коромыслам.
В дизеле КамАЗ-740.11 и ЯМЗ-238 штанги 4 (рис. 2, 3) делают из стальной трубки. На концах штанг напрессовывают стальные сферические наконечники, которыми они с одной стороны упираются в сферические поверхности регулировочных винтов 8 (рис. 2) и 3 (рис. 4), ввернутых в коромысло 6 и 1, а с другой – в толкатели.
Коромысла. Служат для передачи усилия от штанги к клапану, представляют собой неравноплечий рычаг, изготовленный из стали или чугуна. Плечо «а» коромысла 2 примерно в 1,5 раза больше плеча «б» (рис. 4). Наличие длинного плеча коромысла не только уменьшает ход толкателя и штанги, но и снижает силы инерции, возникающие при их движении, что способствует повышению долговечности деталей привода клапанов.
На дизеле КамАЗ-740 и ЯМЗ-238 коромысла впускного и выпускного клапанов установлены консольно на осях, выполненных заодно со стойкой коромысел; стойка установлена на головке. Осевое перемещение коромысел ограничено пружинным фиксатором. К каждому коромыслу через отверстия в стойке коромысел подводится смазка.
Клапаны. Открытие и закрытие впускных и выпускных каналов, соединяющих цилиндры с газопроводами системы питания, происходит при помощи клапанов. Клапан состоит из плоской головки и стержня, соединенных между собой плавным переходом. Для лучшего наполнения цилиндров горючей смесью диаметр головки впускного клапана делают больше, чем диаметр выпускного.
Так как клапаны работают в условиях высоких температур, их изготавливают из высококачественных сталей, впускные клапаны делают из хромистой стали, выпускные – из жаростойкой, так как последние соприкасаются с горячими отработавшими газами и нагреваются до температуры 600-800 °С. Высокая температура нагрева клапанов вызывает необходимость установки в головке цилиндров специальных вставок 18 (рис. 3) и 11 (рис. 3) из жаропрочного чугуна, которые называются седлами.
Для плотного прилегания головок клапанов к седлам их рабочие поверхности делают коническими в виде тщательно обработанных фасок под углами 45° или 30°.
Стержни клапанов 17 (рис. 2) имеют цилиндрическую форму. Они перемещаются в чугунных или металлокерамических втулках 15, запрессованных в головку блока. На конце стержня проточены цилиндрические канавки под выступы конических сухариков 10, которые прижимаются к конической поверхности втулки тарелки 11 под действием пружин 13, 14. Для повышения работоспособности газораспределительного механизма клапаны прижимаются к седлам не одной, а двумя пружинами. В этом случае направление витков пружин делается различным, чтобы при поломке одной из пружин ее витки не попадали между витками другой, и не нарушалась безотказная работа клапанного механизма.
На впускных клапанах в верхней части направляющих втулок (двигатель КамАЗ-740) устанавливают резиновые колпачки, которые при открытии клапанов плотно прижимаются к его стержню и к направляющей втулке, вследствие чего устраняется возможная утечка (подсос) масла в цилиндры через зазор между втулкой и стержнем клапана.
Для плотного прилегания головки клапана к седлу тепловой зазор А (рис. 2, 3, 4) устанавливают между носком коромысла и торцом стержня клапана.
На дизелях КамАЗ-740 и ЯМЗ-238 для впускных клапанов тепловые зазоры составляют 0,25-0,30 мм, а для выпускных 0,35-0,40 мм. Измеряются щупом.
Учебный вопрос № 3:Основные причины и признаки неисправностей ГРМ
Подгорание рабочих фасок клапанов и седел, а также неполное открытие и закрытие клапанов (табл. 2).
Причины неисправности:
-
перегрев двигателя; -
нарушение регулировки зазора в клапанном механизме.
Признак неисправности: признаками указанных неисправностей служат стуки под крышками клапанов и падение мощности двигателя.
Для устранения неисправности необходимо: отрегулировать зазор в клапанном механизме; выполнить притирку клапанов.
Таблица 2. Неисправности ГРМ
Неисправность | Признак | Причина | Способ устранения |
1. Подгорание рабочих фасок, клапанов и седел. | Хлопки в глушитель и обратные вспышки в карбюратор. | Перегрев двигателя. | Притереть клапаны. |
2. Неполное закрытие или открытие клапанов. | Резкий, звонкий стук под крышками головок блока, падение мощности. | Нарушение регулировки зазоров. | Отрегулировать тепловой зазор 0,25...0,30 мм, 0,35-0,40 мм |
3. Недостаточная затяжка или повреждение прокладок головок блока цилиндров. | Появление пузырьков воздуха и капель охлаждающей жидкости и масла в местах стыка, попадание охлаждающей жидкости в цилиндры (повышенный уровень масла). | Коробление головки блока, недостаточная затяжка гаек крепления, повреждение прокладки. | Подтянуть крепление головки блока, заменить прокладку. |
Учебный вопрос № 4:Проверка и регулировка тепловых зазоров механизма газораспределения
Проверку и регулировку тепловых зазоров механизма газораспределения следует производить на холодном двигателе или после остановки двигателя, не ранее, чем через 30 мин. При этом, подача топлива должна быть выключена, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел.
Величина зазора на холодном двигателе:
-
для впускного клапана - 0,25 - 0,30 мм; -
для выпускного клапана - 0,35 - 0,40 мм.
Для 1, 2, 3 и 4 цилиндров передний клапан впускной, а для 5, 6, 7 и 8-го цилиндров - выпускной.
Тепловые зазоры регулируют одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы один за другим, во время тактов сжатия (рабочего хода) в этих цилиндрах. Клапаны регулируемых цилиндров в этот момент должны быть закрыты. При регулировке коленчатый вал устанавливается последовательно в положения 1…4, которые определяются его поворотом относительно положения начала впрыскивания топлива в первом цилиндре на угол, указанный ниже :
-
положение коленчатого вала 1–2–3-4; -
угол поворота, град - 60–240–420–600; -
номера цилиндров регулируемых клапанов 1-5, 4-2, 6-3, 7-8.
Схема нумерации цилиндров двигателя и ТНВД двигателя КАМАЗ приведена на рис. 7.
Рис. 7.Схема нумерации двигателя и расположения секций топливного насоса высокого давления: 1 – двигатель; 2 – топливный насос высокого давления; 3 – маховик. |
Последовательность операций при регулировке зазоров следующая:
-
снять крышки головок цилиндров; -
проверить затяжку болтов крепления головок цилиндров; -
оттянуть фиксатор, смонтированный на картере маховика, повернуть его на 90° и установить в нижнее положение; -
снять крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком); -
проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком.
При этом указатель на корпусе ТНВД и установочная метка на фланце ведомой полумуфты привода ТНВД должны быть совмещены.
Это положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в 1-м цилиндре. При этом шпонка на полумуфте ведущей при закрытых клапанах первого цилиндра должна находиться в горизонтальной плоскости на стороне восьмого цилиндра.
Если риски не совпадают, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом, фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком.
Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30 град.
Оттянуть фиксатор, преодолев усилие пружины, повернуть его на 90 град. и установить в верхнее положение.
Повернуть коленчатый вал по ходу вращения на угол 60 град, установив его тем самым в положение I.
В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки);
Проверить динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров.
Проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, их надо отрегулировать.
Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.
Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного с усилием.
Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить попарно в цилиндрах:
-
4-м и 2-м (II положение); -
6-м и 3-м (III положение); -
7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180º.
Пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть;
Установить крышку люка картера сцепления и крышки головок цилиндров.