Файл: Дисциплина теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | |
| ||||
I. Мотивация к получению знаний. Цели: создание атмосферы для возникновения у обучающихся интереса к учебному процессу. | Здороваются с учителем, подготавливаются к получению новых знаний. | Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. | -Здравствуйте ребята»! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем продуктивной работы. Сначала садятся девочки, а потом мальчики. а) Давайте выполним зарядку для наших пальчиков. Желаю (соприкасаются большими пальцами) Успеха (указательными) Большого (средними) Во всём ( безымянными) и везде. (мизинцами) Здравствуй! (всей ладонью) Удачи тебе! (пальцы переплести в замок). Молодцы! б) Проверяем готовность к занятию. Ребята давайте проверим все ли готово к уроку? Тетрадь, дневник, письменные принадлежности, все на месте?? Хорошо, теперь откроем наши тетради и запишем: число, классная работа. | |
II. Актуализация опорных знаний | Повторяют пройденный материал. | Организует повторение. | - Каждые новые знания формируются на изученных . Я вам предлагаю вспомнить все то, что вы уже знаете. – Проведем самостоятельную работу в тетрадях. Запишите выражения, вставляя пропущенные числа. 65 + = 75 + 20 = 80 34 – = 1 – 30 = 15 - Теперь проверьте и оцените свои результаты. | |
III Изучение нового материала 1) Постановка проблемы. | . Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Наводит на формулировку темы и задач урока. Помогает увидеть проблему, которую надо решить. | - Соедините стрелками соответствующие карточки. (Запись на доске) 20 +4 1 неравенства Y – 5 выражение с окошком 4+1<7 буквенные выражения +5=15 уравнение Y+4=8 числовое выражение | |
2) Формирование учебной проблемы. Постановка темы урока | Учатся говорить свои предположения. Формулируют тему урока, цели и задачи. | Учит высказывать Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока | - Какая новая математическая запись вам встретилась? (Уравнение) - Давайте назовем тему урока. - Какие задачи мы поставим перед собой? ДОСКА Узнаем, что называют уравнением. Будем учиться решать уравнения. | |
3) этапы выхода из затрудненной ситуации | Формулируют этапы. | Помощь в формировании этапов | Составим план: 1.Узнать, что тназывается уравнением. 2.Сравним свои догадки с материалом из учебника. 3. Устраним проблему. 4. Применим полученное знание. | |
4) Реализация этапов | Исследуют тему параграфа, учатся формулировать свои мысли и высказывать их. | Проводит работу над изучением нового материала. | Давайте начнем наше исследование. Внимательно посмотрите на запись: 5+Y = 10 У. Что нам показывает знак «=»? (Это равенство) У. Все ли числа нам известны? (Нет) У. Какое число неизвестно? (Первое число) У. Какой буквой оно обозначено? (Латинской буквой) У. Какая задача стоит перед нами? (Найти, какое это число) У. Давайте сделаем вывод Уравнение это (показываю на знак «=») равенство, содержащее (показываю на Y) неизвестное число, которое надо найти. Уравнение - это равенство, которое содержит неизвестное число (запись на мониторе) У. Давайте найдем неизвестное число, чтобы неравенство было верным (Это число,5, тк 5 + 5 =10) У. А знаете, что вы сейчас сделали? Решили уравнение 5 + Y = 10 У. Давайте сделаем вывод Что, означает, решить уравнение? Д. Найти такое число, чтобы равенство было верным. У. Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. (Обучающиеся открывают учебники на стр. 80 и читают параграф.) Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство стало верным. (Запись на мониторе) У. Умнички! Ваша работа достойна похвалы. У. Какой сделаете вывод? Удалось ли вам выяснить что называется уравнением? (Да) У. Что такое уравнение? Расскажите своему соседу по парте. У. Что значит решить уравнение? - Составим план работы с уравнением. 1. Прочитаем уравнение. 2. Запишем уравнение. 3. Найдём неизвестное число. 4. Выполним проверку. Физкультминутка
(наклониться, присесть) | |
IV. Первичное закрепление. | Работа у доски с проговариванием действий, самостоятельная работа с самопроверкой по образцу, ответы на вопросы | Организует работу у доски. Проводит самостоятельную работу с последующей самопроверкой. | -Кто из вас сможет отличить уравнение от других математических записей? Найдите уравнение среди записей и запишите в тетрадь. 28-a 4+9=13 x+7=10 20+x x-8=12 b>3 Уч. стр. 80 №1. Работа у доски 1столбики, 2столбик в тетрадь самостоятельно. Ответьте на вопросы (начало формирования алгоритма самооценки): – Что нужно было сделать? – Получилось ли правильно выполнить задание? – Были ли у тебя ошибки и недочеты? – Ты решал сам или с помощью одноклассников? | |
