ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.4. Требования безопасности и охраны труда при выполнении работ с использованием
крана-манипулятора.
9.4.1. Общие требования.
1. Работы с использованием крана-манипулятора следует производить согласно требованиям следующих нормативных документов:
− «Правила по охране труда в строительстве», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 г. № 336н;
− ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12 апреля 2016 года), утвержденные приказом от 12 ноября 2013 года №533 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
− «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», утвержденные Приказом Минтруда России от 17.09.2014 № 642н.
2. К выполнению работ с использованием кранов-манипуляторов допускаются лица не моложе
18 лет, обученные и аттестованные в соответствии с требованиями ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12 апреля 2016 года), утвержденные приказом от 12 ноября 2013 года №533
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
3. К работе может быть допущен только исправный кран-манипулятор, испытанный и зарегистрированный.
4. Лица, не имеющие соответствующей квалификации и не прошедшие инструктаж по технике безопасности, к работе крана-манипулятора не допускаются.
5. Оператор должен знать условную сигнализацию и массу поднимаемого груза, а также ее соответствие грузоподъемности крана-манипулятора на данном вылете.
6. При работе с краном во избежание несчастных случаев работа оператора (машиниста) и стропальщика должна быть строго согласована. Оператор (машинист) обязан внимательно следить за работой стропальщика.
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
48
7. Прежде чем приступить к работе, оператор (машинист) должен убедиться в исправности крана-манипулятора, грузозахватных приспособлений, стропов и захватов и в их соответствии поднимаемым грузам.
8. Запрещается выполнение работ на кране-манипуляторе при скорости ветра, превышающей значение, допустимое для работы данного крана-манипулятора и указанное в его техническом паспорте, а также при сильном снегопаде, тумане, дожде и во всех других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.
9. Перед началом работ должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между стропальщиком и машинистом крана-манипулятора.
10. Для безопасного выполнения работ кранами-манипуляторами их владелец и организация, производящая работы, обязаны обеспечить соблюдение следующих правил:
- на месте производства работ по перемещению грузов кранами-манипуляторами не должны находиться лица, не имеющие прямого отношения к выполняемой работе;
- при необходимости осмотра, ремонта, регулировки механизмов, осмотра и ремонта металлоконструкций крана-манипулятора должен быть отключен двигатель;
- лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, операторы
(машинисты) и стропальщики должны быть ознакомлены с ППР (под роспись) до начала работ;
- не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины;
- перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;
- при перемещении крана-манипулятора с грузом положение стрелы и нагрузка на кран- манипулятор должны устанавливаться в соответствии с руководством по эксплуатации крана- манипулятора;
- опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующие подкладки для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза. Устанавливать груз в местах, для этого не предназначенных, не разрешается. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
- не допускается нахождение людей и проведение каких-либо работ в пределах перемещения грузов кранами-манипуляторами;
- по окончании работ или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии;
- при подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200 - 300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормозов;
- при подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудования. Это требование должно строго выполняться и при опускании груза.
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
49
11. При работе крана-манипулятора не допускается:
- нахождение людей возле работающего крана-манипулятора;
- перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении;
- подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;
- подтаскивания груза по земле, полу или рельсам;
- освобождение краном-манипулятором защемленных грузом стропов, канатов или цепей;
- оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины;
- выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;
- работа при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности тормозах;
- включение механизмов крана-манипулятора при нахождении людей на кране-манипуляторе.
Исключение составляют лица, производящие осмотр и регулировку механизмов. В этом случае механизмы должны включаться по сигналу лица, производящего осмотр;
- подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой.
9.4.2. Правила безопасности при работе крана-манипулятора.
1. Перед работой оператор (машинист) должен убедиться в том, что давление воздуха в шинах соответствует установленной норме, а транспортное средство надежно заторможено.
2. Если стояночный тормоз транспортного средства действует не на все колеса, а при работе возможна разгрузка заторможенных колес, необходимо принять меры, обеспечивающие гарантированное исключение движения транспортного средства при работе крана-манипулятора, например, установить клиновидные подкладки под колеса.
3. Установку крана-манипулятора на выносные опоры следует производить в соответствии с указаниями, приведенными в соответствующем разделе инструкции по его эксплуатации.
4. При подъеме груза, по массе близкого к максимальному для данного вылета, оператор
(машинист) должен проверить устойчивость крана-манипулятора и правильность строповки груза путем его поднятия на высоту 0,1 - 0,2 м.
