Файл: Российской федерации министерство здравоохранения ростовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;

- столы и стулья в количестве 15 штук;

- доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

-информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

Дополнительное (желательное) оборудование школы:

- проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

- принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

- аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

- зал ЛФК.

Обязательное оснащение школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией:

- тонометры - не менее 5 (желательно автоматические, работающие от сити );

- фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров);

- напольные весы;

- ростомер;

- сантиметр для измерения окружности талии;

-препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

ГЛАВА 2. РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ.

Работа медицинских сестёр, направленная на изменение отношения пациентов к своему здоровью, является весьма востребованной. В связи с этим особое значение приобретают и обучающие функции сестринского персонала в области пропаганды медицинских знаний и гигиенического воспитания для формирования у населения культуры здоровья.

Чрезвычайно ответственной частью самостоятельной работы медицинской сестры является ведение “школ для пациентов”, страдающих такими социально значимыми заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артериальная гипертензия. Эти заболевания, инвалидизирующие больных и дающие смертельные осложнения, являются в то же время потенциально контролируемыми. Однако полноценный контроль за симптомами можно осуществить только при условии сознательного участия больного, который должен обладать определенным объемом информации о своей болезни, методах и перспективах ее лечения. Но самое главное – пациент должен быть готов выполнять рекомендации врача. Именно низкая мотивация пациентов, непонимание ими своего состояния часто сводят на нет все усилия врача.

В настоящее время роль среднего медицинского персонала заключается в использовании современных технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения. При этом работа медицинских сестёр, направленная на изменение отношения пациентов к своему здоровью, является весьма востребованной. В связи с этим особое значение приобретают и обучающие функции сестринского персонала в области пропаганды медицинских знаний и гигиенического воспитания для формирования у населения культуры здоровья. В рамках Школ здоровья осуществляется подготовка больного к самостоятельному управлению своим здоровьем, улучшение качества жизни, стабилизация течения заболевания, снижение количества осложнений.


В задачи медицинской сестры входят разъяснение в доступной форме причин, механизма развития заболевания и его осложнений, возможностей не медикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приёмам оказания самопомощи. Обучение пациента управлению хроническими заболеваниями приобретает особый смысл и становится частью ежедневной работы. Медицинская сестра помогает пациентам быть вовлечёнными в обучающий процесс и вносит свой личный вклад в профилактику заболеваний, удовлетворённость пациентов лечением.

Чрезвычайно ответственной частью самостоятельной работы медицинской сестры является ведение Школы здоровья для пациентов, страдающих такими социально значимыми заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артериальная гипертензия. Эти заболевания, инвалидизирующие больных и дающие смертельные осложнения, являются в то же время потенциально контролируемыми.

Однако полноценный контроль за симптомами можно осуществить только при условии сознательного участия больного, который должен обладать определенным объемом информации о своей болезни, методах и перспективах ее лечения. Но самое главное – пациент должен быть готов выполнять рекомендации врача. Именно низкая мотивация пациентов, непонимание ими своего состояния часто сводят на нет все усилия врача.

Поскольку целью любой Школы здоровья является стабилизация течения заболевания, улучшение качества жизни, снижение количества осложнений и, как следствие, уменьшение затрат на лечение больного, то в задачи медицинской сестры, ведущей Школу здоровья, входит разъяснение в доступной форме этиопатогенеза заболевания и его осложнений, возможностей немедикаментозного и медикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи при его ухудшении.

Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медицинская сестра играет роль наставника. Работа современной медицинской сестры требует наличия не только профессиональных навыков, но и организаторских способностей и возможностей ведения аналитической деятельности, т. е. выполнения функций менеджера.

Принципы организации Школ здоровья состоят в следующем:

· занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут;



· продолжительность обучения пациентов составляет 1-2 месяца;

· периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;

· про· 30-50% - практические занятия;

· 20-30% - лекционный материал.

Комплектация групп осуществляется следующим образом:

· контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

· критерии исключения: нарушение когнитивных функций;

· наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения;

· наличие хронических заболеваний в стадии декомпенсации.

