Файл: Типовая технологическая карта (ттк) возведение насыпи земляного полотна автомобильной дороги из.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3.6.
Если при устройстве переходного слоя не обеспечивается необходимая ровность земляного полотна,
следует предусмотреть выравнивающий слой из песчано-гравийных грунтов толщиной 15-20 см.
3.3.7.
На поверхности откосов основного ядра насыпи устраивают защитные слои, предохраняющие ядро насыпи от увлажнения.
При использовании глинистых грунтов в качестве защитного элемента, откосы ядра насыпи выполняют в виде уступов шириной 2,5-3,0 м (см. Рис.11).
Рис.11. Конструкция насыпи из крупнообломочных грунтов с защитными элементами из глинистых грунтов
1 - капилляропрерывающий слой; 2 - ядро насыпи из аргиллитового грунта; 3 - защитный слой на откосе; 4 - морозозащитный слой; 5 - слой укрепления на поверхности откоса.
3.3.8.
При наличии "рваной" поверхности откоса насыпи из крупнообломочных грунтов, следует устраивать на откосах выравнивающий слой из связных грунтов с последующей плакировкой его поверхности растительным грунтом или засевом трав (см. Рис.12).
Рис.12. Конструкция насыпи из крупнообломочных грунтов
1 - выравнивающий слой из песчано-гравийных грунтов; 2 - переходный слой мелкообломочных (аргиллитовых)
грунтов; 3 - ядро насыпи из крупнообломочных (аргиллитовых) грунтов; 4 - выравнивающий слой на откосе из связных (глинистых) грунтов
3.4. Подготовительные работы
3.4.1.
До начала основных работ по возведению земляного полотна должны быть завершены подготовительные работы, в состав которых входят:
- геодезические разбивочные работы по восстановлению и закреплению на местности трассы дороги, границ полосы отвода, углов поворота трассы и т.д.;
- расчистка территории в пределах полосы отвода от леса, кустарника, пней и камней;
- разборка подлежащих сносу строений и их фундаментов, расположенных в полосе отвода под строительство;
- перенос существующих инженерных сетей из полосы отвода под строительство;
- срезка и складирование растительного слоя грунта;
- подготовка основания под насыпь земляного полотна;
- расчет технологических параметров насыпи земляного полотна;
- геодезическая разбивка поперечных профилей земляного полотна;
- разработка схем и устройство временных землевозных дорог для транспортировки грунта к месту производства работ.
3.4.2.
При восстановлении трассы выполняют геодезические работы с целью переноса проекта на местность и контроля соответствия проекту размеров высотных отметок сооружения. Для этого выполняется восстановление обозначенных в период проектных изысканий:
- оси трассы;
- осей искусственных сооружений;
- границ отведённой территории;
- геодезической разбивочной основы, служащей для привязок отметок и расстояний к государственной геодезической сети.
Технология геодезических работ по восстановлению и закреплению на местности трассы дороги и границ полосы отвода подробно рассмотрена в отдельной Технологической карте.
3.4.3.
Расчистка полосы отвода под строительство автомобильной дороги от леса, кустарника, пней,
порубочных остатков, крупных, камней, строительного мусора и др. осуществляют по отдельным участкам в порядке очередности производства на них работ по возведению земляного полотна.
В состав работ по расчистке полосы отвода входят следующие виды работ:
- подготовка лесосеки;
- валка леса;
- обрубка сучьев деревьев;
- сбор и удаление порубленных остатков;
- трелевка хлыстов к временным складам;
- разделка хлыстов на сортименты;
- погрузка и вывозка деловой древесины или дров;
- корчевание пней и вычесывание корней.
Подготовка лесосеки включает уборку сухостойных и зависших деревьев, вырубку кустарников и мелколесья,
прокладку трелевочных волоков и организацию временного склада, где предусматривается разделка хлыстов на сортименты, складирование и отгрузка полученной деловой древесины или дров, прокладку в необходимых случаях тракторных путей и временных дорог.