5. Запрещается работа крана-манипулятора:
- с неисправными звуковым сигналом и приборами безопасности;
- на площадке, не соответствующей предъявляемым требованиям;
- при скорости ветра, отличной от указанной в паспорте (при этом стреловое оборудование должно быть опущено на опору или переведено в транспортное положение);
- в ночное время без электрического освещения;
- при температуре воздуха, отличной от указанной в паспорте.
6. При нейтральном положении рукояток управления и поднятом стреловом оборудовании может происходить почти незаметное на глаз проседание штоков гидроцилиндров за счет внутренних перетечек рабочей жидкости вследствие неточной фиксации нейтрального положения золотника управления, износа уплотнений, негерметичности соединений и др. Поэтому во избежание аварии во время перерыва в работе и при любой отлучке оператора (машиниста)
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
50
необходимо отцепить груз, а стреловое оборудование опустить на опору, например, в кузов автомобиля, или перевести в транспортное положение.
7. Оператору (машинисту) запрещается выключать двигатель, отключать привод насоса и покидать пост управления при наличии груза на крюке.
8. Во время работы запрещается:
- поднимать груз, масса которого превышает номинальную для данного вылета и данного кинематического положения рукояти и стрелы;
- поднимать груз, масса которого не известна;
- резко тормозить при выполнении рабочих операций (особенно при работе с грузами, близкими к номинальным для данного вылета);
- отрывать груз, засыпанный грунтом или другими предметами, а также примерзший;
- производить какие-либо работы по ремонту, регулировке или обслуживанию;
- допускать к обвязке и зацепке груза посторонних лиц;
- допускать на кран-манипулятор и в зону его действия посторонних лиц.
9. Запрещается установка и работа крана-манипулятора на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи и в пределах охранной зоны без наряда-допуска, оформленного в установленном порядке, и без наблюдения лица, ответственного за безопасное производство работ.
10. Расстояние между поворотной частью крана манипулятора при любом ее положении и зданиями, штабелями грузов, другими подъемными сооружениями и пр. предметами должно составлять не менее 1м.
11. Расстояние между стрелой крана манипулятора при любом ее положении и зданиями, штабелями грузов, другими подъемными сооружениями и пр. предметами должно составлять не менее 0,5м.
9.4.3. Правила безопасности при передвижении.
1. При передвижении транспортного средства с краном-манипулятором следует обеспечить надежную фиксацию стрелового оборудования в транспортном положении. Не разрешается укладывать стреловое оборудование в кузов транспортного средства при следующих условиях:
- при падении давления в гидроцилиндрах;
- при напряженном состоянии элементов конструкции крана-манипулятора;
- при передаче динамических нагрузок от груза или транспортного средства на элементы конструкции крана-манипулятора.
2. Запрещается передвижение:
- с грузом, подвешенным на крюке крана-манипулятора;
- с выдвинутым стреловым оборудованием;
- с включенным приводом насоса.
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
51
9.4.4. Требования к рабочей площадке.
1. Рабочая площадка, на которой работает кран-манипулятор, должна быть ровной. Уклон площадки не должен превышать 1°.
2. Допускается планировка площадки путем снятия неровностей грунта в месте расположения колес и опор или установка подкладок.
3. При слабом грунте необходимо усилить его подсыпкой сухого песка, щебня, гравия, а также подложить деревянные щиты.
4. Во всех случаях грунт не должен проседать под опорами во время работы крана- манипулятора, не должно повреждаться покрытие площадки, поверхность под подпятником опоры должна быть горизонтальной.
5. Определять площадь подкладки под опору необходимо из условия допустимого удельного давления на основание площадки. При этом необходимо учитывать, что максимальное усилие давления выносной опоры на основание зависит от массы груза на крюке и в кузове.
9.4.5. Требования к загрузке грузовой платформы транспортного средства.
1. Транспортное средство, оборудованное краном-манипулятором, должно загружаться в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя и результатами специальных испытаний на управляемость и тормозную динамику.
2. Масса перевозимого груза и его центр тяжести должны определяться из условий грузоподъемности транспортного средства, массы крана-манипулятора и его геометрического положения на шасси.
3. Базовый автомобиль, оборудованный краном-манипулятором между кабиной и грузовой платформой, допускается эксплуатировать при соблюдении следующих условий:
- масса перевозимого груза не должна превышать его грузоподъемность;
- при загрузке платформы максимально допустимым по массе грузом его центр тяжести должен совпадать с центром грузовой платформы, находящимся в точке пересечения диагоналей;
- загрузка платформы должна производиться последовательно от переднего по ходу автомобиля борта к заднему равномерно по всей площади платформы, выгрузка - в обратной последовательности: от заднего борта к переднему;
- при частичной загрузке платформы необходимо более тяжелые грузы располагать в передней части платформы, а весь груз надежно закреплять, чтобы исключить его перемещение или смещение;
- по мере загрузки грузовой платформы во избежание перегрузки опор необходимо снижение давления в цилиндрах опор, уменьшая скорость выдвижения штоков до величины, еще обеспечивающей достаточную устойчивость.
