Файл: Общая характеристика системы юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Плюсы: способствует развитию гражданского согласия, исключает войны, восстания и революции, развитие духовности

Минусы: не научность


  1. Теории происхождения государства (патриархальная теория).

Авторы: Аристотель, Конфуций, Платон

Суть: Государство возникло из разрастающихся из поколения в поколения семей. Глава семьи = глава государства (монарх – отец всего народа, власть неограниченная)

Плюсы: формирует уважение к гос.власти, способствует сплочению, формирует дух родства

Минусы: опровергается современной наукой, нет научного и исторического подтверждения, власть монарха неограниченная, нельзя отождествлять семью и государство, в семье – родственники, а в гос. – народ, не имеет родственных связей, нет возможности инновациям


  1. Теории происхождения государства (договорная (естественно-правовая) теория).

Авторы: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев, Монтескье

Суть: Государство – это объединение людей на основе общественного договора, с целью достижения общих благ. Гос-во отождествляет с человеком, т.к. ему были присущи те же права – наличие неотъемлемых естественных прав, полученные от Бога и природы.

Плюсы: Возможность народа повлиять на власть; предпосылки гражданского общества; носит демократический х-р (основа демократии); опровергает существование религиозного начала в сущности гос-ва; гос-во отвечает перед народом, если гос-во нарушит «договорные» обязанности, то народ вправе «разорвать» договор.

Минусы: Идеалистический х-р (разное мнение); нет подтверждений, что хоть одно гос-во образовано на основе этой теории; теория предполагает общ.договор, как идеал, что в реальности опровергается.


  1. Теории происхождения государства (теория насилия).

Авторы: Гумплович, Кауцкий, Дюринг

Суть:Главная причина возникновения гос-ва лежит не в соц.-эк. развитии общества и возникновения классов, а в завоевании, насилии, порабощении, одних племен над другими (внеш), и одной части общества над другой (внут).

Плюсы: Имеет право на существование, т.к. основана на истерических фактах; такое гос-во дает защиту от других племен.


Минусы: Негуманна, т.к. насилие в основе;не универсальность теории; насилие – не может быть единственной причиной появления гос-ва; чтобы гос-во возникло, необходим высокий уровень эк. отношений.


  1. Теории происхождения государства (материалистическая (классовая) теория).

Авторы: Маркс, Энгельс, Ленин

Суть: Происхождение гос-ва – экономический фактор. Гос-во возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда; появление прибавочного продукта; частной собственности; раскол общ-ва на противостоящие классы.

Плюсы: Материальные условия общества играют большую роль; изменение форм трудовой деятельности; ведение хозяйства, собственности – влияют на возникновение гос-ва; при переходе от присваивающей к производящей экономики идёт дифференциация людей по имущественному признаку.

Минусы: Происхождение гос-ва в мире идет не по одной схеме; гос-во заинтересованно поддерживать только сильный класс; на образование гос-ва влияет также – полит.факторы и эк. факторы; роль гос-ва в экономической сфере – недооценивается.


  1. Понятие и признаки государства.

Государство - это специфическая, политическая организация общества, издающая обязательные для всего населения, на всей территории страны государственно властных веселия имеющая аппарат управления и принуждения и обладающая суверенитетом.

Признаки государства:

- Население (апатриды, бипатриды, иностранные граждане.)

- Территория

- Суверенитет

- Публичная политическая власть


  1. Территория государства: понятие, виды, элементный состав.

Территория – сфера пространственной юрисдикции гос-ва.

  1. Фактическая – это пространственная сфера в пределах гос. Границ, включающая в себя сушу, водное и воздушное пространство, недра и континентальный шельф

  2. Юрисдикционная – территория, которая может не совпадать с фактической, но на которую распространяется юрисдикция данного гос-ва (консульства, посольства, суда, военные базы)



  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Население государства. Понятия «гражданство» и «гражданская прерогатива».

Население – люди, проживающие на территории гос-ва и попадающие под его юрисдикцию.

Население: граждане, не граждане (без гражданства-апатриды, иностранцы, иного гражданства; двойного гражданства -бипатритриды).

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

Гражданство – устойчивая политико-правовая связь лица с гос-ом, выраженная в наличии у них взаимных прав и ответственностей.

Подданство – устанавливает политико-правовую связь лица с гос-ом, имеющим монархическую форму правления.

Принцип гражданской прерогативы – наличие большего объема прав у гражданина (подданного), чем у лиц без гражданства и иностранных граждан.


  1. Государственный суверенитет: понятие, признаки и формы.