Трелевочные волоки и временные склады должны размещаться в пределах отведенной для дороги полосы, а в случае невозможности в местах, определенных проектом, с соответствующим оформлением временного отвода.
Вывозка древесины и отходов в летнее время производится по временным дорогам, проложенным в пределах полосы отвода, и по дрогам существующей сети.
Лес спиливают бензомоторными пилами преимущественно в зимний период, так как это обеспечивает лучшие условия просушки дорожной полосы в весеннее время до начала земляных работ и облегчает вывозку полученного при порубке леса по зимнему пути, особенно при наличии заболоченности.
Высота пней должна быть минимальной. Для направленной валки деревьев, облегчающей трелевку,
применяют различные приспособления (валочные вилки, валочные лопатки и др.).
При невозможности использовать древесину в качестве деловой допускается валка деревьев без спиливания вместе с корнями с помощью бульдозеров и корчевателей-собирателей на тракторах класса 10 тс и более. При валке деревьев и кустарника вместе с корнями необходимая сортировка и вывозка древесины производятся до начала работ по удалению плодородного слоя почвы. Удаление леса или кустарника вместе с плодородным слоем почвы не допускается.
На участках просек с кустарниками и мелколесьем при толщине до 10-15 см расчистка дорожной полосы может выполняться с помощью кустореза с последующим собиранием срезанных кустов и деревьев и вычесыванием корней с помощью корчевателя-собирателя или бульдозерно-рыхлительного агрегата.
Собирание в кучи порубочных остатков (обрубленных сучьев, вершин, срезанного кустарника) выполняют корчевателем-собирателем после вывозки с пасеки хлыстов. Места для укладки порубочных остатков выбирают так, чтобы кучи не мешали последующим работам по корчевке пней, вычесыванию корней и возведению земляного полотна. Кучи должны располагаться не ближе 8 м от стены леса.
Порубочные остатки мелколесье, выкорчеванные пни должны выполняться для промышленной проработки или в места складирования, отведенные органами лесного хозяйства. Сжигание остатков на месте допускается по согласованию с лесхозом и органами пожарного надзора в установленное ими время.
Корчевку пней следует выполнять бульдозером. При корчевке крупных пней с сильно развитой корневой системой в целях облегчения корчевки корни подкапывают и подрубают. Вычесывание корней, оставшихся после корчевки пней и срезки кустарника и мелколесья, осуществляется корчевателем-собирателем. Оставшиеся после корчевки ямы засыпают с послойным уплотнением грунта. После вычесывания корней и удаления почвы вся поверхность основания под насыпь должна быть спланирована и тщательно уплотнена тяжелыми катками.
Камни (валуны), мешающие возведению земляного полотна, должны быть удалены бульдозерно- рыхлительными агрегатами. Для захвата и перемещения крупных камней следует использовать цепи или захватные приспособления.
Производство работ по лесорасчистке полосы отвода подробно рассмотрено в отдельной Технологической карте.
3.4.4.
Разбивка работ по срезке и складированию растительного слоя грунта заключается в выноске в натуру границ срезки и контуров валов складирования. Для разбивки границ срезки используют вешки высотой 1-1,5 м,
устанавливаемые через 20-25 м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ - бороздой (рыхлителем).
В целях предупреждения поломки или засыпки установленных ранее знаков выноса проекта на местность следует защитить ограждениями из трех реек, скрепленных верхними концами "в шатер", или обозначить специальными вешками. После окончания срезки плодородного слоя почвы установленная для этой работы разбивка снимается.
Плодородный слой почвы срезают и перемещают бульдозером на границу полосы отвода, складируют в валы с последующей погрузкой в автотранспорт и вывоз в места хранения. Толщина снятия растительного слоя грунта равна h=0,20 м.
Если подлежащий снятию слой имеет высокую плотность или в нем остались корни после удаления леса, до начала срезки рыхлят слой.
Плодородный слой почвы снимают, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину.
