Файл: КУРСОВАЯ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.09.2021

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГСХА

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

для экономического, инженерного и технологического факультетов





























Тверь, 2013



Составители: к.ф.н., доц. Баскакова М.В.; к.филол.н., доц. Красильникова Е.В.; к.ф.н., доц. Тюлина А.В., к.ф.н., доц. О.Ю. Фомина, препод. А.А. Кольцова

Рецензент: доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, к.филол.н. А.В.Стасюк

Рассмотрено и рекомендовано в печать предметно-методической комиссией кафедры гуманитарных наук

Протокол № 3 от 11 ноября 2013 г.

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «Философия» / сост.: М.В. Баскакова, Е.В. Красильникова, А.В. Тюлина, О.Ю. Фомина, А.А. Кольцова. – Тверь: Тверская ГСХА, 2013. – с.


Данное учебно-методическое издание представляет собой рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «Философия». Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы содержат требования по: составлению библиографии, работе над планом и над основным текстом курсовой работы, требования к ее оформлению и тематику курсовых работ для студентов экономического, инженерного и технологического факультетов. Методические рекомендации по оформлению и написанию курсовой работы могут способствовать лучшему усвоению предмета, что позволит эффективнее подготовиться к занятиям и сдаче экзамена по дисциплине «Философия».



















ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации разработаны для студентов, выполняющих курсовые работы по дисциплине «Философии». Предложенная тематика курсовых работ учитывает проблемы других гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами на 1 курсе, таких как история, социология и политология, правоведение, культурология.

Курсовая работа является формой самостоятельного студенческого научного исследования в области проблем наук гуманитарного цикла, одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебным планом.

Целью написания курсовой работы является проведение исследования по избранной темы, в ходе которого формируется абстрактное и логическое мышление, отрабатываются навыки самостоятельной работы с научной литературой.

Задачи, с помощью которых достигается поставленная цель, предполагают:

- овладение широкой областью соответствующих (философских, исторических, культурологических, правовых, социологических) знаний;

- развитие навыков самостоятельного научного исследования, использования соответствующей методологии;

- совершенствование способности и навыков изложения своих мыслей, аргументации приводимых доводов;

- развитие и совершенствование культуры оформления научного материала.


В вузовском учебном процессе к курсовой работе предъявляются высокие требования, т.к. по своему статусу курсовая работа приравнивается к экзамену: оценка за курсовую работу ставится в зачётную книжку.

Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы научным руководителем к участию в ежегодных студенческих научных конференциях.

Особая ценность и польза курсовой работы для самого студента заключается в её самостоятельном характере, поскольку это способствует формированию его личной позиции, закреплению и расширению теоретических знаний студента по учебной дисциплине.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполнение курсовой работы включает в себя несколько этапов:

- выбор темы курсовой работы;

- составление библиографии;

- разработка плана курсовой работы;

- работа над текстом;

- оформление курсовой работы;

- защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы: осуществляется студентом самостоятельно на основе утверждённого кафедрой примерного перечня тем. Студент имеет право избрать иную тему для курсовой работы. В этом случае она согласовывается с заведующим кафедрой и научным руководителем.

Если в установленные сроки студент не избрал тему курсовой работы, кафедра вправе определить её по своему усмотрению.

Составление библиографии: первоначальный список литературных источников составляется при участии научного руководителя. Затем студент самостоятельно ведёт поиск нужной литературы в библиотеке и при необходимости в интернете. Особое внимание при подборе литературы следует обратить на монографии, а также на периодические издания, в которых возможны дискуссионные публикации по избранной проблеме. При необходимости в курсовой работе следует обратиться к нормативным документам или архивным материалам.

Изучение студентом научной литературы заключается в конспектировании и систематизации материала в соответствии с утверждённым планом курсовой работы. Конспектирование осуществляется в форме пересказа (краткого изложения) текста, выписки, цитаты.

Разработка плана курсовой работы: студент самостоятельно составляет план курсовой работы и согласовывает его с научным руководителем. Научный руководитель утверждает план, при необходимости корректирует. В процессе выполнения курсовой работы план может быть изменён.

Курсовая работа должна состоять из содержания, введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении принято формулировать цель и задачи исследования, излагается обоснование актуальности избранной темы, то есть её научно-теоретическая и практическая значимость. Желателен краткий анализ степени разработанности темы. Объём введения составляет 1 страницу. Основная часть курсовой работы обязательно делится на главы (и параграфы). Названия глав и параграфов формулируется таким образом, чтобы была ясна логика раскрытия темы. Каждая глава должна быть посвящена исследованию какой-либо одной части темы работы. Как правило, курсовая работа состоит из двух-трёх глав, каждая из которых включает 2-3 параграфа.


В основной части работы должны содержаться материалы, отражающие сущность и результаты исследования.

Работа над текстом: при написании текста курсовой работы студенту следует стремиться максимально чётко структурировать материал, излагать его логично и последовательно, быть точным в формулировках, делать аргументированные выводы, излагать материал ясным языком.

