Файл: Казанский филиал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе истолкования Конституции РФ, при котором ее положения анализируются не изолированно, а с учетом «конкретно-исторических реалий», удается выявить конституционные основания защиты персональных данных в следующих конституционных положениях:

— ч. 1 ст. 23 в совокупности с ч. 1 ст. 24, закрепляющей право на неприкосновенность частной жизни;

— ч. 2 ст. 23, провозглашающей право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

— ст. 25, закрепляющей право на неприкосновенность жилища.

Тем самым конституционные основания защиты персональных данных предстают в виде определенных конституционных прав, объектом защиты которых являются в том числе персональные данные.


Часть 1 ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Часть 1 ст. 24 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. В совокупности, эти нормы следует рассматривать в качестве нормативной основы конституционного права на неприкосновенность частной жизни.44

Прямое указание ч. 1 ст. 24 Конституции РФ на информацию о частной жизни позволяет сделать вывод о том, что эта категория информации выступает объектом конституционной защиты.
Конституционный Суд РФ, как показывает анализ его практики, придерживается узкого подхода к определению частной жизни, проводя достаточно строгое различие между сферой частной жизни и иными сферами жизнедеятельности человека. Вместе с тем Конституция РФ не препятствует расширительному толкованию понятий «частная жизнь» и, соответственно, «информация о частной жизни».

Имеется острая необходимость в глубоком теоретическом осмыслении вопросов защиты персональных данных с конституционно-правовых позиций. В условиях продолжающегося активного развития законодательства о защите персональных данных определение его конституционно-правовых рамок, в том числе конституционно допустимых пределов свободы усмотрения законодателя, представляется особенно актуальным, так как выступает неотъемлемым условием разработки правового регулирования, обеспечивающего эффективную защиту персональных данных при соблюдении баланса частных и публичных интересов.

Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, вступившая в силу для Российской Федерации в 2013 году, к персональным данным относит любую информацию об определенном или поддающемся определению физическом лице. Сопоставимое по содержанию определение персональных данных предлагает Федеральный закон «О персональных данных», который под такими данными понимает любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Во всем массиве персональных данных одного физического лица (субъекта персональных данных) можно выделить те из них, которые относятся к сфере его частной жизни (например, отпечатки пальцев, информация о семейном положении, адрес личной электронной почты). Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) и устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24). Следовательно, поскольку персональные

данные относятся к частной жизни человека, то их защита гарантируется частью 1 статьи 23 в совокупности с частью 1 статьи 24 Конституции РФ.

Российской Федерации до настоящего времени под частной жизнью «принято понимать не широкий спектр отношений, а узкую сферу интимных, бытовых и семейных отношений, непосредственно не связанных с правовой сферой», следует признать, что категории «персональные данные» и «информация о частной жизни» не идентичны по объему, и за рамками частной жизни оказываются, например, персональные данные, относящиеся к сфере образования, профессиональной деятельности.7 Проблема разграничения персональных данных и информации о частной жизни теряет свою актуальность, если исходить из расширительного толкования понятия частной жизни - подхода, получившего развитие в практике Европейского суда по правам человека.

Европейский суд по правам человека включает в содержание частной жизни в том числе право налаживать и развивать отношения с другими людьми и внешним миром, деятельность профессионального и коммерческого характера. Следуя такому подходу, достаточно трудно, если не сказать невозможно, найти персональные данные, которые не входили бы в сферу частной жизни.

Расширение содержания понятия «частная жизнь», сопровождающееся включением в него наряду со сферой, характеризующей отношения личного характера человека, иных сфер жизнедеятельности (при наступлении определенных обстоятельств) (в частности, трудовой, образовательной), представляется обоснованным и заслуживает поддержки. Перспективным следует считать сближение подхода, сформированного Конституционным Судом РФ к пониманию частной жизни и права на неприкосновенность частной жизни, с подходом, получившим развитие в практике Европейского суда по правам человека к истолкованию ст. 8 Конвенции о защите прав человека.

