Файл: Общая характеристика системы юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды:

  1. Простое

  2. Сложное (имеющее в составе одну или несколько автономий)

Автономия – самоуправление определенной части территории гос-ва, отличающейся национальными, географическими, бытовыми условиями.

  1. Централизованное – управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками.

  2. Децентрализованное – на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы.

  3. Относительно-централизованное – управление в территориальных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.




  1. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.

Федеративное – сложное союзное гос-во, части которого обладают определенным объемом политической самостоятельности.

Признаки:

  • Территория федерации состоит из территориальных субъектов

  • Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью (имеют признаки государственности)

  • Наличие 2х уровневой системы органов гос. власти

  • Высшая законодательная, исполнительная, судебная власть принадлежит общефедеральным органам

  • Имеется единая союзная конституция, в которой разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром

  • Наличие единых вооруженных сил и т.п., подчиняющихся центральному правительству

  • Наличие 2х уровневого законодательства

  • Парламент, как правило, 2х палатный

Виды:

По способу образования:

  • Договорные (объединение ранее самостоятельных гос. образований)

  • Конституционные (учрежденные актами гос. органов)

По характеру образования субъектов:

  • Национальные

  • Территориальные

  • Комплексные/смешанные

По степени равенства правового статуса субъектов:

  • Симметричные (все составные части имеют одинаковый конституционно-правовой статус)

  • Ассиметричные




  1. Конфедерация как переходная форма государственного устройства.

Конфедерация - союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей.

Признаки:

  • слабый уровень интеграции составляющих ее частей

  • наличие гос. суверенитета и иных признаков гос-ва

  • отсутствие единых высших органов гос. власти

  • право свободного выхода из конфедерации


Региональное государство - гос-во, в котором большинство адм. тер.единиц являются автономными образованиями.


  1. Политический режим: понятие и виды.

Политический режим - это система методов, приёмов, способов осуществления политической власти.

Признаки:

  1. степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы формирования

  2. соотношения прав и свобод человека и гражданина с правами гос-ва

  3. гарантированность прав и свобод личности

  4. положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачность гос. аппарата

  5. место и роль негос. Структур политической системе общества

  6. соотношение между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти

  7. характер правового регулирования, стимулирующий/ограничивающий, в отношении граждан и должностных лиц

  8. учет интересов меньшинства при принятии политических интересов

  9. доминирование определенных методов при осуществлении политической власти

  10. степень верховенства закона во всех сферах жизни

  11. мера полит. Плюрализма, в том числе многопартийности

  12. полит.июрид. Положение и роль в обществе силовых структур гос-ва




  1. Демократический политический режим: понятие и признаки.

Демократический режим это способ функционирования политических систем общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти.

Признаки:

  • свободная деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках конституции

  • идеологический плюрализм, то есть наличие в обществе различных идеологических течений, концепций и отсутствие господствующей идеологии

  • формирование органов государственной власти выборным путем

  • наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность




  1. Тоталитарный политический режим: понятие и признаки.

Характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти.

Признаки:



  • наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти

  • господство одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму

  • «культ личности» в обществе, его государственное обеспечение

  • функционирование административно-командной системы в государстве

  • бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности




  1. Характеристика современной России с точки зрения формы государства.

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство. А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.


  1. Государственный механизм: понятие и структура.

Механизм гос-ва – система гос. органов, учреждений, организаций и предприятий, взятая в их взаимодействии и практическом функционировании.


Элементы:

-гос. организации( подразделения осуществляющие охранительную деятельность)

-гос. учреждения( подразделения осуществляющие деятельность по выполнению функций в социально, культурной и научной сферах)

-гос. предприятия( подразделения осуществляющие от имени гос-ва хоз-эконом. деятельность, производят продукция либо обеспечивают производство


  1. Государственный аппарат: понятие и структура.

Аппарат гос-ва – система всех наделенных полномочиями гос. органов, созданных для решения стоящих перед ними задач и осуществления его функций.

Назначение:

  • разработка и принятие общеобязательных правил поведения

  • установление системы юрид. гарантий, обеспечивающих эффективную реализация правовых предписаний

  • осуществление надзора и контроля за соблюдением законности и поддержанием правопорядка

  • осуществление правосудия

Признаки:

  • формируется по воле гос-ва для реализации его функций

  • от имени гос-ва осуществляет законотворческую, исполнительно-распорядительную деятельность, деятельность по осущ правосудия

  • обладает монополией на гос. принуждение

  • состоит из гос. органов (закон., исп., судеб.власть)

  • в основу формирования и функционирования гос. аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники осуществляют свою деятельность на проф. Основе и не должны заниматься другими видами возмездной деятельности)




  1. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Гос. орган- это относительно-самостоятельное, структурно-обособленное звено гос.аппарата, создаваемое гос-ом для реализации целей и задач, наделенная для этого соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу гос-ва.

Признаки:

  • наделенгос-властными полномочиями по изданию предписаний властно-распорядительного характера и имеющих значение для всего населения и обязательных к исполнению

  • формируется по воле гос-ва для реализации его функций

  • наделен определенной компетенцией

  • может иметь внутреннюю структуру

  • имеет территориальный масштаб деятельности

  • занимает определенное место в системе властной иерархии

  • состоит из гос. служащих


Гос.служащий – гражданин РФ, состоящий на гос.должности, исполняющий права и обязанности, установленные

  • имеет собственную организационную и материальную базу

Виды

  1. по территориальному масштабу: федеральные и региональные

  2. по порядку образования: представительные и производные

  3. по способу образования: выборные и назначаемые

  4. по характеру осуществляемых полномочий: законодат., исполнит., судебные, контрол.надзорные, институт главы гос-ва

  5. по времени действия: постоянные и временные




  1. Принципы формирования и функционирования государственных органов.

Демократизм – гос.аппарат, формируется при активном участии народа и осуществляет свою деятельность в целом в интересах народа.

Централизм – реализация принципа подчинения нижестоящего органа властиуправления вышестоящему

Федерализм – способ (принцип) территориальной организации государства, выраженный в характере взаимоотношений субъектов федерации между собой и федеральными органами государственной власти.

Выборность – замещение должности путем выборов.

Назначаемость – замещение должности по назначению.

Коллегиальность – руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов.

Единоначалие – во главе органа управления (его структурного подразделения), предприятия, учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.

Открытость/гласность – широкое обнародование через СМИ процесса и результатов работы органов исполнительной власти.

Профессионализм – наличие спец.подготовки у работников гос.органов, учет этого при приеме на работу и продвижении по службе, регулярный контроль за соответствием уровня проф.подгововки занимаемой должности.

Равный доступ к гос.службе – право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации.

Законность – соблюдение и исполнение законодательства (законов и подзаконных актов), все органы гос-ва должны формироваться и действовать в соответствии с законодательством своей страны.


  1. Политическая система общества: понятие и структура.