Файл: Россия на рубеже xixxx вв..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оценивая первый опыт работы российского парламента, необходимо отметить, что открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государственными финансами и действиями правительства, звучащие в Думе критические речи в адрес властей — все это способствовало политическому просвещению народа, активизации его общественной деятельности, развитию демократических традиций решения важнейших государственных вопросов. Дума была центром легальной политической борьбы. Именно в свете думской тактики выявлялись ошибки и заблуждения партий, являвшиеся следствием сложнейшей обстановки, противоречивости экономического развития страны и расстановки социально-политических сил.

Глава 2 Россия на рубеже столетий

    1. Внешняя политика России конце XIX - начале XXвв.

Мировой экономический кризис начала ХХ в., в который была втянута и Россия, принимал традиционное разрешение путем борьбы за насильственное перераспределение колоний и сфер влияния. Одновременно формируются военно-политические блоки, начинается гонка вооружений.

На рубеже XIX-XX вв. обострились отношения России с Австро-Венгрией из-за усиления агрессии последней на Балканах. Австро-Венгрию поддерживала Германия, что способствовало углублению германо-русских противоречий.

В этот же период укрепляется франко-русский военно-политический союз, но помимо военно-стратегических мотивов здесь присутствовали и финансово-экономические, так как Франция являлась важнейшим кредитором России.

В конце XIX – начале ХХ вв. активизируется захватническая политика Англии, Франции, Германии, США, Японии на Дальнем Востоке, где, в частности, объектом их устремлений являлись Китай, Корея и Маньчжурия. Россия, имея свои интересы на Дальнем Востоке, также усиливает свою активность в этом регионе, в результате чего «дальневосточная политика» становится ее основным внешнеполитическим направлением.

После участия в подавлении восстания в Китае, вспыхнувшего в 1899г. в ответ на колониальную экспансию, Россия оккупировала Маньчжурию, что обеспечивало безопасность рельсового пути к крепости Порт-Артур, которую Россия превратила в незамерзающую военно-морскую базу. Оккупация Маньчжурии обострила отношения России не только с Японией, но и со всеми великими державами.

Николай II поддерживал жесткий курс внешней политики, так как, по мнению его сторонников, победоносная война с Японией спосбствовала бы разрешению внутреннего кризиса в стране. Министр внутренних дел В.К.Плеве заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая война». Пренебрежительное отношение к «азиатам», уверенность в своем военном могуществе также толкали Россию к войне, начало которой положила Япония в январе 1904г.


Когда, после множества поражений российской стороны стало ясно, что продолжение военных действий бесперспективно, в августе 1905г. в Портсмуте был заключен мир. В результате «маленькой войны» Россия признала Корею японской сферой влияния, уступила Японии южную часть острова Сахалин, передала право на аренду Ляодунского полуострова и ветку железной дороги от Порт-Артура до Чанчуня.Таким образом, мы видим, что в начале ХХв. в мире продолжала действовать международная политика с позиции силы, ведущая к закабалению народов.

2.2 Политический строй России

Российская империя в конце XIX- начале XX вв. представляла собой абсолютную монархию, где вся полнота власти принадлежала императору, который должен был соблюдать закон о престолонаследии (передача престола старшему сыну или старшему по мужской линии).

Гербом Российской империи был двуглавый орел с царскими регалиями, а флаг представлял собой полонище бело-сине-красного цвета.

Государственный строй России в основном сформировался еще при Александре I. Главным законосовещательным органом при царе являлся Государственный совет, деятельность которого заключалась в высказывании императору мнений по вопросам законодательства. Любой проект становился законом только после подписания царем. Высшим судебным органом являлся Сенат. Для управления государственными делами существовал Комитет министров, все девять министров которого были подчинены царю. Самой обширной компетенцией обладали министерства финансов и внутренних дел. В ведении Министерства внутренних дел находилась все административно-полицейские учреждения страны. МВД выполняло много функций, в том числе оно ведало цензурой, общей статистикой, почтой и телеграфом, ветеринарными и медицинскими делами и т.д. Священный Синод – ведомство по делам церкви – также относился к органам государственного управления.

Во главе местной администрации стояли губернаторы, назначавшиеся правительством и обладавшие широчайшими полномочиями. В случае введения в губернии чрезвычайного положения власть передавалась генерал-губернатору, который мог запрещать собрания, закрыть печатные органы, арестовать подозрительных и т.д. Часть функций по управлению губерний передавалась в руки земств, которые ведали ремонтом дорог, оказанием продовольственной помощи населению, содержали мировых судей и т.д. Земства в силу своих возможностей пытались противостоять нажиму чиновничьей бюрократии. Иными словами, через земство общество пыталось оказать влияние на систему управлять страной.