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
52
9.4.6. Обязанности обслуживающего персонала.
9.4.6.1. Обязанности оператора (машиниста) перед началом работы крана-манипулятора.
1. Оператор (машинист), прежде чем приступить к работе, должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-манипулятора.
2. При этом он должен:
- осмотреть механизмы крана-манипулятора, их крепления и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
- проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
- проверить смазку передач, подшипников, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
- осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединение секций стрелы, а также металлоконструкцию и сварные соединения ходовой рамы (шасси);
- осмотреть крюк и его крепление, грейфер или захват, а также цепи и кольца его подвески;
- проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов);
- проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране-манипуляторе
(реле давления, аварийный гидрозамок, гидроклапан, устройство защиты от перегрузки, сигнальный прибор);
- проверить исправность освещения крана-манипулятора, буферных фонарей и фар;
- произвести при приемке крана-манипулятора осмотр системы привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов, напорных и аварийных гидроклапанов на напорных линиях.
3. Оператор (машинист) вместе со стропальщиком или самостоятельно обязан проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
4. При приемке крана-манипулятора операторы (машинисты), сдающие и принимающие смену, должны производить его осмотр совместно. Для осмотра крана-манипулятора владелец обязан выделить оператору (машинисту) необходимое время в начале смены.
5. Осмотр крана-манипулятора должен осуществляться только при неработающих механизмах.
6. При осмотре крана-манипулятора оператор (машинист) должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.
7. После осмотра крана-манипулятора перед его пуском в работу оператор (машинист), убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия механизмов поворота и выдвижения стрелы, приборов и устройств безопасности, сигнализации, защиты от перегрузки, гидросистемы, гидрозамков и гидрораспределителей.
8. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-манипулятора неисправности или недостатков, препятствующих его безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами оператор (машинист), не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно- техническому работнику, ответственному за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами.
крана-манипулятора.
9.4.1. Общие требования.
1. Работы с использованием крана-манипулятора следует производить согласно требованиям следующих нормативных документов:
− «Правила по охране труда в строительстве», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 г. № 336н;
− ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12 апреля 2016 года), утвержденные приказом от 12 ноября 2013 года №533 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
− «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», утвержденные Приказом Минтруда России от 17.09.2014 № 642н.
2. К выполнению работ с использованием кранов-манипуляторов допускаются лица не моложе
18 лет, обученные и аттестованные в соответствии с требованиями ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12 апреля 2016 года), утвержденные приказом от 12 ноября 2013 года №533
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
3. К работе может быть допущен только исправный кран-манипулятор, испытанный и зарегистрированный.
4. Лица, не имеющие соответствующей квалификации и не прошедшие инструктаж по технике безопасности, к работе крана-манипулятора не допускаются.
5. Оператор должен знать условную сигнализацию и массу поднимаемого груза, а также ее соответствие грузоподъемности крана-манипулятора на данном вылете.
6. При работе с краном во избежание несчастных случаев работа оператора (машиниста) и стропальщика должна быть строго согласована. Оператор (машинист) обязан внимательно следить за работой стропальщика.
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
48
7. Прежде чем приступить к работе, оператор (машинист) должен убедиться в исправности крана-манипулятора, грузозахватных приспособлений, стропов и захватов и в их соответствии поднимаемым грузам.
8. Запрещается выполнение работ на кране-манипуляторе при скорости ветра, превышающей значение, допустимое для работы данного крана-манипулятора и указанное в его техническом паспорте, а также при сильном снегопаде, тумане, дожде и во всех других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.
9. Перед началом работ должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между стропальщиком и машинистом крана-манипулятора.
10. Для безопасного выполнения работ кранами-манипуляторами их владелец и организация, производящая работы, обязаны обеспечить соблюдение следующих правил:
- на месте производства работ по перемещению грузов кранами-манипуляторами не должны находиться лица, не имеющие прямого отношения к выполняемой работе;
- при необходимости осмотра, ремонта, регулировки механизмов, осмотра и ремонта металлоконструкций крана-манипулятора должен быть отключен двигатель;
- лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, операторы
(машинисты) и стропальщики должны быть ознакомлены с ППР (под роспись) до начала работ;
- не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины;
- перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;
- при перемещении крана-манипулятора с грузом положение стрелы и нагрузка на кран- манипулятор должны устанавливаться в соответствии с руководством по эксплуатации крана- манипулятора;
- опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующие подкладки для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза. Устанавливать груз в местах, для этого не предназначенных, не разрешается. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
- не допускается нахождение людей и проведение каких-либо работ в пределах перемещения грузов кранами-манипуляторами;
- по окончании работ или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии;
- при подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200 - 300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормозов;
- при подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудования. Это требование должно строго выполняться и при опускании груза.
