Файл: Книга 3 часть 2 для артиллерийских подразделений укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 3371

Скачиваний: 185

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При проведении тактико-строевых занятий изыскиваются новые методы управления подразделениями, огневыми средствами и личным составом, способы и приемы выполнения боевых задач, огневого поражения противника (поражения его огнем), управления штатными и приданными подразделениями, а также практически выполняются мероприятия по обману противника.

Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливается руководителем занятия, исходя из поставленных целей, и может составлять 2-4 часа.

Тактические занятия - основная форма слаживания отделения (экипажа, расчета) и взвода. В ходе тактических занятий командиры отделений и взводов не только получают практику в управлении подчиненными подразделениями, но и совершенствуют свои умения в организации боя. Поэтому в содержание тактических занятий включаются такие вопросы, как принятие решения, проведение рекогносцировки, постановка боевых задач подчиненным, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения, а также вопросы психологического воспитания.

Основным методом обучения на тактических занятиях является практическая работа обучаемых по выполнению своих должностных обязанностей в условиях, приближенных к боевой действительности. На тактических занятиях отделения и взводы обучаются на боевых машинах учебно-боевой группы. На них все учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности на фоне единой тактической обстановки с обозначенным противником. Каждое занятие на технике используется для совершенствования маршевой подготовки подразделений.

Тактические занятия организует и проводит с расчетом (отделением) командир взвода, со взводом – командир батареи. Продолжительность тактических занятий с расчетом (отделением) – 3-4 часа, со взводом – 6-8 часов. При проведении тактических занятий ночью отрабатываются вопросы подготовки и перехода от дневных действий к ночным и наоборот.

Местом проведения тактических занятий может быть тактическое учебное поле или участок местности, обеспечивающий отработку намеченных учебных вопросов с использованием мишенного оборудования ротного тактического комплекта или с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП).

Занятия, непосредственно предшествующие боевой стрельбе и проведению тактических учений, проводятся как контрольные с привлечением подразделений усиления, которые будут участвовать в этих мероприятиях.


Проверочные занятия на допуск к боевой стрельбе – смешанная форма проведения занятий, обеспечивающая контроль готовности артиллерийских подразделений к проведению тактических учений.

Проверочное занятие на допуск к боевой стрельбе проводится только с артиллерийскими дивизионами и батареями. С разведывательными артиллерийскими батареями, топогеодезическими и метеорологическими подразделениями проводятся контрольно-комплексные занятия по специальной подготовке.

Проверочное занятие готовится и проводится под руководством руководителя учения или начальника штаба руководства.

Продолжительность проверочного занятия с батареей – 3-4 часа, с дивизионом –
6-8 часов.

В состав комиссии, как правило, назначаются должностные лица из состава руководства учения, посредников и контрольной группы.

При подготовке проверочного занятия разрабатываются план проведения занятия и, в случае необходимости, план имитации и схема мишенной обстановки.

План проведения проверочного занятия разрабатывается текстуально с приложением карты (схемы тактической обстановки) и, в случае необходимости, плана имитации и схемы мишенной обстановки.

Проверочное занятие проводится по теме, близкой к теме предстоящего учения. Показатели проверочного занятия устанавливает руководитель учения.

В ходе проверочного занятия личный состав должен выполнить индивидуальные нормативы, нормативы в составе расчёта, взвода, батареи, дивизиона, выполнить первоначальное развёртывание в боевой порядок, мероприятия подготовки СУО, выполнить плановые и неплановые огневые задачи.

По результатам проверочного занятия составляется акт на допуск подразделения к учению, в котором оценивается способность личного состава выполнять свои функциональные обязанности по боевой работе, характеризуется качество выполнения мероприятий по подготовке стрельбы и управления огнем, дается оценка подразделению за выполнение огневых задач, отражаются вопросы соблюдения требований безопасности, формулируются предложения и выводы по допуску подразделения к учению.

Правила оценки проверочного занятия, форма акта на допуск подразделения к учению изложены в действующем Курсе подготовки артиллерии.

Тактические учения – высшая форма подготовки подразделений и их штабов к ведению боевых действий (выполнению боевых задач по предназначению), она является наиболее эффективным средством достижения высокой полевой выучки воинских частей и подразделений, важнейшим элементом повышения боевой готовности войск, позволяющим качественно готовить их к ведению боевых действий в современном общевойсковом бою.



Тактические учения с артиллерийским подразделением (воинской частью, соединением) являются односторонними (с обязательной имитацией действий противника), многостепенными (по количеству планируемых к проведению этапов). Большая часть времени на учениях должна отводиться розыгрышу динамики боевых действий, в том числе не менее 30% от общего объема учебного времени – подготовке и ведению боевых действий в условиях ограниченной видимости (ночью).

На тактические учения подразделения выводятся в полном составе со штатным вооружением и военной техникой, обеспечивающим качественную отработку учебных вопросов, и обязательно со средствами усиления.

Основным методом обучения на тактических учениях является практическая работа обучаемых по выполнению своих функциональных обязанностей в тактической обстановке по учению.