V. Актуализация знаний Цель: Научить применять приобретенные знания | Дети работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность. | Предлагает работу |
У 1 варианта числа и буквы, у 2 варианта - знаки. 2 3 5 7 х у + - = Почему не можете выполнить задание? В группах составьте уравнения и запишите их решения, не забываем про правила работы в группе. | |
VI. Рефлексия | Сопоставляют цель и результат. Проговаривают способы «открытия» нового знания. Оценивают деятельность класса и себя, проводят анализ | Организует беседу, связывая результаты урока с его целью. Вовлекает учеников в оценивание своей деятельности в конце урока. Предлагает домашнее задание: уч. Стр. 81 № 4, № 6 На дополнительную отметку: составить 2 уравнения и записать их решение. | .У. Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили вначале урока (Узнать, что называется уравнением и как научиться его решать) У. Достигли мы этой цели? (Да) У. Что называется уравнением? Что означает решить уравнение? - Давайте оценим свою работу на уроке? Если вам было легко, то поднимем радостный смайлик вверх, если сложно, то грустный. | |
На данном уроке были использованы следующие методы: классификации, обобщение, анализ, установление причинно – следственных связей.
Данные методы развивают логическое мышление, так как задействуют мыслительные процессы.
Задания по теме 2.3 Анализ содержания курса математики в современных программах и учебниках. Учебники математики как основное средство обучения
Цель: формировать знания о содержании предмета «математика» начального общего образования, о требованиях к содержанию и уровню подготовки обучающихся; умений проводить анализ процесса обучения, разрабатывать предложения по его совершенствованию.
Задание 6. Проанализируйте одну из образовательных программ по математике для начальной школы (УМК по выбору) по предложенным параметрам. Дайте оценку данной программе. Предложите возможные пути совершенствования данной программы. Результаты анализа программы оформите в виде таблицы:
Таблица 2. – Сравнительный анализ образовательной программы по математике для начальной школы
№ п/п | Цели и задачи изучения математики в программе | Концептуальные положения программы | Структура. Содержание программы | Оценка программы | Предложения по совершенствованию программы |
| Целью программы является введение ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, а также достижение учеником целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста. Задачами программы являются: 1.Научить школьника использовать математические представления для описания окружающего мира в количественном и пространственном отношении (окружающий мир как множество форм, множество предметов), 2.Развитие у детей познавательных действий, 3.Освоение начальных математических знаний. 4. Воспитание критичности мышления и стремление использовать математические знания в повседневной жизни. | Оптимальное развитие каждого ученика на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, развития, склонностей, способностей, интересов) Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. | Содержание всего курса – взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: 1) Арифметическая линия; 2) Геометрическая линия; 3) Линия по изучению величин; 4) Линия арифметических сюжетных задач; 5) Информационная линия. Алгебраический материал в этом курсе не образует самостоятельной содержательной линии и традиционно представлен в курсе такими понятиями, как выражение с переменной, уравнения. | Программа полностью реализует необходимые требования ФГОС НОО | Учебник по математике выполнен в строгом и лаконичном стиле, не хватает красочности. В правилах не хватает примеров (алгоритмов). По отзывам пользователей интернета, задания по математике часто написаны запутанным языком, сложным для понимания |
Задание 7. Выберите учебник по математике (класс, УМК, авторы по выбору). Проанализируйте данный учебник по предложенному плану:
1. Название учебника (учебного пособия). Авторы, издание.
