Файл: 1. Теоретические аспекты бюджетного устройства и бюджетной системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Консолидированный бюджеты РФ







Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъекта РФ









Областной бюджет

Бюджет городов областного подчинения

Бюджет районов области









Городской бюджет

Бюджет районов города






Районные бюджеты

Бюджеты городов районного подчинения

Бюджет сел, поселков, других населенных пунктов


Рисунок 1.3. – Структура консолидированного бюджета

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации – бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Консолидированный бюджет муниципального района – бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Консолидированный бюджет расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета доходов, расходов, дефицита (профицита).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1.Единство бюджетной системы;

2.Разгранмчене доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы;

3.Самостоятельности бюджетов;

4.Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

5.Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6.Сбалансированность бюджета;

7.Результативность и эффективность использования бюджетных средств;

8.Общее покрытие расходов бюджетов;

9.Прозрачность бюджетов;

10.Достоверность бюджета;

11.Адресность и целевой характер бюджетных средств;

12.Подведомственность расходов бюджета;

13.Единство кассы.

Принципы построения бюджетной системы складывается из сущности бюджетной системы и самих принципов бюджетной системы правовые основы так же стояться на принципах бюджетной системы и играет не малую роль построении бюджетной системы, являясь на ряду с бюджетом одним их ключевых элементов бюджетной системы, да и всего понимания смысла бюджетной системы в целом.

1.3.Принципы бюджетного устройства в зарубежных странах

Рассмотрим бюджетное устройство США.

Государственные финансы США состоят из трех частей: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты 50 штатов; бюджеты местных органов власти (свыше 82 тыс. местных административных единиц, включающих более 3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов, более 43 тыс. учебных и специальных округов). Стержневое место в этой системе занимают федеральные финансы, на которые приходится около 60% государственного бюджета США. В функции федерального бюджета, помимо макрорегулирования национальной экономики, входят финансирование национальной обороны, внешнеэкономической деятельности, фундаментальных научных исследований, государственных управленческих расходов. Иными словами, финансирование ключевых, с точки зрения правительства, национальных приоритетов.



Менее важные, «второстепенные» функции (прежде всего, финансирование социально-экономической инфраструктуры) входят преимущественно в компетенцию штатных и местных финансов (полиция, пожарная охрана, строительство и эксплуатация дорог, системы коммунального хозяйства, подавляющая часть государственных учреждений образования и здравоохранения, примерно половина общегосударственного жилищного строительства).

Федеральный бюджет включает собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные фонды, с 1968 г. вошедшие в федеральный бюджет.

Источниками федерального фонда являются федеральные подоходные налоги с населения и корпораций, а также акцизы и таможенные пошлины, которые не связаны с конкретными направлениями их использования. В этом заключается их главное отличие от доверительных фондов. Федеральные фонды, как правило, имеют отрицательное сальдо баланса, формирующее дефицит федерального бюджета США.

Доверительные фонды носят целевой характер. В зависимости от целей использования специальные фонды США делятся на экономические, научно-исследовательские, военно-политические, социальные и другие.

К экономическим фондам относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития экономики и проч. Их средства направляются на финансирование частных компаний, осваивающих передовые технологии, на страхование банковских кредитов для частных предприятий. Часть фондов финансирует деятельность предприятий государственной производственной инфраструктуры: федеральные дороги, аэропорты, гидроэлектростанции.

Научно-исследовательские фонды - национальный научный фонд и научный фонд бюро стандартов. Средства национального научного фонда формируются за счет поступлений из федерального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, а также взносов университетов и колледжей. Средства расходуются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, на премии ученым за научные достижения, строительство научных центров, подготовку кадров. Научный фонд бюро стандартов предоставляет средства компаниям, проводящим эксперименты, и доводит научные исследования до их производственного использования.

Военно-политические фонды представляют собой резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность.


Важное место в системе государственных финансов США принадлежит социальным фондам - фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся. За счет них осуществляется пенсионное обеспечение, страхование здоровья, выплачиваются пособия по безработице, временной нетрудоспособности, предоставляется государственная помощь престарелым, инвалидам и нуждающимся. Фонды социального страхования образуются за счет взносов работников и работодателей, доходов от государственной собственности.

В США органы власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно несут ответственность за обеспечение населения основными государственными услугами: начальное и среднее образование, местная полиция и пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения.

Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их

делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня. Таким образом, в США отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.

Также рассмотрим бюджетное устройство Швеции.

Политическая власть в Швеции принадлежит правительству и партиям, входящим в него. В настоящее время в него входит 21 министр. Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту – риксдагу, избираемому населением на 3 года путем прямого голосования на основе пропорционального представительства. В риксдаге имеется президиум, состоящий из председателя (тальмана) и трех его заместителей, и не менее 15 комитетов, в том числе конституционный, бюджетно-финансовый, налоговый, а остальные соответствуют областям деятельности министерств.


Риксдаг заседает с октября по май. Проект бюджета на очередной финансовый год, начинающийся с июля, представляется в январе, а в апреле утверждается с дополнениями. В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган – ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы. Ландстинг разрабатывает проект и принимает бюджет лэна. В каждой коммуне также работает выборный орган местного самоуправления – совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и организующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения, коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).

Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной их них – государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, т.е. перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды, а также предприятиям и банкам, купившим государственные ценные бумаги.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей их общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании и государственной администрации. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих – медицинских работников, учителей и др. Остающиеся 10% - государственные капиталовложения.

Таким образом, бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система – совокупность действующих в стране бюджетов и особенностей их взаимодействия, основана на экономических отношениях и государственном устройстве, регулирующая нормами права