Файл: 1. Теоретические аспекты бюджетного устройства и бюджетной системы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.Анализ современности бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
2.1.Правовые основы бюджетной системы РФ
Под бюджетным законодательством понимается совокупность действующих нормативно-правовых актов, принятых представительными органами власти и местного самоуправления, направленных на регулирование бюджетных правоотношений.
Структурно большинство норм общей части бюджетного права кодифицированы и закреплены в Бюджетном кодексе РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
Особенная часть бюджетного права включает в себя нормы, регулирующие особенности функционирования бюджетной системы в конкретном финансовом году. Нормы особенной части бюджетного права содержатся, например, в принимаемых ежегодно Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями законах о бюджете на очередной год.
Иерархически выстроенная система источников бюджетного права выглядит следующим образом:
1.Конституция РФ.
2.Общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров РФ.
3.Решения Конституционного Суда РФ.
4.Бюджетное законодательство, которое в свою очередь включает следующие элементы:
– федеральное бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс РФ; ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете);
– региональное бюджетное законодательство (законы субъектов РФ о бюджете этих субъектов и др.);
– нормативные правовые акты о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления.
5.Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам:
5.1 Акты органов общей компетенции:
– указы Президента;
– постановления правительства;
– подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетной деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ или исполнительными органами местного самоуправления.
5.2акты органов специальной компетенции:
– ведомственные подзаконные нормативные правовые акты.
6.Внутренние договоры РФ.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Основными участниками бюджетного процесса являются президент страны или глава субъекта федерации, органы законодательной и исполнительной власти, органы кредитно-денежного регулирования (центральный банк), государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, распорядители бюджетных средств и бюджетополучатели (государственные учреждения, унитарные предприятия и др.).
Дабы обеспечит бюджетный процесс эффективной работой, нужно установить круг участников, разграничить их полномочия, определить порядок взаимодействия участников, необходимые документы, а также нельзя забывать о сроках. Ведь очередной год, государство должно начинать с новым бюджетом (основной финансовый закон).
Политико-правовым документом в регулировании отношений в сфере федерального бюджета является «Бюджетное послание Президента Российской Федерации (п. «е» ст.84Конституции)», в котором «определяются основные направления и ориентиры бюджетной политики (ст.170 и ст.172 Бюджетного кодекса)». Именно в соответствии с положениями Бюджетного послания органы законодательной и исполнительной власти вырабатывают основные положения по осуществлению
конкретных мер и решению целей и задач, что находит свое отражение в их конкретных действиях, ограниченных полномочиями, которыми они наделены в рамках бюджетного процесса, что находит свое отражение на всех его стадиях.
Конституция Российской Федерации наделяет Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию статусом документа, определяющего государственную политику России, в связи с чем послание является актом, определяющим важнейшие политические и социально-экономические общенациональные задачи. По своей правовой сущности послание Президента можно считать юридическим фактом, на основе которого в дальнейшем возникают, изменяются или прекращаются финансовые правоотношения.
Таким образом, Бюджетное послание Президента Российской Федерации выступает источником бюджетного права в качестве правотворческой воли Российского государства, поскольку именно послание лежит в основе правотворческой деятельности в бюджетной сфере и с него начинается бюджетный процесс. Так же наряду с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации не маловажным, а главенствующим источником бюджетного права выступает Конституция Российской Федерации.
2.2.Анализ показателей бюджетной системы РФ в период 2019-2021гг.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации, консолидированный муниципального района) без учета межбюджетных трансферов между этими бюджетами. [18;с.145]
Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза осуществляет Министерство финансов РФ.
Рассмотрим консолидированный бюджет Российской Федерации в период 2019 – 2021гг.