В 1 главе целесообразно обосновать проблему в целом, привести важнейшие категории и понятия, обозначить методологические особенности исследования. Можно также показать, как исторически рассматривалась данная проблема (если есть такая возможность), выразить своё отношение к существующим в литературе точкам зрения.

Во 2 главе необходимо более подробное, основанное на первоисточниках и монографической литературе, изложение основной проблемы. Научную значимость курсовой работе придаёт авторское мнение (студента) по изучаемой проблеме. При этом, излагая свою точку зрения, студенту следует подкреплять свои рассуждения ссылками на высказывание одних авторов, критическими замечаниями в адрес других авторов. При этом необходимы точные ссылки на авторские тексты в виде цитат, которые надо оформлять следующим образом: приводимые цитаты должны сопровождаться ссылками на использованные источники. Ссылка предусматривает расположение библиографической информации об источнике в списке литературы. При этом указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница, с которой взята цитата. Например, [3, с. 15].

При этом следует помнить, что нельзя перегружать текст цитатами.

Работы, содержащие плагиат (большие куски чужого текста, не оформленные как цитаты), не могут быть оценены положительно и возвращаются студенту на доработку как неудовлетворительные.

В заключении излагаются краткие выводы, вытекающие из содержания курсовой работы – 1 страница.

Оформление курсовой работы: необходимо соблюдать следующие требования.

Объём работы, включая титульный лист, содержание и список литературы составляет 15-20 страниц печатного текста. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. Необходимо соблюдать поля размером: слева – 35 мм, справа – 15мм, сверху и снизу – 20 мм. Абзацный отступ (красная строка) 15 мм от левой границы текста. Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер 14 пт, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине. Печать текста осуществляется черным цветом.

Все страницы курсовой работы нумеруются. Каждый раздел в тексте должен иметь заголовок в соответствии с наименованием в содержании.

Структура работы:

  1. Титульный лист (пример оформления см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2);

  2. Содержание;

  3. Введение;

  4. Основная часть, состоящая из двух глав и параграфов;

  5. Заключение;

  6. Список литературы (пример оформления см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Защита курсовой работы: работы защищаются в форме краткого сообщения с последующими ответами на вопросы однокурсников и преподавателей, что усиливает ответственность студентов за результаты своего труда и придает работе исследовательскую направленность.



ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ


Тематика курсовых работ

для студентов экономического факультета

  1. Арабская философия Средних веков.

  2. Аристотель о мире и душе человека.

  3. Взаимоотношение города и деревни в современном обществе.

  4. Восприятие терроризма в современной России: глобальные, национальные и религиозные особенности.

  5. Вызовы и ответы современной культуры.

  6. Гегель о развитии Абсолютного Духа.

  7. Глобальная культура: сущность, основные проблемы.

  8. Динамика социальных изменений в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах.

  9. Изменение экономических институтов под влиянием глобальных процессов.

  10. Инновации как элемент молодёжного поведения.

  11. Инновация и инновационная культура.

  12. Информационный терроризм в современном мире.

  13. Философия искусства в средневековой культуре.

  14. Искусство как форма культуры.

  15. Искусство: сущность, разновидности.

  16. Категория субстанции в становлении античного материализма.

  17. Кризис культуры: понятие, причины.

  18. Культура и субкультура.

  19. Л.Толстой как философ.

  20. Марксистская социальная философия и современность.

  21. Массовая культура в современном мире.

  22. Массовая культура: сущность, основные формы.

  23. Методологическое значение законов диалектики.

  24. Микро- и макрокосмос Платона.

  25. Мировоззрение в системе культуры.

  26. Мировоззрение Декарта.

  27. Мировоззрение: сущность, исторические типы

  28. Миф и мифологическое сознание.

  29. Миф: сущность, приметы.

  30. Молодёжная культура в современном мире.

  31. Мораль как форма культуры.

  32. Наука как форма культуры.

  33. Ницше о сущности человека.

  34. Образование в современном мире.

  35. Образование как форма культуры.

  36. Общечеловеческие ценности в религиозной культуре.

  37. Основные закономерности возникновения государства.

  38. Особенности духовно-нравственных представлений в отечественном консерватизме.

  39. Особенности социализации молодёжи.

  40. Постклассическая модель образования.

  41. Постмодернизм в современной культуре.

  42. Правовая культура и правовое воспитание.

  43. Правовой нигилизм: причины и пути преодоления.

  44. Православие в структуре развития русской цивилизации.

  45. Природа и функции бессознательного.

  46. Проблема взаимоотношения государства и церкви в философии консерватизма.

  47. Проблема кризиса культуры.

  48. Проблема кризиса мировой цивилизации.

  49. Проблема периодизации истории (формационный и цивилизационный подходы).

  50. Проблема происхождения культуры.

  51. Проблема смысла жизни в античной философии.

  52. Проблема смысла жизни в философии Возрождения.

  53. Проблема смысла жизни в философии экзистенциализма.

  54. Проблема смысла жизни в философии.

  55. Проблема человека в истории философии.

  56. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

  57. Проблемы изучения агрессии и насилия на телеэкране.

  58. Религиозный смысл жизни.

