Файл: Общая характеристика системы юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Понятие и структура правовой культуры.

Правовая культура – состояние правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство общества».

Правовая культура – совокупность правовых ценностей субъекта, определяющая его правовое поведение.

Виды правовой культуры:

1) ПК индивида;

2) ПК социальных групп;

3) ПК общества того или иного государства;

4) Национальная ПК;

5) Общечеловеческая ПК.
Структура правовой культуры:

1) правовые идеи, доктрины – определяющие содержание правовых ценностей субъекта;

2) правовые нормы – закрепляют правовые ценности социальных групп, общества, наций, общечеловеческие ценности;

3) правовые поступки – проявление системы правовых ценностей субъекта в реальной действительности, через правовое поведение.


  1. Понятие и формы реализации права.

Реализация права – претворение предписаний юрид.норм в жизнь, путем правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Формы реализации права:

  • Непосредственные (сами) - соблюдение, исполнение и использование права, реализующееся самостоятельно, без необходимости привлечения компетентных субъектов

  • Опосредованные (с помощь кого-либо) - соблюдение норм права имеет место быть, когда реализуется запрещающая норма права и субъекты воздерживаются от недопустимых законодательством действий.

Особой, специфической реализацией права является применение права.

Применение права необходимо:

  • Когда права и обязанности позитивного характера не могу возникнуть без властного решения уполномоченного субъекта

  • В случае конфликта сторон, спора о правах, возникновения препятствия при осуществлении своего права

  • В случае совершения правонарушения

  • Когда иным способом нельзя установить наличие факта, имеющего юрид.значение




  1. Применение как форма реализации права.


Применение права - опосредованная форма реализации права, которая предполагает, что субъект самостоятельно не может реализовать законный интерес и для его реализации требуется участие компетентных субъектов.

Принципы:

  • Законность и обоснованность

  • Объективность

  • Своевременность и оперативность

  • Целесообразность и эффективность решения

  • Справедливость и гуманность

  • Единообразие

Признаки:

  • Это организующая, властная деятельность (решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано)

  • Применение всегда осуществляется уполномоченными на то субъектами, строго в пределах их компетенции

  • Применение права осуществляется в особых, установленных законом, формах

  • Применение права завершается вынесением акта применения права(индивидуальный правовой акт)

  • Применение права - комплексная форма реализации правовых предписаний




  1. Правоприменительная деятельность: понятие и стадии.

Применение права (правоприменительная деятельность) - опосредованная форма реализации права, которая предполагает, что субъект самостоятельно не может реализовать законный интерес и для его реализации требуется участие компетентных субъектов.
Стадии правоприменения:

1. Установление фактических обстоятельств дела (определение относительности, допустимости, достаточности, достоверности фактического материала);

2. Правовая квалификация дела, предполагающая выбор соответствующей нормы на основании которой будет вынесено решение;

3. Принятие решения по делу и оформление его актом применения права.


  1. Субъекты правоприменительной деятельности.

Субъектами правоприменительной деятельности являются компетентные органы и должностные лица, в качестве которых могут выступать органы гос.власти, муниципальные органы, а также должностные лица и коллегиальные лица учреждений и предприятий.


  1. Акты применения права: понятие и виды.

Акт применения права - официальный правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юрид.дела.


Классификация:

1. регулятивные

2. охранительные

В зависимости от субъектов, применяющих право:

  • Акты законодательных органов власти (постановление Совета Федерации о назначении Ген.прокурора)

  • Исполнительных органов власти (назначение, увольнение)

  • Судебных органов (постановление, приговор суда)

  • Контрольно-надзорных органов (протест прокурора, наложение штрафа)

  • Органов местного самоуправления (распоряжение мэра города о назначении главы районной организации)

По содержанию и значению в механизме реализации права:

  • Конкретизирующие акты (подтверждают наличие права у конкретного лица - должностная инструкция)

  • Регистрационные (определяют состояние личности - удостоверение нотариусом подписи)

  • О признании (умершим, отцовства)

  • Разрешающие (разрешение на приобретение охотничьего ружья)

  • Учредительные

  • Правоустановительные (восстановление на работе незаконно уволенного)

По форме:

  • Письменные: отдельный документ; в виде резолюции на материалы дела

  • Устные (оплатить проезд)

  • Конклюдентные: акты действия (задержание преступника); акты сигналы (регулировщика)

Признаки:

  • Имеет властный характер и охраняется принудительной силой гос-ва

  • Издается компетентными органами или должностными лицами

  • По своей природе - индивидуальный правовой акт (разрешает конкретную юрид.ситуацию, на сходные случаи не распространяется, рассчитан на однократное применение)

  • Направлен на реализацию требований правовых норм

  • Издается в установленной форме




  1. Соотношение правоприменительных и нормативно-правовых актов.

Сходства:

  1. Являются правовыми актами, т.е. официальными документами

  2. Издаются только уполномоченными на то субъектами

  3. Имеют властный характер, т.е. их решения обязательны для их адресатов

  4. Имеют установленную законом форму

Различия:

  1. Нормативный НПА - содержит норму права, а индивидуальный - нет

  2. Нормативный - содержит норму права, является источником права, рассчитано на многократное применении, предназначено для неопределенного круга субъектов; индивидуальный - не содержит норму права.

  3. Нормативный - устанавливает правила поведения общего характера; индивидуальный привязан к конкретным обстоятельствам.


Взаимодействия:

1.Всегда применяется на основании ПА
2. Без него не существует, не может ему противоречить



  1. Понятие, значение и этапы толкования права. Способы толкования права.

Толкование норм права – сложный интеллектуальный волевой процесс, направленный на установление точного смысла и содержания правовых норм и обнародование его для всеобщего сведения.

Толкование необходимо, поскольку прежде чем применить ту или иную норму права, необходимо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых ситуациях разъяснить ее.
Поэтому выделяют две стадии:

1) Уяснением права в рамках которой толкующий субъект, (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решая, как он будет действовать.

2) Разъяснение права, когда в целях установления одинокого понимания и применения, разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.
Неотъемлемым элементом интерпретационной деятельности является вынесение акта толкования права (интерпретационного акта).

Акт толкования права имеет свои особенности:

1)Не содержит норм права

2)Не имеет самостоятельного значения и действует в единстве с теми нормативными актами, в которых содержится толкуемые нормы.

3)Зависит от НПА, обслуживают их и разделяют их судьбу.

4)Не могут лежать в основе решения юридического дела

Акт толкования - это официальный документ, имеющий вспомогательное юридическое значение, направленный на установление действительного смысла и содержания правовых норм и рассчитанный, как на постоянно, так и на единовременное использование.
Для правильного уяснения правовых норм применяется комплекс способов толкования права:

1) Грамматический (языковой) - осмысление соответствующего текста толкования. Анализируя текст, толкователи выясняют значение слов, оценивая их общеупотребительное. Проводит синтаксический анализ, их характер и виды взаимодействия. И оценивает пунктуацию.

2) Систематический - позволяет внешние противоречия, коллизии. Эти такие связи, как субординации. Связи координации. Связи управления. Общая норма и специальная норма. Связи происхождения.


3) Историко-политический способ толкования предполагает способ оценки:

-Состояние общественных отношений во время изданий нормы права.

-Цели, которые при этом преследовались.

-Практику ее применения.

4) Логический - анализируется не слова и выражения, а понятия, которые они выражают


  1. Виды толкования права.

  1. По объему:

  • Буквальная (полное совпадение текста и смысла)

  • Расширительная

  • Ограничительная (действительный смысл правовой уже ее текстуального выражения)

  1. По субъекту (табл) :

  • Официальное

  • Нормативное

  1. Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, способы устранения и восполнения.

Пробел в праве - полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве нормы права, необходимой для урегулирования конкретной жизненной ситуации.

Пробел в праве можно восполнить или преодолеть. Восполнение или устранение пробелов выполняется путем правотворчества, т.е. правомочным органом НПА, закрепляющего недостающую норму или группу правовых норм, однако оперативное устранение пробелов таким путем не всегда возможно. Тогда правоприменитель сталкивается с необходимостью преодоления пробела в праве.

Для преодоления пробелов в праве используется институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Институт аналогий предусматривает два оперативных метода преодоления пробелов - аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона применяется в случае отсутствия нормы права, регулирующей рассматриваемые общественные отношения, но при наличии в законодательстве другой нормы, регулирующей сходные отношения с ним.

Аналогия права применяется при отсутствии в законодательстве как нормы права, регулирующей рассматриваемую ситуацию, так и нормы права, регулирующей сходные случаи. В этом случае дело решается на основании принципов права как общих, так и отраслевых. При этом следует учитывать, что институт аналогий применим не во всех отраслях права и если в арбитражном и гражданском процессуальном праве такие методы допустимы, то в случае уголовного или административного правонарушения институт аналогии применяться не может.