2. Соответствие содержания учебника целям и задачам обучения математике в начальной школе, уровню современного развития математической науки.
3. Каким образом представлена теоретическая часть материала (например, четкость, доступность, простота материала)?
4. Каким образом построена структура практического материала в учебнике? Последовательность заданий на отработку нового материала, для повторения и закрепления ранее пройденного материала, для самостоятельной домашней работы, упражнения для устного счета, для развития внимательности и сообразительности.
5. Есть ли задания в учебнике для развития творческого начала? Каким образом они представлены (соотношение заданий эвристического, исследовательского и репродуктивного характера)?
6. Возможности учебного материала для развития математической речи, побуждение к речевой активности, общению детей друг с другом, с учителем.
7. Какие формы наглядности (иллюстрации, обозначения, таблицы, схемы, кроссворды и пр.) представлены в учебнике?
8. Как учебник обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся?
9. Обеспечена ли вариативность учебных заданий, возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний, умений и навыков учащихся?
10. Как учебник обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним, к выполнению заданий?
11. Как в учебнике реализуются межпредметные связи?
Что бы Вы хотели добавить или убрать из учебника? Составьте пожелания по совершенствованию данного учебника.
-
Математика, 3 класс часть 1, 2. Авторы М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова, издательство «Астрель» -
В учебниках полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идет модернизации российского образования. -
Теоретическая часть представлена в учебнике чётко, доступно и понятным для детей и взрослых языком. -
Структура и последовательность заданий имеют концентрический характер, то есть сначала дается базовое, основное понятие, а после оно расширяется. После каждой темы присутствуют задания, называемые «интеллектуальный марафон», т.е. задания повышенного уровня сложности для развития внимательности и сообразительности. Часто присутствуют задания для самостоятельной работы. Задания текущих тем сочетаются с отработкой уже пройденных, а также после каждого раздела присутствует страница «Проверяем чему мы научились» и «Математический тренажер», которые позволяют повторять и закреплять пройденный материал. -
В учебнике мало заданий для развития творческого начала. Представлены они только в виде «Реши разными способами» и «Что ты заметил?», но присутствует много картинок, которые несут в себе только эстетическое развитие. -
В учебнике представлено много заданий, задач и игр, нацеленных на совместные и групповые решения, побуждению к речевой активности, в том числе текстовых задач, нацеленных на развитие математической речи. -
В учебнике представлено довольно много иллюстраций, которые тематически связанны с текстом, но не имеют описания и даже не упоминаются в текстах, но они способствуют стимулированию мышления, так же присутствуют схемы, таблицы и цепочки. -
Страницы учебника «Математический тренажер» обеспечивает самостоятельное выполнение работ. -
В учебнике предусмотрена вариативность учебных заданий, которая включает в себя материал на расширение учебных знаний по изучаемой теме, а также учебник содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала, и блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему. Присутствуют задания повышенного уровня сложности. -
Учебник обеспечивает заинтересованность сочетанием легких и сложных заданий в процессе обучения. Сталкиваясь с новой темой, дети обязательно находят отсылки к уже знакомым понятиям или действиям, из-за чего ученики испытывают положительные эмоции и познание нового даётся им легче. Также в учебнике очень доступно показаны образцы новых математических понятий, что так же облегчает восприятие, а частое повторение закрепляет пройденный материал. -
Межпредметные связи в учебнике реализуются путём построение математических задач на основе реальных прошлых событий, стихотворений, иллюстраций и схем.
Учебник в целом очень красочен, понятен, интересен. Из пожеланий немного заменить простые иллюстрации на схемы и таблицы, поскольку в учебнике за третий класс их очень мало.
Задание по теме 2.4 Урок математики в начальной школе. Методы и формы организации деятельности учащихся на уроке математики
Цель: формирование умений проводить анализ процесса обучения на уроке, разрабатывать предложения по его совершенствованию, проводить анализ урока для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам.
Задание 8. Познакомьтесь с фрагментом урока математики в 4 классе по теме «Работа с нестандартными задачами».
Тема: Работа с нестандартными задачами на уроке математики (фрагмент урока в 4 классе)
Цель: способствовать развитию умения логически мыслить, рассуждать и делать выводы.
Предметные: формировать умение работать с нестандартными задачами.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи; искать в тексте и выделять необходимую информацию; применять усвоенный способ действий к решению новой задачи.
Регулятивные: ставить цель.
Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, уважать другую точку зрения, работать в малой группе.
Оборудование: презентация, конверт с письмом, карточки с задачами.
Ход урока:
1. Орг. момент
- Ребята, посмотрите на это солнышко и скажите, какие чувства вы испытываете, когда его видите? (ответы детей)
- Правильно, солнышко дарит нам свет, тепло и хорошее настроение. Поднимите руки, у кого, взглянув на это солнышко, настроение улучшилось.
- Замечательно! Вот на таком подъёме мы и начнем наш урок.
2. Включение нового знания в систему знаний
- Ой, ребята, я совсем забыла. Сегодня утром я прихожу в класс, а на столе лежит письмо. Вот оно...Тут так и написано УЧЕНИКАМ 4А класса прогимназии № 40 города Мурманска. Значит, оно адресовано нам. А написал его Николай Петрович Иванов. Вот его фотография.
Интересно, что же он нам написал? Давайте откроем конверт.
Вика, возьми письмо и прочитай его, пожалуйста, вслух.
Здравствуйте, ребята. Я обращаюсь к вам за помощью. Мне надо в поликлинике посетить трех врачей - окулиста, хирурга и терапевта. Терапевт принимает с 11 до 13 часов, окулист с 10 до 12, а хирург с 12 до 13. Я хочу посетить всех врачей в один день. Помогите, мне составить график такого посещения.
- Ну что, ребята, поможем дедушке?
- У каждого из вас на партах лежит копия этого письма. Прочитайте его ещё раз.
- На что похож текст письма с точки зрения математики? (на задачу)
- А какую задачу? (на нестандартную)
- Чем отличается нестандартная задача от стандартной? (стандартные решаются с помощью арифметических действий, а нестандартные путем рассуждений, используя логику)
- Какие способы решения нестандартных задач вы знаете? (памятка)
- Посовещайтесь друг с другом и предложите способ решения этой задачи. (таблица)
- Что мы укажем в нашей таблице? (врачей и время их приема)
- Как нам удобнее указать время?
- Хорошо. Что предлагаете сделать дальше?
- Попробуйте, посовещавшись с соседом по парте, решить эту задачу
Окулист | + | + | |
Терапевт | | + | + |
- Кто уже может подсказать дедушке, к какому врачу он должен идти сначала? (окулист, терапевт, хирург),
- А потом?
- И последним он посетит…
- Давайте, проверим ваши предположения. Расскажите, как вы рассуждали?
- Молодцы! Давайте напишем Николаю Петровичу ответ на его письмо.
Уважаемый Николай Петрович!
Мы составили для Вас график посещения врачей. Вы должны посетить врачей в следующем порядке:
10-11 ч- окулист
11-12 ч- терапевт
12-13 ч- хирург.
Желаем Вам здоровья!
С уважением ученики 4А класса.
- Ребята, а как вы думаете, пригодятся ли знания, полученные на уроке вам в жизни? Где?
- Поднимите руку, кто хорошо понял решение этой задачи?
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Тогда, я предлагаю вам решить похожую задачу. Она напечатана на другой стороне листа, на котором текст письма Николая Петровича.
Встретились три одноклассника: Белов, Рыжов и Чернов. Черноволосый сказал, что ни у одного из них цвет не соответствует фамилии. Правильно! - ответил Белов. Напиши, какого цвета волосы у каждого из мальчиков.
- Решать вы её будете в паре с соседом по парте. Возьмите карточку с таблицей, ещё раз прочитайте задачу и, посоветовавшись с соседом, решите её. Как только ваша пара будет знать ответ, вы, взявшись за руки, высоко поднимите их.