Обучение пациента способам управления хроническими заболеваниями приобретает особый смысл и становится частью ежедневной работы. Находясь на первом этапе просветительской деятельности, медицинская сестра старается установить активное эмоциональное воздействие и в максимально щадящей форме объяснять возникшую проблему у пациента. Медицинская сестра помогает пациентам быть вовлеченными в обучающий процесс и вносит свой личный вклад в профилактику заболеваний, удовлетворенность пациентов лечением. Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медсестра играет роль наставника.

В зависимости от решаемых задач форма работа медицинской сестры также может быть разной: индивидуальной, групповой, массовой. В процессе просветительской деятельности медицинские сестры могут использовать различные средства: видео - и аудиоматериалы, информационные буклеты, памятки, плакаты. Для закрепления информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.

В процессе работы в Школе здоровья медицинская сестра ведет учетную документацию, а именно:

Ежегодно в Школах здоровья проходят обучение огромное количество людей. Работа в Школах ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы Школ по разработанным критериям. Критерии эффективности Школ здоровья, а именно:

· увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья;

· Повышение интереса населения к формированию мотивации ЗОЖ;


· уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска;

· улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения;

· уменьшение распространения вредных привычек.

Продуктивность работы медицинской сестры определяется такими показателями, как:

1) повышение информированности пациентов о факторах риска развития заболеваний и их осложнений;

2) повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

3) формирование активного отношения к заболеванию, повышение мотивации к лечению и выполнению рекомендаций врача;

4) развитие у пациентов навыков здорового образа жизни;

5) повышение приверженности к лечению;

6) снижение количества конфликтных ситуаций, связанных с недост аточной информированностью пациентов и их родственников о течении заболеваний;

7) снижение количества необоснованных посещений врачей;

8) повышение эффективности проводимого лечения.

Ожидаемым эффектом будет забота пациентов о своем здоровье.

Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:

– обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

–обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

Обязательное оборудование Школы:

- помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;

- столы и стулья в количестве 15 штук;

- доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

- информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

- проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

- принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

- аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

- Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).Каждому пациенту выдаëтся «Памятка для пациентов с артериальной гипертензией» (См.ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


- Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

- Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон. Пациентам выдаëтся специальная «Памятка для больных с сахарным диабетом» (См.ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

- Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

- Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

Особую  роль  в  профилактической  медицине  призваны сыграть  медицинские  сестры,  работающие  с  врачами  общей практики.   Медицинская  сестра  врача  общей  практики  должна  активно  и  самостоятельно  работать  с  населением.  Зная социальный  статус  семьи,  уровень  здоровья  каждого  из  ее членов,  особенности  развития  и  течения  заболеваний,  пользуясь  доверием  и  авторитетом  у  своих  пациентов,  медицинская  сестра  может  более  эффективно  заниматься  не  только координирующей  деятельностью,  но  и  разработкой  и  реализацией  конкретных  профилактических  мероприятий,  необходимых  каждой  семье,  в  соответствии  с  условиями  жизни данной  семьи.

Участие  медицинских  сестер  амбулаторно-поликлинического  звена  в  профилактических  мероприятиях  может  проявляться и в организации и проведении — совместно с врачом — различного  рода  школ,  семинаров  (например,  по  поддержке грудного  вскармливания,  профилактике  гипертонической  болезни,  поддержанию безопасных условий жизни и др.).

Таким  образом,  профилактическая  деятельность  сестринского  персонала,  деятельность  по  сохранению  и  укреплению здоровья  населения  должна  быть  широкой,  многообразной  и самостоятельной  и  заключаться  не  только  в  помощи  врачу, медико-просветительной  работе,  но  и  охватывать  обучающую,  консультативную  деятельность.  Трудно  переоценить роль  медицинской  сестры  в  формировании  здорового  образа жизни,  обучении  действиям  по  сохранению  и  укреплению здоровья  как  больных,  так  и  здоровых людей.  Большая  самостоятельность  и  активность  в  этом  направлении  будут  способствовать и  повышению  престижа  профессии  медицинской сестры,  повысит уровень ее самоуважения  и  уважения  со стороны  пациентов.