Производство работ по срезке растительного (плодородного) слоя почвы подробно рассмотрено в отдельной
Технологической карте.
3.4.5.
До начала возведения насыпи поверхность естественного грунтового основания, после срезке растительного слоя грунта должна быть выровнена бульдозером. На горизонтальных участках в не дренирующих грунтах поверхности основания придается поперечный уклон от оси 20-40‰. Наличие в не дренирующих грунтах ям, траншей, котлованов и других понижений, в которых может застаиваться вода, не допускается.
Местные понижения заполняют послойно с уплотнением до требуемой для основания плотности.
Основания уплотняют непосредственно перед отсыпкой вышележащих слоев земляного полотна.
Производство работ по подготовке естественного основания под насыпь земляного полотна подробно рассмотрено в отдельной Технологической карте.
3.4.6.
Разбивку поперечных профилей земляного полотна осуществляют по пикетным знакам, знакам разбивки кривых и реперам, вынесенным в процессе подготовительных работ за наружную бровку резервов.
Разбивку насыпей выполняют после срезки плодородного слоя почвы, расчистки и выравнивания естественного основания.
Попикетную разбивку насыпей производят с помощью кольев длиной 1-1,5 м толщиной не менее 4 см и разметочных колышков длиной 30-40 см. Забивка кольев производится на глубину 20-30 см. Кольями обозначают:
- высотные отметки по оси и по бровкам насыпи - на выносе за пределы резервов;
- высотную отметку бровки земляного полотна - по линии бровки.
Колышками обозначают границы подошвы откоса насыпи.
Разбивка насыпи заключается в установке кольев по оси дороги, высота которых должна быть равна высоте насыпи с учетом толщины дорожной одежды. Одновременно кольями обозначают линию подошвы насыпи. На кольях указывают проектные отметки верха рабочего слоя по оси насыпи и высоту насыпи по бровке (рабочей отметки насыпи).
На прямых горизонтальных участках разбивочные поперечники устраивают через 50 м, на вогнутых кривых - через 10-20 м, на горизонтальных и вертикальных выпуклых кривых - через 20-50 м. Порядок разбивки земляного полотна подробно рассмотрен в отдельной Технологической карте.
3.4.7.
До начала производства работ по сооружению земляного полотна, необходимо произвести расчеты по определению параметров устраиваемой конструкции, в том числе:
Толщину каждого технологического слоя земляного полотна
(если неизвестна толщина уплотнения данного грунта применяемым катком):
, м,
- проектная толщина слоя
1,0 м
- требуемая величина коэффициента уплотнения
=0,98
- коэффициент начального уплотнения бульдозером
0,85
- величина осадки насыпи
2%
Ширину верха и низа каждого технологического слоя земляного полотна
, м,
где
- ширина рабочего слоя земляного полотна поверху, м.
м,
где
- ширина по верху дорожной одежды
- толщина слоев дорожной одежды (в сумме)
- величина заложения откосов земляного полотна
- проектная толщина технологического слоя
Площадь поперечного сечения технологического слоя
, м ,
где
- ширина слоя земляного полотна поверху, м
- ширина слоя земляного полотна понизу, м
- толщина технологического слоя, м.
Объем грунта необходимый для отсыпки технологического слоя
, м ,
где
- коэффициент относительного уплотнения, принимается по табл.14, Приложения 2, СНиП 2.05.02-85,
при требуемом коэффициенте уплотнения технологических слоев
=0,95 1,05 и рабочего слоя
=0,98 1,08.
Необходимое количество грунта разработать в карьере для возведения насыпи
, м
,
- коэффициент остаточного разрыхления грунта
,
- остаточное разрыхление грунта 20-30%
3.4.8. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).
3.5. Возведение ядра насыпи из крупнообломочного грунта
800 мм
3.5.1.
