Файл: Задача Список использованной литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

титульный

Содержание

Основные черты права средневековой Англии………………………………3

Задача……………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………15

Основные черты права средневековой Англии

Развитие английского права в период средневековья в основном строилось на письменном закреплении норм обычного права и их толковании. Вместе с тем, в отличие от континентальной Европы, большое влияние на английскую правовую систему оказало становление прецедентов и развитие их интерпретации.

Отличия англосаксонской правовой системы от других систем современности в настоящее время очевидно и не вызывает сомнений. В ее рамках существует и собственная практика толкования права. Можно сказать, что такая самобытность источников права и их интерпретации начала формироваться на заре средневековья.

Немаловажную роль в становлении и развитии английской практики толкования права сыграла церковь. Данное обстоятельство связано с христианизацией жителей Британии, импульсом к которой стало прибытие в Англию миссии из 40 человек во главе со святым Августином, посланной папой Григорием I. С ее появлением на территории Англии начинают распространяться каноническое, а также римское право.

В отечественной юридической науке преобладает точка зрения о незначительном влиянии римского права на развитие права Англии. Но глубокие исследования трудов не только отечественных, но и зарубежных исследователей дают основание поставить под сомнение данную позицию.

В Х1-Х11 вв. римское право было одной из дисциплин, изучавшихся в соборной школе.

Вследствие этого применение английскими правоприменителями методов и приемов интерпретации, выработанных римскими юристами, представляется вполне естественным. До середины XII в. предпринималось несколько шагов, которые в дальнейшем способствовали возрастанию влияния римского права на развитие англосаксонской правовой базы.

Во-первых, были основаны центральные суды, вследствие чего местные саксонские суды, разрешавшие споры на основе обычного права, впали в немилость.

Во-вторых, церковные суды были отделены от светских, что способствовало возвышению в них римского и канонического права. Эти нормы получили свободное развитие в церковных судах, и их применению не препятствовало обычное право. В-третьих, отправление правосудия было передано в руки весьма образованных для того времени людей (обычно с клерикальным или университетским образованием), знакомых с латинскими выражениями.


Данные меры негативно сказались на развитии и применении уже сложившихся норм собственно саксонского права и, наоборот, способствовали развитию римских приемов и методов толкования. Сформировавшиеся в результате такого влияния нормы стали источником зарождающегося английского «общего права».

В 1149 г. Викарий Ломбардийский переезжает в Англию и становится профессором тогда еще молодого Оксфордского университета. Там он начинает преподавать римское право, в рамках которого студенты изучали также методы интерпретации, выработанные итальянскими глоссаторами.

С целью активизации учебного процесса Викарий публикует Кодекс и Дигесты Юстиниана, правда, в сокращенном варианте, поскольку местные студенты были слишком бедны, чтобы делать копии оригиналов. Данные публикации сопровождались письменными глоссами. Благодаря таким нововведениям все больше и больше студентов, впоследствии связывающих себя с осуществлением правосудия, овладевают навыками толкования, содержащегося в наследии римских юристов и в трудах глоссаторов.

Данное положение сохранялось, несмотря на то, что новые для Англии методы образования, вводимые Викарием, вызвали противодействие со стороны короля Стефана. Викарию было запрещено преподавать, а также иметь во владении хотя бы одну книгу римского права. Но это преследование вскоре прекратилось, и королевские запреты были отменены [2, с. 4]. Изучение способов и приемов толкования права, разработанных римлянами и глоссаторами, было продолжено.

В XIII в. уже существовал Оксфордский университет, в котором осуществляли свою деятельность специалисты в области права. Кроме этого, юриспруденция преподавалась и в религиозных учебных заведениях, таких как Эли и Эксетер. Однако будущим английским юристам не преподавали законы, применяемые для разрешения дел в королевских судах. Их обучали римскому праву, содержащемуся в Институциях, Кодексе и Дигестах Юстиниана, переосмысленному средневековыми юристами, а также каноническому праву. Как и в континентальной Европе, преподавание юриспруденции в Англии велось на основе схоластического метода.

В XIII в. обучение римскому праву началось и в новом Кембриджском университете. С этого времени и вплоть до XVII в. римское право как учебная дисциплина занимает в английских университетах второе место по значимости после теологии.

С момента появления Викария Ломбардийско-го в Оксфорде еще полтора столетия римское право продолжает оказывать существенное влияние на формирование и толкование английского права. Данный период известен под названием «Римская эпоха английского права». До первой половины XIV в. обнаружить высказывания римских юристов в нормах общего права было обычным делом. Полагаться на их мнения не как на иллюстрацию или вторичное доказательство, а как на основное и практически неоспоримое также было в порядке вещей. Кроме того, даже суды со ссылкой и цитатой конкретных норм Дигестов выносили судебные решения [3, с. 450].



Несмотря на то, что в юридических учебных заведениях королевские правовые акты не изучались, некоторые члены королевских судов считали необходимым обучение в университете или церковной школе. Вследствие этого все они, хотя и в различной мере, подверглись влиянию римского права. Через них это влияние оказало воздействие и на формирующиеся нормы английского общего права: полученные знания римской юриспруденции в той или иной мере применялись ими на практике. Степень этого влияния до сих пор является предметом дискуссий среди историков права, но иногда мы можем видеть доказательства того, что судьи и клерки королевских судов проводили аналогию от разбираемых ими дел к римскому и каноническому праву.

Итак, с распространением авторитета римских источников в Британии развивается юридическое образование для клерков королевских судов. Далее в программу их образования было введено изучение судебной практики, в процессе которого внимание будущих клерков акцентировалось на применении систематического толкования права.