  59. Религия в истории культуры.

  60. Религия как форма культуры.

  61. Сельская культура: сущность, основные приметы.

  62. Соотношение морали и права.

  63. Становление и развитие гражданского общества.

  64. Трансформация понятия «общество» под влиянием глобально-информационных процессов.

  65. Философия в русской литературе.

  66. Философия и культура.

  67. Философия и религия в историческом развитии.

  68. Философия как исторический тип сознания.

  69. Философия любви.

  70. Философия творчества.

  71. Философские идеи в творчестве Ф. М.Достоевского.

  72. Философия истории Гегеля.

  73. Ценностные ориентации молодёжи: проблема измерения.

  74. Человек в пространстве информационной культуры.

  75. Человек в пространстве культуры.

  76. Человек как субъект культуры.

  77. Человек, индивид, личность.

  78. Эволюция понятия «красота».

  79. Экономика в системе современной культуры.

  80. Экономика как форма культуры.

  81. Эстетика русской усадьбы.

  82. Этика Эпикура.



Тематика курсовых работ

для студентов инженерного факультета

  1. В.И. Вернадский. Человек и ноосфера.

  2. Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности.

  3. Глобализация в пространстве информационного общества.

  4. Гражданские ценности в современной духовной культуре.

  5. Космическая этика К.Э. Циолковского.

  6. Научно-техническая революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и последствия.

  7. Основные идеи и историческая судьба позитивизма.

  8. Постмодернизм - как ведущая тенденция в культурном самосознании новейшей западной философии.

  9. Природа как философская категория.

  10. Роль личности и народных масс в развитии общества.

  11. Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд.

  12. Техника и технология как социально-исторические явления.

  13. Философия «славянофилов» и «западников».

  14. Философия русского космизма.

  15. Проблема человека в философии психоанализа.

  16. Техника и техническое сознание.

  17. Проблема человека в индустриальном обществе.

  18. Техника и природа.

  19. Технические открытия и их мировоззренческие последствия.

  20. Техника в системе современной культуры.

  21. Техногенная культура: сущность, основные проблемы.

  22. Ценности постиндустриальной культуры.

  23. Понятие инновации и инновационная культура.

  24. Человек в пространстве информационной культуры.

  25. Ценности мифологического сознания.

  26. Культура и субкультура.

  27. Трансформация понятие «общество» под влиянием глобально-информационных процессов.

  28. Динамика социальных изменений в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах.

  29. Особенности социализации молодежи.

  30. Восприятие терроризма в современной России: глобальные, национальные и религиозные особенности.

  31. Информационный терроризм в современном мире.

  32. Социальный портрет современного российского студента.

  33. Ценностные ориентации молодежи: проблема измерения.

  34. Инновации как элемент молодежного поведения.

  35. Проблемы изучения агрессии и насилия на телеэкране.

  36. Образование в современном мире.

  37. Проблема кризиса мировой цивилизации: философский аспект.

  38. Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подход.

  39. Проблема взаимоотношений государства и церкви в философии консерватизма.

  40. Феномен права в жизни российского общества.

  41. Социально-философские основания отмены крепостного права.

  42. Перспективы социально-культурного развития России в начале ХХ века.

  43. Отечественная система образования и Болонский процесс: перспективы и последствия.

  44. Уроки Великой Отечественной войны.

  45. Явление массовой культуры в современном мире.

  46. История и историческое сознание.

  47. Уникальное и локальное в системе культуры.

  48. Проблемы региональной истории и культуры.

  49. Явление провинциальной культуры.

  50. Явление молодежной культуры.

  51. Категория личности в гуманитарной науке.

  52. Искусство в системе культуры.

  53. Право и правовое сознание.

  54. Соотношение морали и права.

  55. Влияние научно-технического прогресса на развитие личности.

  56. Философское значение естественно-научных открытий Ньютона и его методология.

  57. Методология науки Паскаля.

  58. Проблема познания и методологические идеи Галилея.

  59. Роль науки в решении глобальных проблем современности.

  60. Основные проблемы философии техники.

  61. Научно–технический прогресс и технологические революции.

  62. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

  63. Технические знания и особенности науки в Средние века.

  64. Технические знания в эпоху Возрождения.

  65. Компьютеризация инженерной деятельности.

  66. Проблема воздействия техники на окружающую среду. Инженерная экология.

  67. Особенности выражения общечеловеческих ценностей в религиозной культуре.

  68. Значение категории субстанции в становлении античного материализма.

  69. Философия и религия в историческом развитии.

  70. Фома Аквинский о гармонии веры и разума.

  71. Пантеизм античный и пантеизм Б.Спинозы.

  72. Религиозные искания Л.Толстого.

  73. Мировоззренческое значение Библии.

  74. Философия и религия в историческом развитии.

  75. Л. Фейербах о сущности религии.

  76. Критика насилия и учение о непротивлении злу насилием Л.Толстого.

  77. Этическое учение И.Канта.

  78. Томизм Ф.Аквинского и современный неотомизм.

  79. Развитие славянофильских идей в истории русской философии.