Возведение насыпи земляного полотна включает осуществление следующего комплекса последовательно (либо частично параллельно) выполняемых процессов и операций:
-·разработка грунта в карьере экскаватором с погрузкой в автосамосвалы;
-·транспортировка грунта автосамосвалами из карьера в насыпь;
- разравнивание грунта в насыпи бульдозером;
-·уплотнение грунта насыпи самоходными дорожными катками;
- устройство защитного слоя из глинистого грунта на откосах.
где
- ширина по верху дорожной одежды
- толщина слоев дорожной одежды (в сумме)
- величина заложения откосов земляного полотна
- проектная толщина технологического слоя
Площадь поперечного сечения технологического слоя
, м ,
где
- ширина слоя земляного полотна поверху, м
- ширина слоя земляного полотна понизу, м
- толщина технологического слоя, м.
Объем грунта необходимый для отсыпки технологического слоя
, м ,
где
- коэффициент относительного уплотнения, принимается по табл.14, Приложения 2, СНиП 2.05.02-85,
при требуемом коэффициенте уплотнения технологических слоев
=0,95 1,05 и рабочего слоя
=0,98 1,08.
Необходимое количество грунта разработать в карьере для возведения насыпи
, м
,
- коэффициент остаточного разрыхления грунта
,
- остаточное разрыхление грунта 20-30%
3.4.8. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).
3.5. Возведение ядра насыпи из крупнообломочного грунта
800 мм
3.5.1.
Возведение насыпи земляного полотна включает осуществление следующего комплекса последовательно (либо частично параллельно) выполняемых процессов и операций:
-·разработка грунта в карьере экскаватором с погрузкой в автосамосвалы;
-·транспортировка грунта автосамосвалами из карьера в насыпь;
- разравнивание грунта в насыпи бульдозером;
-·уплотнение грунта насыпи самоходными дорожными катками;
- устройство защитного слоя из глинистого грунта на откосах.
3.5.2.
Для разработки крупнообломочного грунта в карьере применяется гидравлический экскаватор Volvo
EC-290B с навесным оборудованием "обратная лопата", с ёмкостью ковша 1,45 м , имеющий следующие эксплуатационные характеристики:
- максимальный радиус копания на уровне стоянки
=11,29 м;
- глубина выемки на уровне стоянки
=7,98 м;
- высота разгрузки
=7,34 м;
- радиус разгрузки при высоте автотранспорта 3,0 м
=7,82 м;
- оптимальный радиус резания м.
Разработку грунта в карьере начинают по заранее намеченной трассе с пионерной траншеи до отметки,
позволяющей обеспечить нормальный набор грунта ковшом экскаватора. Затем разработку грунта ведут продольными (боковыми) или торцевыми (лобовыми) проходками.
Автосамосвалы под погрузку подают задним ходом и устанавливают на расстоянии 1,0 м от бровки карьера с таким расчетом, чтобы средний угол поворота стрелы экскаватора не превышал 90°. Место остановки автомобиля-самосвала при загрузке отмечают вешкой.
При этом необходимо учитывать, что радиус выгрузки экскаватора при высоте выгрузки 2,4 м составляет
7,82 м. При разгрузке ковш должен находиться на расстоянии примерно 0,5 м
над бортом автомобиля-самосвала.
Ширину проходок экскаватор определяют расчетом.
При торцевой проходке при выгрузке грунта на одну сторону ширина проходки по верху:
м,
где
- максимальный радиус копания на уровне стоянки, 11,29 м;
- длина передвижки; принимается не более 0,75 длины рукояти экскаватора: 0,75 3,7=2,78 м принимаем длину передвижки
=2,5 м;
- радиус выгрузки в транспортное средство, 7,82 м;
- ширина колеи транспортного средства=2,63 м (КамАЗ-6520);
- расстояние от бровки котлована до колеи транспортного средства, 4,0 м.
При боковой проходке её ширина определяется по формуле м,
где
- коэффициент откоса, 0,5;
- глубина разработки карьера, 7,0 м
- наибольший радиус резания на уровне забоя=
м
Расстояние от кромки забоя до оси прохода экскаватора определяется по формуле:
принимаем 5,0 м,