Важность этого способа обусловливалась тем, что, хотя каждый прецедент и является индивидуальным, в своей совокупности они должны представлять собой единую гармоничную систему. Такой подход позволил сосредоточиться на выработке единого толкования прецедентов среди королевских судей и клерков.

Вместе с тем уже в 1292 г. система юридического образования в Англии начала реорганизовываться под руководством главного судьи Суда общих тяжб Дж. Метингема. Целью проводимой реформы было выведение юридического образования, ориентированного на королевские суды из университетов, испытывающих сильное влияние канонического права. С этой целью было организовано прикрепление студентов к судам в качестве «слуг закона», осуществлявших ведение дел в королевских судах, младших адвокатов либо практикантов у адвокатов высшего ранга.

Таким образом, подготовка профессиональных юристов возлагалась на сообщество юристов-практиков, что, по мнению реформаторов, позволяло готовить профессиональных юристов на основе «живого», практического материала, более приспособленных к ведению светских дел и быстрому поиску необходимых прецедентов, и ослабить влияние «чужеродной» римской и канонической юриспруденции.

Тем не менее отметим, что получение юридического образования, основанного на изучении рим ского и канонического права, хотя и не являлось для средневековых английских юристов необходимым, все же продолжало быть востребованным.


Зачастую молодые люди вначале получали университетское образование, а затем - практическое. Вследствие этого на практике при толковании правовых норм и формировании прецендентов римское право не могло не оказывать влияния.

Двойственность английского юридического образования имела положительное значение еще и потому, что в судах средневековой Англии были распространены споры о подсудности дел органам светской или церковной юрисдикции, а также благодаря влиянию канонических норм на английское право в целом [1, с. 104].

Исследователи отмечают идентичность практической подготовки юристов с подготовкой ремесленников: новый юрист вначале становился подмастерьем. Он работал на старших коллег, посещал их консультации и судебные заседания, вследствие чего посвящался в суть судебных прений. Юристы, посещающие судебные заседания, делали записи, из которых впоследствии сформировались «годичные книги», первая их которых датирована 1292 г. [1, с. 104].

Эти записи велись ими с целью сбора материала для последующей юридической деятельности. Данные материалы также представляют интерес для изучения толкования английского права, поскольку в них фиксировались в основном сложные случаи, приводимые по поводу их разрешения доводы сторон и интерпретации судей с учетом этих доводов. Поэтому с полной уверенностью можно назвать «годичные книги» сборниками профессионального толкования правовых норм.

Надо сказать, что фиксируемые доводы действительно представляли интерес. Изучение дел, зафиксированных в «годичных книгах», позволяет сделать вывод о том, что в средневековой английской судебной практике применялись различные виды толкования норм права по объему. При этом адвокаты руководствовались интересами своих клиентов, а судьи - часто интересами казны.

Примером здесь может послужить зафиксированное в «годичных книгах» разбирательство по уголовному преступлению в Корнуолле, датированное 1302 г. Суть его состоит в том, что обвиняемый в совершении преступления Джон Су-инк был арестован и помещен в тюрьму. Друзьям удалось достать ему королевскую хартию о помиловании. Но, несмотря на это, «большое жюри» обвинило Суинка в совершении преступления, а некоего Роберта - в его укрывательстве. Вследствие этого они оба предстали перед судом. Джон показал хартию о помиловании и сказал, что на ее основании должен быть отпущен. Роберт заявил, что поскольку Джон не осужден за преступление, он сам не может быть осужден за укрывательство преступника.


Адвокат ответчика применил буквальное тол-г кование в обосновании своей позиции о недопустимости осуждения. При этом он указывал на определение хартии о помиловании, фиксирующей, что Джон «был привлечен к суду», но не упоминающей о том, что он был уличен в преступлении. А поскольку Джон не уличен в преступлении, Роберт не может считаться укрывателем преступника.

Судья же прибегнул к расширительному толкованию и решил, что сам факт издания королем хартии о помиловании в отношении Джона Суинка позволяет сделать вывод о том, что король считает его совершившим преступление. На это адвокат возразил, говоря, что ходатайство о помиловании не может быть полным доказательством вины, поскольку для многих его приобретение - более легкий путь избежать наказания, чем сбор доказательств собственной невиновности.

В результате дела благодаря хартии о помиловании Джона освободили от юридической ответственности, но с оговоркой о том, что если бы какое-либо лицо уличило его в преступлении, он был бы наказан. При этом в отношении Роберта судья остался непреклонен и заставил его уплатить штраф за укрывательство преступника, хотя формально Джон не уличен в преступлении и не признан преступником по приговору суда.

В данном случае налицо тот факт, что интерпретация и решение судьи были продиктованы фискальными соображениями [1, с. 104], т. е. возможностью пополнения казны посредством взыскания штрафа.

Поскольку в дальнейшем «годичные книги» активно использовались адвокатами и судьями в их практической деятельности, следует отметить, что результаты зафиксированного в данных источниках толкования приобретают юридическую силу.

К середине XIII в. судьи и клерки королевских судов Англии собирали записи, сделанные в «свитках судебных дел» (т. е. судебные протокольные записи). На основе этих решений впоследствии формировались юридические сборники.

Самые ранние образцы судебных решений относятся к 60-м гг. XIII в. Предположительно они возникли с появлением адвокатов как первых профессиональных частных юристов.

Сборники судебных решений, вероятно, составлялись группами судебных секретарей, практикующих и начинающих юристов. Некоторые из наиболее ранних сборников преподносились как собрания судебных протокольных записей. Позднее стали составляться ежегодники судебных решений, что присутствует в Великобритании и по сей день, хотя на первоначальном этапе существования, т. е. до появления профессиональных юристов, тексты сборников судебных решений в большинстве случаев игнорировались.