Последний исходит из расширительного толкования понятия «частная жизнь» и включает в ее содержание в том числе право налаживать и развивать отношения с другими людьми и внешним миром и, при определенных условиях, деятельность профессионального и коммерческого характера. Узкий подход к истолкованию частной жизни своим недостатком имеет ограничение содержания конституционного права на неприкосновенность частной жизни и как следствие снижение объема конституционных гарантий, призванных обеспечить свободное развитие личности. Широкий подход к пониманию частной жизни и, соответственно, информации о частной жизни увеличивает объем конституционных гарантий, обеспечивающих свободу личности, и открывает возможность для обоснования конституционной природы притязания на защиту персональных данных как элемента конституционного права на неприкосновенность частной жизни.


Вместе с тем представляется затруднительным найти обоснование отнесению сведений об образовании, месте работы к информации, не имеющей отношения к частной жизни. Также сложно согласиться с тем, что лишаются статуса информации о частной жизни такие персональные данные, как имя, адрес места жительства, почтовый адрес, контактный телефон (особенно в совокупности), на том основании, что они фиксируются в процессуальных документах. Особенностью персональных данных как самостоятельной категории информации, нуждающейся в защите, является то, что порой именно в совокупности персональные данные, которые по отдельности могут казаться неважными и не имеющими отношения к частной жизни лица, способны «сложиться в обобщающую картину, характеризующую его личность».

В рамках и российского подхода, и подхода Европейского суда по правам человека к пониманию частной жизни возможно обеспечить эффективную защиту персональных данных на конституционном и конвенционном уровне соответственно. Если в Европейском суде по правам человека защита персональных данных возможна на том основании, что они входят в содержание частной жизни, то при существующем российском подходе к пониманию частной жизни требуется иная конструкция для обеспечения эффективной конституционно-правовой защиты персональных данных. С тем чтобы избежать выведения тех персональных данных, которые не относятся к частной жизни, из-под действия норм части 1 статьи 23 и части 1 статьи 24 Конституции РФ, представляется возможным отход от буквального толкования названных конституционных норм как гарантирующих лишь защиту информации о частной жизни.

Первый шаг в направлении признания персональных данных в качестве объекта защиты права на неприкосновенность частной жизни сделан и Конституционным Судом РФ: указав, что исключение информации, относящейся к персональным данным, из режима свободного доступа направлено на защиту права на неприкосновенность частной жизни, Конституционный Суд РФ подтвердил наличие взаимосвязи персональных данных со сферой частной жизни и открыл возможности для истолкования норм ч. 1 ст. 23 во взаимосвязи с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ как обеспечивающих защиту персональных данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая работа посвящена одной из важнейших областей науки конституционного права, а именно: конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в Российской Федерации.


Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, т.е. тайна связи, состоит в том, что информация о почтовых отправлениях, телефонных переговорах, телеграфных и иных сообщениях, а также сами эти отправления (сообщения) могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и ознакомление с сообщениями электросвязи, а также иные ограничения тайны связи допускаются лишь на основании судебного решения.

В действующем законодательстве Российской Федерации конституционное право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное в части 2 ст. 23 Конституции РФ интерпретируется как право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи (ст.63 Федерального закона "О связи"), а также как гарантируемое государством право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи (ст. 15 Федерального закона "О почтовой связи"). Эти законодательные положения конкретизируют норму ч.2 ст.23 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на тайну корреспонденции.

Предполагается, что ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» может выглядеть следующим образом:

На территории Российской Федерации гарантируется тайна связи.

Ограничение права на тайну связи допускается только на основании судебного акта;

Операторы связи обязаны гарантировать соблюдение тайны связи;

Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие и просмотр почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются в соответствии с федеральными законами только на основании судебного акта;

Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям либо в соответствии с федеральными законами на основании судебного акта;