Файл: Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. Информативная функция заголовков..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. Информативная функция заголовков.».
Цель: учить передавать в заголовке тему или основную мысль текста, совершенствовать навыки определения темы и главной мысли текста.
Планируемые результаты
Предметные: уметь определять основную мысль и тему, рассуждать, анализировать, строить умозаключения по содержанию текстов; знать определения «тема текста», «основная мысль текста»; научатся формулировать тему текста в зависимости от его содержания.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно планируют и выполняют действия на знакомом учебном материале, действуя в сотрудничестве с учителем, учащимися, самостоятельно выстраивают план действий по решению учебной задачи, осуществлять контроль; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.
Познавательные: Научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика.
Личностные: формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Тип урока: решение учебной задачи (урок совершенствования знаний, умений и навыков).
Образовательные ресурсы: Учебник «Русский родной язык» 4 класс / О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов.
Ход урока
-
Организационный момент -
Актуализация знаний
-
Проверка домашнего задания.
- Учащиеся зачитывают составленные диалоги (по желанию).
-
Индивидуальная работа.
- Прочитай текст. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Придумай заголовок к тексту. Подчеркни орфограммы в словах.
Карточка:
- Прочитай текст и подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавь текст.
От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.
Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном.
Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие.
- В каком предложении заключена главная мысль текста.
- Как озаглавили текст? (Ответы учащихся)
(Записывают число в тетради)
-
Работа у доски (по желанию)
- Запишем предложение, в котором заключена главная мысль текста.
Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие.
- Подчеркните основу предложения. Укажите какими частями речи они выражены.
- Найдите прилагательное. Разберите как часть речи.
Утреннее (купание) – прил., какое?, н.ф. – утренний, с.р., В.п.,, ед. ч., втор. чл. пред..
III. Самоопределение к деятельности
-
Работа с учебником: стр. 78
– Откройте учебник нас.78. Прочитайте тему урока.
– Прочитайте рубрику «Интересный вопрос» ?.
– На какие вопросы нам надо дать ответы сегодня на уроке ? (Может ли заголовок текста указывать на тему текста? Может ли заголовок передавать основную мысль текста?)
IV. Первичное восприятие и усвоение знаний с проговариванием во внешней речи.
-
Рубрика «Важная информация» (!)
– Что такое тема текста?
– Что такое основная мысль текста?
-
Работа по учебнику. Фронтальная работа.
Упр.1 (с.78-79) –устно.
- Прочитайте задание к упражнению. Что необходимо определить? (Проанализировать названия рассказов и сказок, и, исходя из названий, предположить, о чём эти книги, о чём произведения в этих книгах.)
- Прочитайте название книги Виталия Бианки. О чём нам говорит название этой книги?
(Название книги "Сказки и рассказы о животных" говорит нам о том, что в этой книге есть сказки и рассказы только о животных и природе.)
- Прочитайте названия самих сказок и рассказов, которые входят в этот сборник. О чём нам говорят названия этих сказок и рассказов? (Названия сказок и рассказов говорят о том, что прочитав их, мы узнаем о жизни зеленого пруда и его обитателей, о муравье, о зайце, о кукушонке, об отношениях лисы и мышей, о том, как звери и птицы переносят наводнение в лесу, о жизни сов, о том, какие хвосты бывают и для чего.)
- Прочитайте название книги Бориса Житкова. О чём нам говорит название этой книги?
(Название книги "Что бывало" дает нам понять, что из книги можно узнать о чём-то, что давно уже прошло.)
- Прочитайте названия рассказов, которые входят в этот сборник. О чём нам говорят названия рассказов?(Из названий рассказов этого сборника становится понятно, что речь в рассказах идет о цветке, пожаре, о том, как затонул и был поднят со дна реки пароход, о льдинах, о наводнении.)
- Какая из этих книг вас заинтересовала? Вы бы хотели прочитать её? Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке.
-
Чтение учителем рассказа «Купание медвежат» В.Бианки. -
Работа в тетради. Записать предложение из рассказа «Купание медвежат» В.Бианки. (Предложение на карточке)
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотникслез с дерева и пошёл домой.
- Прочитайте предложение. Какое это предложение: простое или сложное? (Сложное, потому что в нём две грамматические основы, два простых предложения, связанных по смыслу и объединённых союзом а, между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая.)
- Прочитайте первое простое предложение, подчеркните в нём грамматическую основу.
- Прочитайте второе простое предложение, подчеркните грамматическую основу. Что хотите сказать о втором простом предложении? (В нём два однородных сказуемых.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Закрепление и систематизация знаний.
-
Работа по учебнику.
Рубрика «Важная информация» (!)
- Прочитайте правило на стр.79.
- Что часто выражено в заголовке текста? (Тема текста.)
- Как можно сформулировать тему текста? (Указать на главного героя, место или время действия, событие, которое произошло.)
Упр.3 стр.79 – устно.
Вывод: Дети очень любят задавать вопросы и получать на них ответы. Заголовки в таких книгах делают в виде вопросов, чтобы ребёнок понял, что в книге найдет ответы на многие вопросы, которые его интересуют.
VI. Домашнее задание: стр.79 упр.2 – составить небольшой текст на тему по выбору, озаглавить текст, используя в качестве заголовка его тему.
- О чём бы вы хотели написать? (Ответы учащихся).
VII.Итог урока.
– Что такое текст? (Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Предложения в тексте объединены общей темой.)
– Каковы признаки текста? (Текст имеет основную мысль. Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорится о ком, о чём пойдёт дальше речь. В основной части содержится самая важная информация.
Заключение – это подведение итогов и вывод. К тексту можно подобрать заголовок, в заголовке может быть выражена либо тема, либо основная мысль текста.)
— Что такое тема текста?
— Что такое главная мысль текста?
VIII.Рефлексия
— На какие вопросы нам необходимо было дать ответы в начале урока? Дайте свой ответ.
— Может ли заголовок текста указывать на тему текста? (Да, может. По названию уже можно понять, о чем рассказ.)
— А может ли заголовок передавать основную мысль текста? (Нет, основную мысль текста можно понять только после прочтения текста.)
— Оцените свою работу.
На уроке я научился…. Я понял…. Мне было сложно…
«Купание медвежат» (В.Бианки)
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. |
- Прочитай текст и подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавь текст. __________________________________ От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном. Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие. |
- Прочитай текст и подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавь текст. __________________________________ От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном. Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие. |
- Прочитай текст и подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавь текст. __________________________________ От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном. Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие. |
- Прочитай текст и подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавь текст. __________________________________ От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном. Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие. |
- Прочитай текст и подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавь текст. __________________________________ От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном. Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие. |
- Прочитай текст и подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавь текст. __________________________________ От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном. Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие. |