Функции по обеспечению общественного порядка нес Департамент полиции, входящий в состав МВД. Он включал в себя армию, казачьи части – с целью охраны границ и борьбы со смутой, жандармерию, которая проводила политическое следствие. В каждой губернии существовало губернское жандармское управление, в каждом губернском городе был полицмейстер, в уезде – исправник, в подчинении которого находились урядники и приставы.

В начале ХХв. возникли секретно-розыскные отделения («охранки»), в которых состояли агенты набюдения, негласные агенты, провокаторы. На почтамтах существовали отделы для перлюстрации писем. Создавались охранные отделения «для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних».Иными словами, служба безопасности представляла собой эффективную систему политического сыска.



    1. Аграрная реформа П.А. Столыпина

Главная цель аграрной реформы Столыпина П.А заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращений новой аграрной войны. Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале 20 в. правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

Кроме того, дворянские сословные организации, в том числе совет объединенного дворянства, имели большое влияние на Николая II и его окружение. Члены правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами учитывалось так же и то, что помещичьи хозяйства производили весомую часть товарного хлеба. Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 гг., реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле, и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.

Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой - сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.


Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.Новая аграрная политика проводилась на основе указа от 9 ноября 1906 года « О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

В указе речь шла о выходе из общины отдельных домохозяев по их и о том заявлениям, а Дума постановила признать перешедшим к наследственно участковому владению общества, в которых не было общих переделов со временем наделения их землей или в последние 24 года.

Большие дискуссии вызвал вопрос о том, личной или семейной должна быть собственность. Столыпин П.А. (Приложение 4) твердо держался позиции, что земля должна находиться в личной собственности крестьянина-домохозяина, отсутствие необходимости семейного консенсуса при распоряжении землей облегчало, по его мнению, хозяйственный оборот.Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращения крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910г. осуществить, прежде всего, путем «укрепления» наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911 г. разрешалось проводить землеустройство без «укрепления», после чего крестьяне также становились землевладельцами. Продать же надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности. Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы.

В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепления без землеустройства не имело смысла. Поэтому планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок - отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, туда переносилась усадьба и образовывался хутор. Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в Сибирь. Для переселенцев строились специальные пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства и благоустройства, выдавалась ссуда.


Продажа крестьянам земли в рассрочку через крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной земли выдавались ссуды для покупки казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики. Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия, которого началось проведение реформы в жизнь.В итоге аграрной реформы (Приложение 5) с 1906 - 1916 г. общины выделилось 2,5 млн. домохозяев. В частную собственность перешло 17 млн. десятин земли.

Крестьяне-бедняки, продавая земельные участки, пополняли ряды пролетариата и батраков. Кулаки богатели, нанимали больше батраков, применяли в широких масштабах сельскохозяйственные машины и искусственные удобрения. В 1915 г. кулаки давали уже 50% всего товарного хлеба в стране. В результате столыпинской аграрной реформы капиталистическое развитие деревни сделало шаг вперед. Развитие капитализма способствовало подъему производительных сил в сельском хозяйстве, однако в силу крепостнических пережитков этот процесс происходил еще медленно.Сельское хозяйство России в целом оставалось экстенсивным, валовые сборы хлебов увеличились главным образом вследствие роста посевных площадей. Однако определенная интенсификация сельскохозяйственного производства все же проходила. В 1900-1913 гг. по 72 губерниям посевные площади увеличились с 78,8 млн. десятин до 92,6 млн., валовой сбор хлебов - с 3 млрд. пудов до 5,4 млрд., или на 80%. В 1911 - 1915 гг. средний сбор картофеля был в 6 - 7 раз выше сбора 1861 - 1866 гг.

Товарность сельского хозяйства, несмотря на рост интенсивности, оставалась довольно низкой; перед первой мировой войной по хлебу она составляла примерно 26%. При этом 21,6% товарного хлеба давали помещики и 50% - кулаки. Из-за нехватки кормов животноводство развивалось гораздо медленнее, чем земледелие.

Заключение
На рубеже ХIX-XXвв. в России начинается процесс модернизации, иными словами, становление и развитие индустриального общества. Российский вариант модернизации можно отнести к «догоняющему» типу, цель которого состояла в стремлении догнать в своем развитии индустриальные страны, не допустить слишком большого разрыва в военно-экономической сфере, включиться в мировую экономическую систему и тем самым отстоять свои национальные интересы. Необходимо отметить, что в России процесс «заимствования» передовых элементов капитализма тесно переплетается с национальными особенностями страны, в результате чего порой проявляются различные противоречия.