Файл: Конспект лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.09.2021

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от формы расходы бюджетов делятся на:

      1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

      2. средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

      3. трансферты населению;

      4. бюджетные кредиты юридическим лицам;

      5. субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

      6. инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

      7. бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;

      8. кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

      9. кредиты иностранным государствам;

      10. средства на обслуживание долговых обязательств, включая государственные или муниципальные гарантии.

    Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов по направлению бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

    Работа по составлению бюджета сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:

          1. сбалансированность бюджета - совпадение расходов бюджета и его доходов;

          2. профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

          3. дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

      Таблица 14.2 - Консолидированный бюджет Российской Федерации

      (2011 год)


      Консолидированный бюджет


      млрд. руб.

      в процентах к ВВП

      Доходы - всего

      20855,4

      38,2

      из них:



      налог на прибыль организаций

      2270,5

      4,2

      налог на доходы физических лиц

      1995,8

      3,7

      страховые взносы на обязательное социальное



      страхование

      3528,3

      6,5

      налог на добавленную стоимость:

      3250,8

      5,9

      акцизы по подакцизным товарам (продукции):

      650,5

      1,2

      налоги на совокупный доход

      234,3

      0,4

      налоги на имущество

      678

      1,2

      налоги, сборы и регулярные платежи за



      пользование природными ресурсами

      2085

      3,8

      задолженность и перерасчеты по отмененным



      налогам, сборам и иным



      обязательным платежам

      5,7

      0

      доходы от внешнеэкономической деятельности

      4664,7

      8,5

      доходы от использования имущества, находящегося



      в государственной и муниципальной собственности

      674,3

      1,2

      платежи при пользовании природными ресурсами

      111,8

      0,2

      безвозмездные поступления

      153,2

      0,3

      доходы от приносящей доход деятельности

      48,9

      0,1

      Расходы - всего

      19994,6

      36,6

      из них на:



      общегосударственные вопросы

      1357

      2,5

      обслуживание государственного и муниципального



      долга

      328,9

      0,6

      национальную оборону

      1517,2

      2,8

      национальную безопасность и правоохранительную



      деятельность

      1518,6

      2,8

      национальную экономику

      2793,4

      5,1

      из нее на:



      топливно-энергетический комплекс

      55,4

      0,1

      сельское хозяйство и рыболовство

      268,7

      0,5

      транспорт

      499,1

      0,9

      дорожное хозяйство (дорожные фонды)

      714,2

      1,3

      связь и информатику

      77,2

      0,1



      Продолжение таблицы 14

      прикладные научные исследования в области



      национальной экономики

      180,6

      0,3

      другие вопросы в области национальной экономики

      814

      1,5

      жилищно-коммунальное хозяйство

      1195

      2,2

      социально-культурные мероприятия

      11245,9

      20,6

      межбюджетные трансферты общего характера



      бюджетам субъектов Российской Федерации и



      муниципальных образований

      0

      0

      Профицит, дефицит (-)

      860,7

      1,6


      4. Статистика налогов

      Налоговые поступления - основной источник формирования бюджета любой страны. В Российской Федерации налоговые доходы составляют около 95% всех доходов бюджета.

      Основной задачей статистики налогов является сбор и обработка данный о налоговых поступлениях по регионам и стране в целом, изучение их состава, динамики, связи с важнейшими макроэкономическими показателями.

      Налоговые доходы - это совокупность обязательный платежей в бюджет, осуществляемых юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

      Налоговые доходы классифицируются по следующим признакам:

      • исходя из структуры налоговой системы:

      • по характеру налоговой базы;

      • с точки зрения системы национальных счетов.

      В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, налоги делятся на три группы:

        1. Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. При этом следует отметить, что не все суммы федеральных налогов уплачиваются в федеральный бюджет: акцизы распределяются между федеральным и региональным бюджетами, НДФЛ в полном объеме зачисляется в бюджет субъектов федерации.

        2. Региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

        3. Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов. К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

        Таблица 14.3 - Структура налоговых доходов Тверского региона в 2011 году


        Налог

        Доля, %

        Налог на доходы физических лиц

        44,6

        Налог на прибыль организаций

        20,6

        Акцизы

        10,2

        Налог на имущество организаций

        11,3

        Транспортный налог

        2,5

        Земельный налог

        4,4

        ЕНВД

        2,3

        УСНО

        3,5

        Прочее

        13,2


        Объекты налогообложения включают в себя операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расходы, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Стоимостная оценка объекта налогообложения представляет собой налоговую базу.

        Для характеристики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ предусмотрено семь групп налогов:

            1. налог на прибыль организаций;

            2. налог на доходы физических лиц;

            3. налог на добавленную стоимость;

            4. акцизы;

            5. налоги на имущество;

            6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

            7. платежи за пользование природными ресурсами.

          Классификация налогов, используемая в системе национальных

          счетов, отражает потребности оценки экономики в целом. Налоги учитываются по типам институциональных единиц, уплачивающих налоги: домашние хозяйства, государственные учреждения, нефинансовые предприятия и др. В СНС налоги подразделяются на две группы:

                1. текущие, уплачиваемые регулярно (налоги на производство и импорт - косвенные, налоги на доходы и имущество - прямые);

                2. капитальные (единовременные).

            Налоговые доходы в целом и по отдельным видам налогов учитываются, прежде всего, по абсолютной величине.