В ходе тактических учений командиры подразделений приобретают практические навыки управления подчиненными подразделениями и их штабами и одновременно обучают подчиненных; подразделения готовятся к ведению боевых действий в условиях применения, как обычного оружия, так и оружия массового поражения, средств радиоподавления; совершенствуют изученные и отрабатывают (исследуют) новые способы разгрома противника, обучаются умелому и наиболее эффективному применению вооружения и военной техники. Подразделения практически выполняют мероприятия всестороннего обеспечения: осуществляют инженерное оборудование позиций, окопов с укрытиями и площадками для стрельбы, маскировку, устройство заграждений, проделывание проходов в минновзрывных заграждениях противника, мероприятия по РХБ защите и другие мероприятия с учетом складывающейся обстановки. В течение учебного года с каждой батареей в полном объеме отрабатывается инженерное оборудование открытой огневой позиции, а с каждым дивизионом – закрытой огневой позиции батареи; подразделения обучаются постановке аэрозольных завес.

На каждом учении создаются условия для реального ведения разведки, обслуживания и управления огнем штатных и приданных подразделений. Совместно с авиацией отрабатываются вопросы взаимного опознавания, взаимодействия, целеуказания и наведения, а также обеспечиваются контроль и соблюдение обучаемыми требований безопасности.

Тактические учения проводятся по комплексным темам, предусматривающим отработку боевых задач в нескольких видах боевых действий.


Темы батарейных тактических учений и выделяемые средства усиления определяются командиром воинской части, дивизионных - командиром соединения. Их содержание должно отвечать боевому предназначению воинской части (соответствовать Единой комплексной тактической задаче) и обеспечивать повышение полевой выучки подразделений и их боевой готовности.

При проведении учений изучаются (отрабатываются) новые методы организации боя, способы и наиболее эффективные приемы тактических действий, огневого поражения противника, управления штатными и приданными подразделениями, а также практически выполняются мероприятия по обману противника.

Количество и продолжительность тактических учений определяются Организационно-методическими указаниями (в части касающейся подготовки РВиА) по оперативной, мобилизационной, боевой подготовке главнокомандующего Сухопутными войсками на учебный год, Наставлением по организации и проведению общевойсковых тактических учений, Курсом подготовки артиллерии. Правила оценки тактических учений изложены в действующем Курсе подготовки артиллерии.

Руководителями тактических учений с артиллерийскими подразделениями являются:

командир батальона – с минометной (артиллерийской) батареей и противотанковым взводом;

командир дивизиона – с батареей;

начальник артиллерии соединения (воинской части) – с дивизионом (батареей);

командир соединения (воинской части) – с дивизионом;

командующий объединением (заместитель командующего объединения) - с артиллерийским соединением (воинской частью).

Основными методами при проведении занятий являются: рассказ, устное изложение учебного материала (объяснение), обсуждение изучаемого материала (беседа), показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая работа.

Устное изложение учебного материала (объяснение) применяется для раскрытия положений Боевого устава, курсов, наставлений, методических рекомендаций, другого материала, его обоснования, анализа решений и действий обучаемых. Устное изложение учебного материала заключается в изложении учебного материала с доказательствами положений и рассуждениями руководителя, в которых особое внимание уделяется примерам практического опыта ведения боевых действий, с его ответами на вопросы обучаемых и сочетается с демонстрацией образцов оружия, вооружения и военной техники, сооружений, наглядных пособий, схем, показом учебных диа-, видео-, кинофильмов и применением компьютерных программ. Объяснение может предшествовать упражнению или показу, применяться в ходе и после упражнения и практической работы (на разборах занятий).


При объяснении положений Боевого устава, содержания боевых задач и способов их выполнения, а также других вопросов, выносимых на занятия, руководитель может применять макет местности. Для этого он заранее подготавливает соответствующую обстановку, где условными знаками и макетами обозначает положение противника, места его огневых средств, заграждений и сооружений, положение и боевые задачи своего подразделения. Затем, объявив тему, учебные цели и вопросы, он располагает обучаемых вокруг макета местности и приступает к изложению материала. Путем перестановки условных знаков и макетов руководитель рассказывает и показывает в целом и по элементам возможные действия противника и целесообразные варианты действий обучаемых в составе подразделения.

Обсуждение изучаемого материала (беседа) заключается в обсуждении обучаемыми поставленных руководителем вопросов с последующим подведением итогов по каждому и по теме занятия в целом.

Показ (демонстрация) применяется для формирования у обучаемых правильных и единых представлений о содержании изучаемых положений, выполнении того или другого приема. Он заключается в образцовом выполнении действий (приема) самим руководителем или в демонстрации кинофильмов и средств, отображающих наглядность изучаемого действия (приема). Показу обычно сопутствует краткое пояснение (объяснение) демонстрации действий (выполнения приемов).

Упражнение (тренировка) – многократное повторение обучаемыми приемов и действий с постепенным усложнением условий в целях выработки навыков. Упражнение служит для того, чтобы научить обучаемых применять знания на практике и является основным методом овладения воинским мастерством. Разновидностью упражнения является тренировка. На тренировке создаются более сложные условия, чем при выполнении упражнения, чтобы совершенствовать уже имеющиеся умения и вырабатывать навыки, закреплять знания техники выполнения приемов, правил и требований безопасности эксплуатации вооружения. Упражнение (тренировка) применяется в ходе тактико-строевых занятий и во время самостоятельной подготовки.

Практическая работа заключается в выполнении обучаемыми своих функциональных обязанностей в сложной тактической обстановке самостоятельно и в составе подразделения. Практическая работа служит для дальнейшего совершенствования знаний, навыков и умений, морально-психологических и боевых качеств обучаемых. К ней