Файл: Закон сохранения жизни Ю. Н. Куражсковского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Человеку необходимы постоянные сведения о состоянии и изменении внешней среды, переработка этой информации и составление программ жизнеобеспечения. Возможность получать информацию об окружающей среде, способность ориентироваться в пространстве и оценивать свойства окружающей среды обеспечиваются анализаторами (сенсорными системами). Они представляют собой системы ввода информации в мозг для анализа этой информации.

В зависимости от природы раздражителя рецепторы подразделяют на несколько групп:

– механорецепторы, представляющие собой периферические отделы соматической, скелетно-мышечной и вестибулярной систем; к ним относятся фонорецепторы, вестибулярные, гравитационые, а также тактильные рецепторы кожи и опорно-двигательного аппарата, барорецепторы сердечно-сосудистой системы;

– терморецепторы, воспринимающие температуру как внутри организма, так и в окружающей организм среде; они объединяют рецепторы кожи и внутренних органов, а также центральные термочувствительные нейроны в коре мозга;

– хеморецепоторы, реагирующие на воздействие химических веществ; они включают рецепторы вкуса и обоняния, сосудистые и тканевые рецепторы (например, глюкорецепторы, воспринимающие изменение уровня сахара в крови);

– фоторецепторы, воспринимающие световые раздражители;

– болевые рецепторы, которые выделяются в особую группу; они могут возбуждаться механическими, химическими и температурными раздражителями.

Органы зрения играют исключительную роль в жизни человека. Посредством зрения человек познает форму, величину, цвет предмета, направление и расстояние, на котором он находится. Зрительный анализатор – это глаза, зрительные нервы и зрительный центр, расположенный в затылочной доле коры головного мозга.

Рецептор – это специализированное чувствительное образование, предназначенное для восприятия раздражителя и превращения его энергии в рецепторный потенциал

Рефлекторная дуга – это цепь последовательно связанных нейронов (афферентного, вставочного и эфферентного), осуществляющих передачу нервного возбуждения от рецептора к эффектору (исполнительнму органу).

Вопрос 11

Классификация основных форм деятельности человека. Преимущества и недостатки каждой из форм труда


Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное изменение и преобразование. Это труд, отдых, повседневная деятельность и способ существования человека. (Совокупность всех видов человеческой активности).

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.). Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет и ряд отрицательных последствий – социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью большого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Часто приводит к гипокинезии, т.е. значительному снижению двигательной активности, повышению эмоционального напряжения, ухудшению функций внимания, формированию сердечно-сосудистой патологии.

Физиологическая классификация основных форм деятельности:

формы труда, требующие значительной мышечной активности;

механизированные формы труда;

формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством;

конвейерные формы труда;

формы труда, связанные с дистанционным управлением;

умственные формы труда.

Формы интеллектуального труда:

операторский;

управленческий;

творческий;

медицинских работников;

преподавателей;

учащихся, студентов.

В соответствии с гигиенической классификацией труда условия труда подразделяются на четыре класса:

оптимальные (максимальная производительность и минимальная напряжённость организма);

допустимые (изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены);

вредные (оказывают неблагоприятное воздействие на организм работающего или его потомства). Подразделяются на четыре степени вредности 1 – обратимые функциональные изменения, риск развития заболевания. 2 – стойкие функциональные нарушения, начальные признаки профессиональной патологии. 3 – рост хронической патологии, временная утрата трудоспособности. 4 – тяжёлые формы профессиональных заболеваний, вплоть до инвалидности;



опасные (экстремальные) – негативное воздействие в течение рабочей смены создаёт угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжких форм острых профессиональных поражений.

Вопрос 12

Классы условий труда. Тяжесть и напряженность трудовой деятельности.

Физический труд (механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере) – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую (связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве) и статическую (с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя). Умственный труд- связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Труд по степени тяжести подразделяется на: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда). Критерии: величина внешней механической работы, выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Труд по степени напряженности подразделяется на: оптимальный – 1-й класс, допустимый – 2-й класс, напряженный – 3-й класс – труд трех степеней. Критерии: степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы


Вопрос 13

Работоспособность и ее динамика. Утомление, переутомление.

Работоспособность – способность производить сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время

Работоспособность создается в результате происходящих в организме процессов в нервной системе, двигательном аппарате, органах дыхания и кровообращения, которые определяют потенциальные возможности человека выполнять конкретную работу при заданных режимах. При непрерывной работе мышцы, нервные клетки и различные органы должны расходовать только определенное количество энергии, не превышающее ее предела работоспособности. Когда расход энергии превышает это предел, работоспособность падает.

Во время трудовой деятельности работоспособность организма закономерно изменяется по суточному ритму.

с 8 до 12 ч и с 14 до 17 – наивысшая работоспособность

12-14, 3-4 ч – наименьшая работоспособность

Изменение работоспособности в течение рабочей смены имеет несколько фаз

Фаза вырабатывания или нарастающей работоспособности. Уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным. Длится от нескольких минут до 1,5 ч, при умственном творческом труде до 2-2,5 ч.

Фаза высокой устойчивости работоспособности. Сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или снижением напряженности физиологических функций. Продолжительность 2-2,5 ч и более

Фаза снижения работоспособности. Уменьшение функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов. Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи. Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.

Кроме регламентированных перерывов существуют микропаузы – перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями, обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности Микропаузы составляют 9-10 % рабочего времени.


Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2-4 день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы в связи с утомлением организма.

Утомление – психофизиологическое состояние человека, сопровождающееся чувством усталости, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

Переутомление – более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям.

Утомление и переутомление могут быть причиной повышенного травматизма на производстве.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе, второе – при длительной малоинтересной однообразной работе.

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга.

Повышение работоспособности и снижение утомляемости на производстве достигаются за счет повышения квалификации работников и технического совершенствования производственного процесса
1   2   3   4   5