            Налоговые доходы принято сравнивать с ВВП, характеризуя тем самым его налогоемкость.

            Структура налоговых доходов - характеризуется удельным весом суммы налоговых поступлений от отдельных видов налогов в общей величине налоговых доходов.

            Налоговая нагрузка - показывает, какая часть выручки тратиться на уплату налогов в бюджет. Рассчитывается по предприятиям как отношение уплаченных налогов к полученной выручке. Используется для сравнения налоговой нагрузки предприятия с ее средним уровнем, сложившемся в данном виде экономической деятельности.

            Важным показателем, оценивающим качество работы налоговых органов и эффективность налогообложения, является показатель собираемости налогов и сборов. Для его расчета фактическая сумма налога, поступившая в бюджет в данном периоде, сравнивается с запланированной суммой поступлений.

            ТЕМА 15. СТАТИСТИКА ЦЕН

            1. Сущность цены в рыночной экономике и задачи ее статистики

            Цена - это посредник и эквивалент при обмене товаров на деньги. Она является одним из важных показателей конъюнктуры рынка, фактором сбалансированности спроса и предложения, объема и структуры размещения производства.

            Цена представляет собой сумму денег, уплаченную за единицу товара. Цены классифицируются по следующим признакам:


                    1. по характеру обслуживаемого оборота:

              • оптовые цены;

              • розничные цены;

              • закупочные цены;

              • сметная стоимость;

              • цены и тарифы на услуги населению.

                1. в зависимости от государственного воздействия, регулирования и конкурентности на рынке:

              • свободные (рыночные) цены;

              • регулируемые цены;

              • паритетные цены;

              • фиксированные цены.

              1. с учетом фактора времени:

              • постоянные цены;

              • сезонные цены;

              • ступенчатые цены.

              1. по способу получения информации об уровне цен :

              • справочные цены;

              • прейскурантные цены;

              • расчетные цены.

              1. в зависимости от вида рынка:

              • аукционные цены;

              • биржевые котировки;

              • цены торгов.

              1. по условиям поставки и продажи :

              • цены-нетто;

              • цены-брутто;

              • «франко» цены;

              • мировые цены.

              Рассмотрим характеристику цен, наиболее часто применяемых в экономическом анализе.

              Оптовые цены - это цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию промышленно-технического и потребительского назначения другим предприятиям или сбытовым организациям.

              Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению).

              Цены и тарифы на услуги населению - особый вид розничной цены. Включают грузовые и пассажирские транспортные тарифы, цены на бытовые услуги, тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и т.д.

              Сметная стоимость - это цена, по которой оплачивается продукция строительства.

              Закупочные цены - это цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных производителей, а также цены реализации этой продукции промышленным предприятиям или фирмам для последующей переработки.

              Основными задачами статистики цен являются:

              • наблюдение за ценами и их изменением;

              • анализ уровня и динамики цен по отдельным товарным рынкам и регионам;

              • изучение соотношений цен на различные товары и услуги;

              • анализ факторов, влияющих на уровень цен и их изменение;

              • изучение цены как фактора уровня жизни населения и индикатора инфляционного процесса;

              • исследование влияния цены на макроэкономические показатели в системе национальных счетов.

              2. Система показателей статистики цен

              Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны конъюнктуры рынка и ценовой политики.

              Изучение рыночной конъюнктуры начинают с анализа средних цен и их уровней. Различают индивидуальный и средний уровень цен.

              Индивидуальный уровень цен - абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.

              Средний уровень цен - обобщающий показатель уровня цен, исчисляемый по однородным группам товаров во времени и пространстве.

              Для расчета средних цен используют различные виды средних величин: Средняя арифметическая взвешенная:


              У р X а

              z^z (15.1)

              у Я

              где: p - цена едины товара; q - количество товара.

              Она применяется в том случае, когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении. Средняя гармоническая взвешенная:

              __ уР x g

              Р = УрХд (15.2)

              у р

              где: р X q - товарооборот в денежном выражении.

              Применяется в том случае, если в качестве весов используются данные о продаже товара (товарооборота).

              Средняя хронологическая простая:

              _ 1(Pi + Pn)+(P2 + Рз + - + Pn+l) (153)

              Р = П - 1

              где: n - число дней (месяцев) в периоде.

              Применяется в том случае, если моменты регистрации цен равно удалены друг от друга.

              Средняя хронологическая взвешенная:

              У Pi x t,-

              V (15.4)

              у ч

              где: pi - средняя цена за период;

              U - число месяцев (дней) в периоде.

              Применяется в том случае, если даты регистрации цен распределены неравномерно.

              Кроме этого статистика изучает структуру цен, под которой понимается удельный вес ее отдельных элементов, выраженный в процентах или долях единицы. Соотношение и число таких структурных элементов конкретной цены зависит от конъюнктуры рынка, вида товара, типа торговых посредников.

              Своеобразным показателем уровня цен является показатель покупательной возможности населения по приобретению товаров и услуг. Этот показатель рассчитывается как отношение величины среднедушевого денежного дохода к средней цене товара-представителя по Российской Федерации.

              Товар-представитель - конкретный товар или малая товарная группа, основой которой является общность потребительского назначения. Это наиболее типичные товары, пользующиеся массовым спросом.

              Для характеристики дифференциации цен используется показатель стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. Величина этого показателя определяется на основе единых объемов потребления, а также средних потребительских цен по России и субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг.