Файл: Практических заданий по дисциплине юридическая психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | ||||
| ||||
Группа Ом20Ю171в | ||||
Студент | | Фомина В.С. | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА 2023
Содержание
Практическое занятие 1………………………………..….……………………3
Практическое занятие 2……………………………….………………………9
Список использованных источников ……………………………………….13
Практическое занятие 1 по теме (темам) № 5 «Криминальная психология».
Практическое занятие 1. Тема 5 «Криминальная психология»
Криминальная психология
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему люди совершают преступления, что мотивирует их к нарушению закона? Думаем, что как минимум у вас возникали подобные мысли, хотя бы во время просмотра популярных детективных сериалов. Между тем, есть люди, которые занимаются изучением данной проблемы профессионально. Есть даже специальное направление психологии, изучающее поведение преступников – криминальная психология. Сегодня мы вкратце расскажем вам о том, что конкретно она исследует, на чем акцентирует внимание и к каким выводам приводит.
Криминальная психология: направления исследований и теоретические задачи
Криминальная психология – это особый раздел юридической психологии, которая в свою очередь является одним из разделов психологии человека. Она занимается изучением психических явлений, служащих основой преступных деяний, а также самих преступных деяний, личностей преступников, преступных групп и условий преступности в обществе.
Объект научных изысканий криминальной психологии – это психические явления, приводящие к преступному поведению отдельных людей и групп людей. Также объектом служит и сама преступность в социуме.
Если говорить более конкретно, можно определить несколько объектов научного познания, которыми занимается криминальная психология:
-
психические явления, вследствие которых формируются криминогенные личности и криминогенные группы; -
психические явления, обуславливающие криминогенные дефекты общественного сознания; -
психические состояния и процессы, проявляющиеся в преступном поведении человека и групп людей (сюда относится восприятие объектов преступных посягательств и социальных ситуаций, мотивация преступной деятельности, особенности формирования преступных умыслов, особенности принятия решений о совершении преступных действий, реализация преступных умыслов и т.д.); -
криминогенные особенности личности людей-преступников и преступных групп, являющихся субъективными предпосылками противоправного поведения; -
особенности общественного сознания, выступающие катализаторами преступности в социуме.
Предмет криминальной психологии состоит в видах, качественных характеристиках, взаимосвязях психических явлений, продуцирующих преступное поведение людей, групп людей и преступность в обществе вообще, а также в механизмах и закономерностях, по которым формируются и проявляются описанные явления.
Отсюда можно заключить, что предмет криминальной психологии служит выражением аспектов и форм научного описания и толкования объектов ее изучения – психических явлений, приводящих к преступному поведению. А описание и трактовка данных явлений с позиции науки и углубление получаемых знаний следует считать теоретическими задачами криминальной психологии.
Если говорить о предмете и теоретических задачах данного направления науки более детально, можно сказать, что она занимается изучением:
-
психологических механизмов и закономерностей психической регуляции противоправного поведения; -
психологических особенностей разного рода преступлений и правонарушений; -
психологических механизмов и закономерностей формирования личности, склонной к криминальным деяниям; -
характеристик социально-психологических явлений, свойственных преступным социальным образованиям; -
психологических особенностей разных типов преступных групп различной величины; -
типов, структур и качественных характеристик ведущих психологических свойств криминогенных личностей; -
психологических особенностей личности преступников различных типов; -
видов и характеристик социально-психологических явлений в обществе, продуцирующих преступные явления, а также закономерностей, по которым они формируются; -
психологических закономерностей и механизмов воздействия социальных условий на преступность в отдельных социальных группах и социуме в общем и целом; -
психологических закономерностей воздействия социальных условий, обстоятельств ситуаций и особенностей поведения потерпевших в результате преступного поведения.
Но теоретическими задачами криминальная психология, конечно же, не ограничивается. Они служат базой для перехода в практическую плоскость, т.е. к решению прикладных задач. О них мы поговорим в следующем разделе, но для начала предлагаем немного расслабиться и решить несколько задач на тему преступлений и проверить свою наблюдательность, сообразительность и дедукцию.
Криминальная психология: практические задачи
Практические задачи криминальной психологии диктуются теми сферами, где используются получаемые криминальными психологами научные данные. Однако все они сводятся к тому, что разрабатываются методические основы психологического исследования и анализа разных типов преступных деяний и разных типов личности преступников и преступных групп, а также основы изучения общественного правосознания.
Благодаря данным, получаемым через изучение объектов криминальной психологии, появляется возможность разрабатывать рекомендации, позволяющие более эффективно решать задачи и достигать цели правоохранительного характера.
Во-первых, научные сведения о личности людей, склонных к преступлениям, и знания о психической регуляции противоправного поведения нужны, чтобы максимально эффективно расследовать и раскрывать преступления.
Во-вторых, эти же знания обладают огромной ценностью для судопроизводства, т.к. помогают делать более правильную оценку характера и особенностей совершенных преступлений, изучать их объективную и субъективную сторону.
В-третьих, психологические знания об особенностях криминогенной личности позволяют максимально правильно оценивать личность виновного, чтобы назначить для него адекватное наказание. А знания об особенностях преступных групп позволяют устанавливать роли их участников и степени их участия, а также степень взаимовлияния их членов и особенности внутригруппового взаимодействия в процессе совершения преступных деяний.
Не менее серьезную роль играют психологические знания о криминогенной личности как в процессе исправления осужденных людей, так и в процессе индивидуальной профилактики разного рода преступлений.
Знания об индивидуально- и социально-психологических явлениях, служащих внутренними причинами преступных деяний, и знания о воздействии социальных условий на правовые позиции людей, крайне важны для предупреждения преступности в обществе.
Если же обобщить сказанное, мы придем к выводу, что информация, которой оперирует криминальная психология, может успешно применяться (и делает это) во множестве смежных с ней областей юридической психологии: исправительной, судебной, оперативной, экспертной, следственной, превентивной и других.
Вместе с тем, не менее серьезную роль в практической деятельности играет и методология, берущаяся на вооружение криминальной психологией. Безусловно, в рамках одной статьи мы вряд ли сможем рассмотреть этот вопрос во всех тонкостях, но основные данные представить все же можем.
Мотивация преступного поведения
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.
Таким образом, Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину)
Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, “утверждает” данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим – поисковой деятельности. Таким образом, мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – проявить удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой – словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.