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
49
11. При работе крана-манипулятора не допускается:
- нахождение людей возле работающего крана-манипулятора;
- перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении;
- подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;
- подтаскивания груза по земле, полу или рельсам;
- освобождение краном-манипулятором защемленных грузом стропов, канатов или цепей;
- оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины;
- выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;
- работа при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности тормозах;
- включение механизмов крана-манипулятора при нахождении людей на кране-манипуляторе.
Исключение составляют лица, производящие осмотр и регулировку механизмов. В этом случае механизмы должны включаться по сигналу лица, производящего осмотр;
- подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой.
9.4.2. Правила безопасности при работе крана-манипулятора.
1. Перед работой оператор (машинист) должен убедиться в том, что давление воздуха в шинах соответствует установленной норме, а транспортное средство надежно заторможено.
2. Если стояночный тормоз транспортного средства действует не на все колеса, а при работе возможна разгрузка заторможенных колес, необходимо принять меры, обеспечивающие гарантированное исключение движения транспортного средства при работе крана-манипулятора, например, установить клиновидные подкладки под колеса.
3. Установку крана-манипулятора на выносные опоры следует производить в соответствии с указаниями, приведенными в соответствующем разделе инструкции по его эксплуатации.
4. При подъеме груза, по массе близкого к максимальному для данного вылета, оператор
(машинист) должен проверить устойчивость крана-манипулятора и правильность строповки груза путем его поднятия на высоту 0,1 - 0,2 м.
5. Запрещается работа крана-манипулятора:
- с неисправными звуковым сигналом и приборами безопасности;
- на площадке, не соответствующей предъявляемым требованиям;
- при скорости ветра, отличной от указанной в паспорте (при этом стреловое оборудование должно быть опущено на опору или переведено в транспортное положение);
- в ночное время без электрического освещения;
- при температуре воздуха, отличной от указанной в паспорте.
6. При нейтральном положении рукояток управления и поднятом стреловом оборудовании может происходить почти незаметное на глаз проседание штоков гидроцилиндров за счет внутренних перетечек рабочей жидкости вследствие неточной фиксации нейтрального положения золотника управления, износа уплотнений, негерметичности соединений и др. Поэтому во избежание аварии во время перерыва в работе и при любой отлучке оператора (машиниста)
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
50
необходимо отцепить груз, а стреловое оборудование опустить на опору, например, в кузов автомобиля, или перевести в транспортное положение.
7. Оператору (машинисту) запрещается выключать двигатель, отключать привод насоса и покидать пост управления при наличии груза на крюке.
8. Во время работы запрещается:
- поднимать груз, масса которого превышает номинальную для данного вылета и данного кинематического положения рукояти и стрелы;
- поднимать груз, масса которого не известна;
- резко тормозить при выполнении рабочих операций (особенно при работе с грузами, близкими к номинальным для данного вылета);
- отрывать груз, засыпанный грунтом или другими предметами, а также примерзший;
- производить какие-либо работы по ремонту, регулировке или обслуживанию;
- допускать к обвязке и зацепке груза посторонних лиц;
- допускать на кран-манипулятор и в зону его действия посторонних лиц.
9. Запрещается установка и работа крана-манипулятора на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи и в пределах охранной зоны без наряда-допуска, оформленного в установленном порядке, и без наблюдения лица, ответственного за безопасное производство работ.
10. Расстояние между поворотной частью крана манипулятора при любом ее положении и зданиями, штабелями грузов, другими подъемными сооружениями и пр. предметами должно составлять не менее 1м.
11. Расстояние между стрелой крана манипулятора при любом ее положении и зданиями, штабелями грузов, другими подъемными сооружениями и пр. предметами должно составлять не менее 0,5м.
9.4.3. Правила безопасности при передвижении.
1. При передвижении транспортного средства с краном-манипулятором следует обеспечить надежную фиксацию стрелового оборудования в транспортном положении. Не разрешается укладывать стреловое оборудование в кузов транспортного средства при следующих условиях:
- при падении давления в гидроцилиндрах;
- при напряженном состоянии элементов конструкции крана-манипулятора;
- при передаче динамических нагрузок от груза или транспортного средства на элементы конструкции крана-манипулятора.