Суверенитет – комплексный признак гос-ва, выраженный в верховенстве гос.власти по отношению ко всем другим видам власти в самом гос-ве (внутренний суверенитет) и независимость гос-ва на международной арене (внешний суверенитет), выраженная самостоятельностью гос-ва в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Национальный суверенитет – в связи с выходом и самостоятельностью гос-ва (право нации на самоопределение, в том числе отделение и образование новых самостоятельных гос-в).

Народный суверенитет – способность выбирать власть: выборы, референдум (исходный принцип демократии, означающий принадлежность власти народу и исходит от него).


  1. Публичная политическая власть как признак государства: понятие, признаки, виды.

Публичная политическая власть – это важнейший признак гос-ва, заключающийся в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, осуществляющих свою деятельность возмездно.

Признаки: обладает публичным характером, поскольку гласные предписания, принятые от имени гос-ва; одинаково обязательны для всего населения, не зависимо от того принимало ли оно непосредственное участие в подготовке и принятии этих мнений или нет.

Легальная власть - популярная у населения, обладающая престижем; диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.


Легальная власть - законная.


  1. Основные подходы к типологии государства. Формационный подход.

Формационный подход – подход, в котором подразумевают, что все гос-ва (одни быстрее, а другие медленнее) развиваются по опр. Сценарию и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общ.-полит. устройства (осн. критерии – эк. отн-я)

Общ.-соц. Формация – социосистема, базирующая, на том или ином способе производства материальных благ и его основе форме собственности.

Ф.п. выделяет типы гос-в (обществ):

1) Первобытнообщинное общество (гос-ва на этом этапе ещё не было, отсутствие частной собственности.

2) Рабовладельческое гос-во (создано в условиях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, как орудие их диктатуры (эксплуататоры - рабовладельцы, подчиненные - рабы)

3) Феодальное гос-во (в роли эксплуататора – феодал (обладающий собственностью на землю), а подчиненные – зависимые крестьяне.

4) Буржуазное гос-во (эксплуататоры – буржуазия, а подчиненные – пролетарий)

5) Коммунистическое гос-во (неравенство уничтожено, общая собственность, полит.власть уйдёт от ненадобности (будет гос. управление народом).


  1. Основные подходы к типологии государства. Цивилизационный подход.

Цивилизация – локально - общ.систем, обладающая общностью культурных, нравственных, религиозных, пространственно-географических и рядом других характеристик.

Цивилизационный подход –гос-ва развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития, основной критерий – тип цивилизации.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

  1. Первый – локальные цивилизации, совокупность взаимосвязанных соц. институтов.

  2. Второй – особенные цивилизации с соответствующим типом гос-ва. ( индийская, китайская, исламская).

  3. Третий – современная цивилизация с её государственностью, традиционных и современных соц.-полит. структур.

Плюсы: Весь комплекс факторов развития гос-ва

Минусы: Нет оценки экон. фактору, нет четкого определения цивилизации.


  1. Понятие и признаки функций государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых наиболее ярко проявляется его сущность и социальное назначение, его цели и задачи по управлению делами общества, осуществляемые в присущих ему формах и присущими ему методами


Признаки государства:

1) имеют комплексный синтезирующий характер, поскольку складываются из ряда отдельных, разноплановых аспектов деятельности государства в определенной сфере

2) всегда напрямую связаны с сущностью и социальным назначением государства, сущность государства предопределяется в целом тем, кому принадлежит власть, в чьих интересах и как она осуществляется. На сегодняшний день выделяют два типа государств по икс социальной сущности.

Типы гос-в по их социальной сущности:

а) классовое государство в котором управление обществом осуществляется с целью обеспечения интересов правящего класса.

б) общесоциальное, в котором учитываются при реализации функций государства интересы всего населения.

3) напрямую связанны с его целями и задачами, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития.

4) их не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов или государственных организаций.

5) отличаются своими методами и формами осуществления.


  1. Классификация функций государства.

Классификация функций государства:

1) по сфере действия.

2) по продолжительности осуществления.

3) по степени социальной значимости.

4) по содержанию государственной деятельности.

  1. По сфере действия функции подразделяются на внутренние и внешние:

Внутренние- характеризуют деятельность государства в пределах собственной территории и предполагают классификацию по содержательному критерию, то есть делятся на политические, экономические, социальные и тд.

Внешние- характеризуют государства, как субъекты международных отношений, к ним можно отнести функцию обороны, функцию суверенитета, функцию обеспечения мира.

  1. По зависимости от времени осуществления выделяю постоянные и временные функции:

Постоянные- неограниченны во времени и осуществляются в течении всего периода его существования- это политическая, экономическая, функция обороны, защиты прав человека.

Временные функции - осуществляются в рамках определенного периода в зависимости от возникшей временной необходимости (в условиях чрезвычайных ситуаций, преодоления кризиса и тд.)