2. Запрещается передвижение:
- с грузом, подвешенным на крюке крана-манипулятора;
- с выдвинутым стреловым оборудованием;
- с включенным приводом насоса.
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
51
9.4.4. Требования к рабочей площадке.
1. Рабочая площадка, на которой работает кран-манипулятор, должна быть ровной. Уклон площадки не должен превышать 1°.
2. Допускается планировка площадки путем снятия неровностей грунта в месте расположения колес и опор или установка подкладок.
3. При слабом грунте необходимо усилить его подсыпкой сухого песка, щебня, гравия, а также подложить деревянные щиты.
4. Во всех случаях грунт не должен проседать под опорами во время работы крана- манипулятора, не должно повреждаться покрытие площадки, поверхность под подпятником опоры должна быть горизонтальной.
5. Определять площадь подкладки под опору необходимо из условия допустимого удельного давления на основание площадки. При этом необходимо учитывать, что максимальное усилие давления выносной опоры на основание зависит от массы груза на крюке и в кузове.
9.4.5. Требования к загрузке грузовой платформы транспортного средства.
1. Транспортное средство, оборудованное краном-манипулятором, должно загружаться в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя и результатами специальных испытаний на управляемость и тормозную динамику.
2. Масса перевозимого груза и его центр тяжести должны определяться из условий грузоподъемности транспортного средства, массы крана-манипулятора и его геометрического положения на шасси.
3. Базовый автомобиль, оборудованный краном-манипулятором между кабиной и грузовой платформой, допускается эксплуатировать при соблюдении следующих условий:
- масса перевозимого груза не должна превышать его грузоподъемность;
- при загрузке платформы максимально допустимым по массе грузом его центр тяжести должен совпадать с центром грузовой платформы, находящимся в точке пересечения диагоналей;
- загрузка платформы должна производиться последовательно от переднего по ходу автомобиля борта к заднему равномерно по всей площади платформы, выгрузка - в обратной последовательности: от заднего борта к переднему;
- при частичной загрузке платформы необходимо более тяжелые грузы располагать в передней части платформы, а весь груз надежно закреплять, чтобы исключить его перемещение или смещение;
- по мере загрузки грузовой платформы во избежание перегрузки опор необходимо снижение давления в цилиндрах опор, уменьшая скорость выдвижения штоков до величины, еще обеспечивающей достаточную устойчивость.
В
за
м
.
инв.
№
П
од
пи
сь и д
а
та
И
нв
.
№
подл.
ППР 248.01.20
Лист
Изм. Кол. Лист №док Подпись Дата
52
9.4.6. Обязанности обслуживающего персонала.
9.4.6.1. Обязанности оператора (машиниста) перед началом работы крана-манипулятора.
1. Оператор (машинист), прежде чем приступить к работе, должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-манипулятора.
2. При этом он должен:
- осмотреть механизмы крана-манипулятора, их крепления и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
- проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
- проверить смазку передач, подшипников, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
- осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединение секций стрелы, а также металлоконструкцию и сварные соединения ходовой рамы (шасси);
- осмотреть крюк и его крепление, грейфер или захват, а также цепи и кольца его подвески;
- проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов);
- проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране-манипуляторе
(реле давления, аварийный гидрозамок, гидроклапан, устройство защиты от перегрузки, сигнальный прибор);
- проверить исправность освещения крана-манипулятора, буферных фонарей и фар;
- произвести при приемке крана-манипулятора осмотр системы привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов, напорных и аварийных гидроклапанов на напорных линиях.
3. Оператор (машинист) вместе со стропальщиком или самостоятельно обязан проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
4. При приемке крана-манипулятора операторы (машинисты), сдающие и принимающие смену, должны производить его осмотр совместно. Для осмотра крана-манипулятора владелец обязан выделить оператору (машинисту) необходимое время в начале смены.
5. Осмотр крана-манипулятора должен осуществляться только при неработающих механизмах.
6. При осмотре крана-манипулятора оператор (машинист) должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.
7. После осмотра крана-манипулятора перед его пуском в работу оператор (машинист), убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия механизмов поворота и выдвижения стрелы, приборов и устройств безопасности, сигнализации, защиты от перегрузки, гидросистемы, гидрозамков и гидрораспределителей.
8. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-манипулятора неисправности или недостатков, препятствующих его безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами оператор (машинист), не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно- техническому работнику, ответственному за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами.